Пищевые цепи
События прошлой недели наглядно демонстрируют, что россияне спешат если не надышаться, то насытиться перед «смертью» от новой волны кризиса. Основные игроки рынка премиумной розницы – продуктовые сети «Азбука вкуса», «Глобус Гурмэ» и «Седьмой континент» – не замечают снижения продаж. Клиентов становится меньше, но сумма чека растет. Другими словами, вместо похода в «Каста Диву» или «Недальний Восток» состоятельные граждане закупаются ресторанными деликатесами в магазинах. Тренд питания на дому подтверждает и глава «Нестле Россия» (стр. 28).
Владельцы премиумных ритейлеров не отстают в потреблении от своих клиентов. По слухам, миноритарий «Седьмого континента» и депутат Госдумы Владимир Груздев купил целый подъезд шестиэтажного элитного дома в районе Остоженки. Для дорогой недвижимости такие оптовые клиенты теперь редкость. Чего не скажешь о коммерческих площадях. Правда, речь не идет о продаже. Девелоперы отдают проекты и целые здания за долги (стр. 16). Банки в массовом порядке забирают активы должников, но вряд ли будут заниматься девелопментом. Скорее, они найдут новых владельцев. Можно вспомнить, что именно таким образом – через активность кредиторов – произошел передел российского металлургического рынка, из которого вышла первая волна наших миллиардеров.