Top.Mail.Ru
архив

Пироги с процентами

Уже несколько лет никто не предлагал частным лицам расстаться со своими кровными так соблазнительно, как это делают интеллектуалы из небольшой компании «Проект О.Г.И.». Компания объявила две недели назад всенародный заем на создание сети кафе «Пироги». Прием денег у населения начался 5 ноября.

 

Междусобойчик

К моменту подписания номера в печать у компании появилось 40 частных инвесторов. Они доверили организаторам займа в общей сложности 900 тыс. руб.

Рекламы всенародного займа нет на ТВ. Никто не вещает про «халявщиков и партнеров» и про баснословные прибыли. Даром что и здесь присутствует аббревиатура из трех букв. И процентные ставки действительно выглядят более чем заманчиво. За шестимесячный заем обещают 18% годовых в рублях, за годовой – 25%, а за двухгодичный – 30%.

Российские банки выплачивают сейчас за «годовалые» депозиты в лучшем случае 18 – 20%. Не говоря уже о Сбербанке, который по двухгодичному пенсионному вкладу выплачивает 18,5% годовых.

Корпоративные облигации (а «огишники» предложили как раз нечто подобное) всегда гарантируют инвесторам более высокий доход. Но фондовые аналитики не считают особо надежными бумаги, чья доходность превышает 20% – даже когда речь идет о займах алмазодобытчиков, нефтехимиков, связистов, чья доходная база гораздо больше, нежели у сети московских кафе.

Впрочем, свой заем «огишники» не собираются выводить на фондовый рынок: ставка сделана на тех, кто знает. «Пироги», как и другие проекты компании, рассчитаны на крайне ограниченную группу потребителей – интеллектуалов со средним и низким уровнем дохода. «Успех наших проектов в четком знании потребителя, на которого они рассчитаны, – говорит Дмитрий Ицкович, президент «Проекта О.Г.И.». – Мы ведь сами относимся к этой целевой аудитории. Нам интересны книжки, которые делает издательство «О.Г.И.», интересны концерты в клубе «Проект О.Г.И.», интересен их Интернет-сайт Polit.ru. Нам нравится обедать в «Пирогах» и в «Улице О.Г.И.».

Практически все завсегдатаи заведений, управляемых «Проектом О.Г.И.», лично знают его руководителей, поэтому проблем с доверием клиентов ни Дмитрий Ицкович, ни генеральный директор компании Алексей Кабанов не ожидают.

Заем оформляется как договор частного лица с юридическим. Понятно, что с такой довольно экзотической формой взаимоотношений кредитора и заемщика, слегка напоминающей печально знаменитые мавродиевские «фантики», могут смириться только «свои». Хотя, как утверждают в компании, ФКЦБ на запрос ответила: не в нашей компетенции. Другие регулирующие органы от официальных ответов воздержались.

Как бы там ни было, но в «Проекте О.Г.И.» создан даже инвестиционный отдел, который будет отслеживать соответствие прихода-расхода. Привлеченные в процессе займа средства будут идти на специальный банковский счет. Как обещает президент компании Дмитрий Ицкович, через неделю-две на корпоративном сайте появится раздел «Ежедневный мониторинг», в котором будет расшифровываться каждая транзакция со спецсчета. Когда на счете будет порядка $300 тыс., «Проект О.Г.И.» откроет «Пироги» с табличкой: «Построено на народные деньги».

Участники займа смогут не только водить туда друзей и гордиться – это немножко мое; им действительно предоставят возможность купить себе немножко «О.Г.И.».

Дело в том, что под обеспечение займа будет заблокирован соответствующий пакет акций ОАО «Пироги». При погашении займа кредиторы смогут получить либо деньги, либо акции одного из кафе (ООО «Пироги №…»). После выхода сети на полную мощность их обменяют на акции ОАО «Пироги», управляющего сетью.

 

Семантика общепита

«Бизнес, которым мы занимаемся, имеет большую доходность, чем заявленные проценты по займу», – утверждает генеральный директор ЗАО «Проект О.Г.И.» Алексей Кабанов. «Проект О.Г.И.» всегда развивался на привлеченные деньги. И инвесторы не жаловались.

Отсчет истории «Проекта О.Г.И.» можно вести с 1992 года. Именно тогда филолог Дмитрий Ицкович создает издательство «ИЦ-Гарант» (с 1997-го – «О.Г.И.»). Специализация – книги для высоколобых: Ицкович окончил известный в кругах гуманитариев университет в эстонском городе Тарту. Тогда же зародилось и музыкальное направление бизнеса – будущие «огишники» организовали продюсерскую группу «Ы», которая устраивала концерты группы «Аукцыон».

В 1998-м Ицкович и Дмитрий Борисов открыли первый клуб «О.Г.И.» в коммуналке на Патриарших, снятой у приятеля. Продукты закупались на Палашевском рынке. На должности поваров, официантов, уборщиц и продавцов принимали друзей и приятелей. Борисов привел в «О.Г.И.» Алексея Кабанова, который в 1999-м стал генеральным директором ЗАО «Проект О.Г.И.».

В 1999-м в Потаповском переулке открылся клуб «Проект О.Г.И.» – с книжным магазином, регулярными концертами и творческими вечерами литераторов. В 2000-м появилось кафе «Пироги».

На первый клуб деньги просто занимали у друзей – в общей сложности $4 тыс. Инвестиции во второй клуб «Проект О.Г.И.» составили уже $110 тыс. Половина акций была продана опять же частным инвесторам. Необычный формат заведения (общепит + концертная площадка + книжный магазин) оказался успешным.

