Top.Mail.Ru
архив

Пивной дозор

Сначала в рекламе пива запретили живых персонажей. Ролики стали менее веселыми, но более креативными. Потом объявили войну потреблению пенного напитка на улице. Результаты не очевидны в нынешние холода. Наконец, вступила в действие "тяжелая артиллерия" - разрешение ночной продажи водки лишь в отдельных избранных местах. Впрочем, подлинные специалисты могут вспомнить и другие вехи этой длительной и тяжелой осады - "столько-то метров от того-то и того-то" и пр.

А если к данной логико-временной последовательности добавить ужесточение наказания за вождение в нетрезвом виде, да и вообще новые правила ГИБДД с их фарами днем и сиденьями для детей, то складывается впечатление: государство российское наконец-то стало заниматься своим прямым делом. Вспомним слова ныне живущего классика: "В нашем бедственном, неурядливом, ограбленном состоянии лучше всего для спасения я предложил бы национальную идею, которая изложена 250 лет тому назад елизаветинским вельможей Иваном Петровичем Шуваловым. Он предложил Елизавете руководствоваться таким главным законом: сбережение народа. Сбережение народа как главная задача... Каждый шаг, каждый закон должен быть направлен на то: сберегает он народ или нет".

А то, что "русскую идею по Солженицыну" проводят в жизнь столь несимпатичные люди, как торговые инспекторы и гаишники - в этом вечная ирония жизни. Английскую элиту, веками вертевшую миром, в закрытых школах воспитывали патологические садисты, если не того хуже. Может, и нам поможет.

Есть только два сомнения прагматического свойства. Подобная борьба за жизнь у нас чрезвычайно коррупционна. В борьбе с рекламой пива подозревали производителей водки. То - миф, и показательно лишь, с какой готовностью люди его воспринимали. Но в выборе "точек продаж" "по усмотрению" местных властей ничего мифического нет - тут очевидно все и на трезвую, и на пьяную голову. Да, коррупция - "порча" власти, и оттого она особенно близка ко всему, что касается порчи человека - это есть закон вечный и неискоренимый. Но гаишник, "воспитанный" кормиться от "борьбы с пороком", станет еще беззащитнее перед гексогеном в "газели" или "КамАЗе". Сбережения российских граждан может и не получиться.

Другое соображение - вроде и теоретическое, но гораздо сильнее, ибо касается существа национальной жизни. Не было и нет в России политических свобод. Но зато была и есть гораздо большая, чем на Западе, свобода бытовая. Бердяев ее пафосно называл "свободой от ложных условностей и лицемерных норм", обычные люди ее не никак не определяют, в ней существуют и могут помыслить свою жизнь "за границей", лишь от незнания последней.

Борясь за здоровье нации, "государственники" мечтают о большем числе солдат. "Либералы" надеются, лишив русский народ бытовой свободы, пробудить в нем вкус к свободе политической.

И что дурного в умеренности и аккуратности, кто бы их с какими подспудными целями ни насаждал. Однако не забудем, что подлинная буржуазность подразумевает всеобщее доносительство. И искреннее, сердечное презрение к слабым, неудачливым, бедным.

Запьет русский человек от такого лечения пуще прежнего - и правильно сделает. Ибо что у Солженицына - боль, у властей - попытка скрыть свою неумелость. Причем не столько в поднятии экономики. Главное - их неспособность предложить нации большой проект. Без этого даже честный неподкупный гаишник (if any) бессилен.