Пирог уменьшился и расслоился
За полтора посткризисных года число риэлтерских компаний сократилось на 30%. В 2000 году ряды столичных риэлтеров сократятся еще на треть. Фирмы начали объединяться в холдинги. Для клиентов это хорошая новость.
Пирог расслоился
На первый взгляд прошлый год можно назвать весьма удачным для риэлтерского бизнеса. Цены на жилье оставались низкими, подстегивая активность покупателей. В результате за минувший год в Москве было зафиксировано более 150 тыс. сделок, что является абсолютным рекордом за все годы после советской власти.
Повлияли на эти показатели и включение в оборот комнат в коммунальных квартирах (в марте мэр Лужков издал соответствующее распоряжение), и удешевление новостроек, и спешка граждан перед вступлением в силу нового Налогового кодекса.
Но этот всплеск активности принес дивиденды далеко не всем из 3000 столичных фирм, именующих себя агентствами недвижимости. Напротив, у небольших и средних фирм наступают трудные времена. Конкуренция обостряется и, по прогнозам специалистов, в 2000 году ряды столичных риэлтеров сократятся еще на треть.
На рынке произошло расслоение. Стало ясно, что продолжать успешную работу могут только четыре группы фирм.
Во-первых, выживают те, кто имеет доступ к работе со столичными новостройками. В прошлом году в список компаний, уполномоченных правительством Москвы на такие операции, входило 36 фирм.
Во-вторых, "в шоколаде" крупные фирмы, у которых хватает средств на проведение массированных рекламных кампаний. На собственную имиджевую рекламу и раскрутку продаваемых объектов риэлтеры в 1999 году потратили $1,5 млн. Например, компания "Дон-Строй" только в декабре вложила в рекламу $117 тыс., "Альянс" - $155 тыс. Каждый из старожилов рынка - Московская центральная биржа недвижимости (МЦБН), "Миэль", Московское инвестиционное агентство недвижимости (МИАН) - потратил на рекламу в декабре около $50 тыс.
В-третьих, неплохо себя чувствуют мелкие компании, которые вовремя нашли хорошую нишу и прочно в ней укрепились. Например, агентство недвижимости "На Соколе" специализируется на продажах в своем микрорайоне и имеет постоянную клиентуру. Компания "Квартал 32-33", занимающаяся строительством и реализацией элитного жилья, тоже не испытывает дефицита покупателей.
На свой кусок хлеба - правда, не всегда с маслом - зарабатывают и "старые" фирмы, специализирующиеся на аренде. Как правило, они имеют небольшой штат сотрудников (до 20 человек), минимизируют расходы, а услуги их так или иначе находят спрос вне зависимости от экономической ситуации и времени года.
Но самая многочисленная команда игроков на столичном рынке не попадает ни в одну из перечисленных категорий "счастливчиков". Это "средние" компании, в которых работают от 60 до 200 агентов. В прежние времена эти фирмы не бедствовали. У них хватало денег не только на жизнь, но и на развитие бизнеса. Они могли себе позволить открывать офисы сразу в нескольких районах Москвы, рекламировали себя не только в газетах типа "Из рук в руки" и "Центр-Плюс", но и в более дорогих СМИ, устанавливали щиты наружной рекламы на улицах и в метро.
После кризиса они были вынуждены затянуть пояса. Некоторые из них так и не сумели пережить критические месяцы. Часть из тех, что выплыли, может утонуть в этом году.
По общественной линии
Руководители таких риэлтерских фирм забили тревогу. "Слабые" решили, что для выживания нужно как-то объединяться с более сильными.
Одна из форм таких объединений - профессиональные общественные организации. В июне прошлого года состоялся первый совместный съезд Московской ассоциации риэлтеров (МАР) и Московской гильдии риэлтеров (МГР). Две общественные организации слились в одну, которая получила громоздкое название - Московская ассоциация гильдии риэлтеров (МАГР).
МАР была создана еще в 1993 году риэлтерами, работающими на вторичном рынке жилья. Членство в ассоциации для риэлтерской фирмы было не только престижным, но и выгодным. Для клиентов статус члена МАР значил чуть ли не больше, чем наличие лицензии. Кроме того, члены ассоциации имели преимущественное право приема на работу лучших выпускников специализированных школ.