К тому же, будучи культурно-просветительской организацией, компания наверняка получила льготы по арендной плате и налогам. Вообще Ицкович, судя по всему, обладает неплохим опытом в сфере минимизации налогообложения. Не случайно именно ему приписывается организация мартовской встречи представителей правительства с руководителями гражданских организаций по проблемам налогообложения некоммерческой деятельности.

Так или иначе, но через полгода оборот клуба составлял уже $50 тыс. в месяц, а инвесторы получили колоссальную прибыль, 400 – 500% годовых.

Одно смущало: «Проект О.Г.И.» перестал справляться с притоком посетителей.

«Мы были вынуждены открывать новые точки, – говорит Кабанов. – В спорах родилась идея «Пирогов» – демократичного кафе с культурной составляющей». «Пироги» открылись на деньги частных лиц. Очереди в кафе навели создателей на мысль о создании сети.

Возможно, сыграл свою роль и наметившийся кризис Интернет-экономики, в которую погрузился было отец-основатель «Проекта О.Г.И.» Дмитрий Ицкович. Его Zhurnal.ru зачах, а идея с продажей Polit.ru компании «Русские фонды» оказалась несостоятельной.

 

СПРАВКА

Вот такие «Пироги»

На сегодняшний день под управлением компании «Проект О.Г.И.» находятся издательство «О.Г.И.», сайт Polit.ru, Web-мастерская, компьютерное объединение E-LABS, два кафе «Пироги», ОАО «Пироги», комплекс «На Тульской», клуб «Проект О.Г.И.», ресторан «Улица О.Г.И.».

В каждом из проектов компании принадлежит 40 – 60%. Годовой оборот компании составляет примерно $7млн – $8 млн. 60% оборота обеспечивает общепит, 20% – книжно-издательская деятельность, 5% – медийный блок.

 

Мануфактура «Обломов»

В планах компании «Проект О.Г.И.» – открытие 18 кафе в спальных районах и 12 кафе в центре. С 1 января 2002 года по одному кафе должно открываться каждый месяц. «Развитие сети кафе – хорошая идея, – отмечает Елена Новицкая, директор по внешним связям компании «Росинтер». – Сейчас на рынке сложилась благоприятная ситуация. Спрос на общепит растет, у потребителя есть привычка реагировать на брэнд. Другой вопрос – как проект будет развиваться. Идея «Русского бистро» тоже была в свое время отличной, но посмотрите, что из этого получилось…»

По мнению Новицкой, идея всенародного займа психологически очень удачна. Но для себя подобную схему развития «Росинтер» считает неприемлемой. «Мы такой ход не используем, поскольку развиваемся в другом формате. «Росинтер» – компания с западными корнями, мы работаем с Ernst & Young и собираемся приступить к публичному размещению акций», – говорит Новицкая.

Формат «Пирогов» с точки зрения ресторанного рынка достаточно перспективен. «Интеллигентные заведения» в Москве весьма востребованы. Не случайно тот же «Росинтер» создает сеть французских кофеен «Баристо». К концу года откроются две из них.

Расчетный срок выхода кафе на полную мощность – 9 месяцев, после чего рентабельность инвестиций, по данным компании, должна составить 58%. Эти цифры близки к реальности. Рентабельность московского общепита, работающего «по-белому», составляет 30 – 50%. При всегда полном зале – больше.

«Проект О.Г.И.» не намерен ограничиваться завоеванием столицы. Ведутся переговоры о создании первых «Пирогов» в Подмосковье. По словам Кабанова, через год-два «Пироги» будут развиваться и в регионах – на основе франчайзинга. Проблему неадекватности местного персонала и менеджмента решит учебный центр, который «Проект О.Г.И.» создает в рамках производственно-развлекательного комплекса «На Тульской» (в здании Даниловской мануфактуры).

Производственная часть комплекса будет запущена в эксплуатацию 1 января 2002 года, развлекательная – ровно через месяц, 1 февраля. Общая стоимость комплекса – порядка $4,7 млн. «Проект О.Г.И.» работает сразу с несколькими институциональными инвесторами, названия которых пока не разглашаются. Основой комплекса станет клубно-концертная зона с дискотечной и концертной площадками. Здесь предполагается проводить концерты европейских и американских артистов. В культурную составляющую входит и зал антрепризы. На площади 8400 кв. м разместятся также рестораны и кафе, детская комната, игротека, торговая зона (в том числе блошиный рынок), кулинария, пищевое производство. Производственный цех будет выпускать полуфабрикаты как для кафе и ресторанов, управляемых «Проектом О.Г.И.», так и для «чужих» заведений. Компания планирует выйти с ними и на рынок розницы, и в сегмент кетринга – готовых обедов.

Не исключено, что через некоторое время и это поле деятельности покажется компании слишком узким. Брэнд «Проект О.Г.И.» выходит за рамки «гуманитарной тусовки».

Как это ни странно, первый вклад в развитие модной сети московских кафе внесли люди случайные – предприниматели из Челябинска, впервые в жизни зашедшие в «Пироги» позавтракать. Если так пойдет и дальше, то «огишники» могут достичь результата, на который они не рассчитывали: «Проект О.Г.И.» будет развиваться за счет чужой целевой аудитории.

Впрочем, это не слишком противоречит концепции «огишников». Как утверждает Алексей Кабанов, «ликвидность точек общепита можно обеспечить за счет максимального вовлечения людей в бизнес. Есть огромная масса людей, которые располагают деньгами, но никуда их не вкладыва

Еще по теме