Пицца-бумеранг
В Москве на Пятницкой улице открывается ресторан Pizza Hut. Открытием новых ресторанов уже давно никого не заинтересуешь. Однако второе пришествие всемирно известной сети в столицу России наделало много шума. Слишком громким был предыдущий уход с бесперспективного, как тогда казалось американцам, рынка.
А лицом у них - сам Горбачев
История с закрытием двух московских Pizza Hut в ноябре 1998 года получилась громкой. Возможно, компании Tricon Global Restaurants никто и не уделил бы такого внимания - мало ли иностранцев покинули столицу после августа. Шуму же Pizza Hut была обязана причастностью к пиццериям Михаила Горбачева. Как в том анекдоте про Ельцина, взявшегося порулить на Рублевке: "Не знаю, что там за фраер едет, но за рулем у него президент".
Единственный президент СССР участвовал в рекламной кампании Pizza Hut. Телевизионный ролик, в котором он заказывает пиццу, а все сидящие аплодируют, транслировался по британскому телевидению. Гонорар Горбачева составил $160 тыс. Использовать ролик в кампании на территории России никто не собирался - на Западе в отличие от родины он до сих пор является популярным персонажем.
Впрочем, рекламу Pizza Hut делал и Борис Ельцин. Сообщение о том, что он заказал пиццу во время совещания в Госдуме, облетело весь мир.
Кроме всех этих курьезных моментов именно Pizza Hut запустила рекламу на ракете с Байконура, став первой в мире маркой, рекламируемой в космосе. А главное, это была первая в России настоящая пиццерия. Знак, если хотите. Реклама с участием Горбачева это подчеркивала: "Благодаря вам к нам пришла пицца". Так пицца олицетворяла в конце восьмидесятых гласность, ветер перемен, перестройку и все такое.
Следи за связями
Концепция Pizza Hut в Москве развивалась не так, как во всем мире. Тогда еще этой торговой маркой занималась сама PepsiCo. В большинстве своем рестораны мировой сети - франчайзинговые предприятия. В России 1988 года слова "франчайзинг" никто не знал.
Первый ресторан на Тверской был открыт как совместное предприятие с фирмой "Мосресторансервис". Это СП и занималось развитием концепции в Москве. Распределение долей тоже подтверждало уникальность работы в России. 51% бизнеса ресторанов всемирно известной американской марки Pizza Hut принадлежал государственному предприятию московского правительства.
В 1995 году мэрия запустила свой общепитовский проект. И с 1997 года "Мосресторансервис" по распоряжению мэра занялся также развитием сети предприятий быстрого обслуживания "Русское бистро". Как и Pizza Hut с KFC, "Русское бистро", если вы помните, партнерствовало с PepsiCo. Тогда казалось, что у McDonald's и Coca-Cola зашатались позиции.
Однако в конце того же 1997 года американская сторона уведомила российского партнера, что продлевать договор не будет. Еще до кризиса Pizza Hut собиралась покинуть московский рынок и разорвать сложившиеся отношения, которые начали ее тяготить.
По утверждению некоторых участников рынка, американцы начали подозревать российского партнера в недобросовестном распределении доходов. Можно не сомневаться, что их не устраивал и менеджмент "Русское бистро", развитием которого бодро занялось московское правительство.
"Мосресторансервис" постепенно начал загибаться. Франшизы продавались, но народ перестал воспринимать заведение как аналог McDonald's. Люди благополучные в закусочные ходить перестали. Вскоре напитки PepsiCo в меню "Русского бистро" сменились традиционно русскими собственного производства.
В 1998 году PepsiCo вывела сети быстрого питания из своей структуры. Новым владельцем концепций Pizza Hut, KFC и Taco Bell стала компания Tricon Global Restaurants. Она-то и закрыла московские рестораны.
Ресторан Pizza Hut на Кутузовском проспекте перестал работать 1 августа 1998 года. Ресторан на Тверской закрылся 1 ноября.
Косвенным подтверждением того, что проблемы московских ресторанов связаны не с кризисом в России, а с партнером в столице, является тот факт, что питерские рестораны все это время продолжали работать.
В городе на Неве развитием Pizza Hut и KFC до сих пор занимается компания "Пицца-Норд", учредителем которой является фирма из Нью-Джерси Business Development International, Inc., купившая у Tricon Global Restaurants франшизу на обе марки.