У МГР совсем другие корни. Собственно риэлтерскими проблемами гильдия никогда не занималась, зато входящие в нее фирмы имели доступ к продаже муниципальных новостроек и представляли интересы тех или иных финансовых группировок, кредитующих жилищное строительство в городе. По объемам продаж можно было косвенным образом просчитать взаимоотношения того или иного крупного банка с правительством Москвы. (Например, компания "Оргкомитет", в состав учредителей которого входит Инкомбанк, год назад получала больше жилья на реализацию, чем остальные.) Два года назад ситуация изменилась: реализацию новостроек в правительстве Москвы стали контролировать люди, не имеющие никакого отношения к МГР. Соответственно компании, входящие в гильдию, остались не у дел.
Официальное объяснение состоявшегося объединения МАР и МГР: регулирование правил игры на рынке, унификация договоров, доступ к единой информационной базе. Но сами риэлтеры довольно скептически отнеслись к реорганизации. По мнению одного из них, членство в МАР, МГР, равно как и в РГР (Российская гильдия риэлтеров), не имеет сегодня практического значения, потому что эти организации не могут в полной мере координировать деятельность риэлтеров и лоббировать их интересы во властных структурах.
Новая объединенная организация дает агентствам по недвижимости некоторые новые возможности. В частности, они договариваются о совместных рекламных кампаниях, экономя на этих расходах, и имеют доступ к единой базе данных. Выжить такое объединение кое-кому, наверное, поможет. А вот развиваться - вряд ли.
Частная инициатива
Тем временем некоторые риэлтерские компании пытаются наладить контакты между собой, что называется, в узком кругу. Начался процесс слияния и поглощения одних компаний другими. Пока лидером этого процесса является вполне успешная компания "Миэль".
В июне 1998 года в ее состав вошла фирма "Ле-Ру". По признанию Дмитрия Лебедева, который возглавлял "Ле-Ру" до объединения, это принесло определенные дивиденды: оборот отделения "Миэль", организованного на базе упраздненной компании, вырос в прошлом году в два раза, и это при том, что цены упали на 40% и уменьшились комиссионные.
Вслед за "Ле-Ру" "Миэль" купил и фирмы "Тандем-С" и "Юридическая помощь". По словам Григория Куликова, генерального директора компании "Миэль", доходы отделения "Дмитровское" (экс-"Тандем-С") выросли в 4,5 раза, отделения "Измайловское" (бывшая "Юридическая помощь" - в 2,3 раза.
Следующим шагом стал альянс "Миэля" с тремя другими крупными фирмами - МИАН, МЦБН и "Инком". Фактически речь идет о создании "мягкого холдинга" при сохранении юридической самостоятельности каждого из его членов.
Ольга Кузнецова, заместитель директора компании МИАН: "Наше объединение преследовало одну цель. Голос одной фирмы власти не услышат, а когда выступают несколько риэлтерских фирм - это уже считается проблемой, которую надо решать. К тому же расходы, которые необходимы для решения той или иной задачи, мы делим пропорционально на всех. Это касается и рекламной политики. В СМИ уже появилась совместная реклама нашего холдинга".
Андрей Куприянов, исполнительный директор "Инкома": "Мы объединились, чтобы координировать информационные потоки. Не секрет, что в фирмах существуют разные варианты договора с клиентом, бывают между ними и разночтения. Мы намерены разрабатывать общие безопасные схемы заключения сделок и финансовых расчетов".
Хотят ли другие столичные компании последовать этому примеру? Похоже, что хотят - правда, пока только на уровне разговоров.
Сергей Поликарпов, генеральный директор "Московской городской службы недвижимости" (МГСН): "Я думаю, что говорить об объединении риэлтерских компаний Москвы еще преждевременно. Да, мы проводим совместные рекламные кампании. Например, совместно с "Отдел-строем" продвигаем общие объекты, устанавливаем наружную рекламу. Прошлогоднее падение цен научило крупных оптовых операторов договариваться. Я считаю, что нам нужно совместными усилиями рекламировать новые районы. Мы готовы к объединению, хотя реально для этого еще ничего не сделано. Я думаю, что глобальное объединение постепенно начнет происходить. От этого все выиграют - и фирмы, и их клиенты".
Похоже, объединение риэлтерских компаний в ближайшие годы обретет вполне реальные очертания. А когда компаний на рынке станет меньше, их клиентам будет легче выяснить подноготную того или иного агентства. За имидж каждой фирмы будет отвечать головная корпорация. А в случае прокола клиент сможет претендовать на возмещение ущерба из общей кассы.