Первый ресторан Pizza Hut был открыт в 1995 году. Как отмечает заместитель генерального директора "Пиццы-Норд" Дмитрий Петров, сотрудники проходили стажировку в московских ресторанах марки, но никакой иной кооперации с московскими тезками не было. "На нашем бизнесе уход Pizza Hut из Москвы никак не отразился, - говорит Дмитрий Петров. - Разве что обрушился шквал звонков".
И снова "Здравствуйте!"
Pizza Hut появился в 1958 году в городе Вишите, Канзас. Два брата старшего школьного возраста начали бизнес, заняв $600 у матери. Они пекли и развозили пиццу. В 1965 году рестораны становятся популярными. Музыкальная фраза Putt-putt to Pizza Hut из первого рекламного ролика марки стала хитовой. К 1971 году Pizza Hut стала пиццей номер 1 в мире. В 1990-м сеть ресторанов Pizza Hut продавала уже 7000 кусков во всем мире каждую минуту. В 1998 году в рамках реструктуризации компания PepsiCo продала свой общепитовый бизнес. Теперь владелец Pizza Hut, Kentucky Fried Chiken (KFC) и Taco Bell - Tricon Global Restaurants. Эта компания - крупнейшая общепитовая сеть в мире. В 100 странах мира работают в совокупности 30 тыс. собственных и франчайзинговых ресторанов. Мировой оборот компании составил в 1999 году $22 млрд. В основном рост сетей идет за счет франчайзинга. Сейчас за пределами США ежедневно открывается пара ресторанов Pizza Hut. Стратегическим партнером всех трех концепций неизменно выступает PepsiCo.
Теперь Pizza Hut и KFC придут в Москву так же, как приходят в Оклахому или Токио. То есть без всяких СП и других нетрадиционных для фаст-фудов образований. Франшизой на развитие обеих концепций владеет компания Talisfood, которая является представительством сингапурской компании Acma Technologies. На столичном рынке общественного питания она известна как компания, управляющая DeliFrance, Coffee Club и Haagen Dazs в Концертном зале Чайковского. Там же откроется и ресторан Pizza Hut до конца года.
Как утверждают в Talisfood, развитием концепции Pizza Hut будет заниматься другая компания - "Русрыба" (что само по себе является странным). Какой-либо информации о ней и ее прежних бизнесах Talisfood не раскрывает. Рыбные компании рестораны открывают, но именно со своей продукцией (недавно, например, "Асс-Фиш" открыла ресторан "Капитан" в "Рамсторе-2"). При этом управляющие Pizza Hut сидят по тем же телефонам, что и управляющие KFC, т.е. Talisfood.
Как бы то ни было, ясно, что сети ресторанов Pizza Hut (их предполагается открыть два до конца года и по паре каждый год) и KFС (два в этом году и по шесть в последующие) станет серьезным конкурентом прежде всего "Росинтеру". Если в Москве появится еще и Taco Bell того же франчайзера, то конкуренция начнется по всем направлениям - куры, пицца и мексиканская кухня.
Опыт в ведении бизнеса и партнерские отношения с PepsiCo. могут помочь Talisfood войти на рынок, где по сравнению с началом 90-х конкуренция резко обострилась. 56 McDonald's, 8 Sbarro, 6 ресторанов "Патио-Пицца"... И все заявляют о дальнейшем росте.
Успех второго вхождения Pizza Hut в Москву несколько сомнителен и из-за предыдущей репутации и громкого ухода с рынка в период кризиса. Это, впрочем, можно легко компенсировать широкомасштабной рекламной кампанией. Как заявил Павел Коробко, директор по развитию продаж PepsiCo., рекламная кампания новых ресторанов будет проводиться совместными усилиями. Переговоры о партнерстве начались около полутора лет назад, как только было принято решение о возвращении Pizza Hut в Москву.
Дмитрий Петров из "Пиццы-Норд" говорит, что с новыми владельцами московских ресторанов отношения более тесные, чем с прежними. "Пицца-Норд" консультирует менеджеров, ее представители приедут непосредственно на открытие новых точек. В Питере тоже осенью появится третья по счету Pizza Hut. По словам Петрова, возможна совместная рекламная кампания - Питер, Москва и Pepsi.