«Пиво – это очень рентабельный продукт...»

14.05.200100:00

В январе 2001 года на российском пивном рынке появился новый игрок – «Центрально-Европейская пивоваренная компания» («ЦЕПКО»). Холдинг, объединивший три предприятия, планирует за четыре года войти в число ведущих российских производителей пива. О потенциале и планах компании рассказывает председатель совета директоров «ЦЕПКО» Анатолий Шатайло.

Предприятия холдинга «ЦЕПКО» «Волга» (Нижний Новгород) – выпускает 8 сортов пива, объем производства в 2000 году – 5,1 млн дал. «Пивоиндустрия Приморья» (Владивосток) – выпускает 11 наименований пива, объем производства в 2000 году – 5,8 млн дал. «Москворецкий пивоваренный завод» (Москва) – выпускает брэнды «Москворецкое» и «Посадское», объем производства в 2000 году – 4,2 млн дал.

«Ко»: Анатолий Яковлевич, кто был инициатором создания холдинга?

Анатолий Шатайло: С инициативой создания холдинга выступил Москворецкий пивоваренный завод, которым я руководил как гендиректор. Узнав в середине прошлого года о том, что Лианозовский молочный комбинат приобретает активы в пивоваренной отрасли, мы заинтересовались этими планами. Я несколько раз встречался с руководством предприятия и в конце концов мы договорились о создании пивоваренного холдинга. Сейчас «ЦЕПКО» – самостоятельная компания, и среди наших акционеров уже нет Лианозовского молочного комбината. Головным предприятием холдинга стал Москворецкий пивоваренный завод. «ЦЕПКО» владеет 51% акций завода, а также активами комбината «Волга» и завода «Пивоиндустрия Приморья».

«Ко»: Расскажите, пожалуйста, о ваших отношениях с компанией Sakatini Ltd., владеющей 29% акций «Пивоиндустрии Приморья». Почему представители этой компании дважды – в ноябре прошлого года и в апреле нынешнего – не допускались на собрания акционеров?

А.Ш.: Потому что люди, приходившие на регистрацию якобы от имени этой компании, не могли документально подтвердить в соответствии с требованиями Закона об акционерных обществах, что они являются представителями акционера. Естественно, им было отказано в праве регистрации. Справедливость подобного решения была подтверждена и определением арбитражного суда: иск Sakatini не был принят к рассмотрению все по той же причине – неправильно оформленные документы. Я считаю, что «Пивоиндустрия Приморья» как акционерное общество действовало исключительно в правовом поле.

«Ко»: Но вообще вы намерены сотрудничать с Sun Capital Partners? (Sakatini Ltd. – дочерняя фирма инвестиционного фонда Sun Capital Partners, входящего в британскую Sun Group. Sun Capital Partners также является акционером пивоваренного холдинга Sun Interbrew. – Прим. «Ко».)

А.Ш.: Sun Capital Partners владеет акциями завода с 1994 года. Заявляя с тех пор о своих инвестиционных планах, компания на деле вела себя как рядовой портфельный акционер. «ЦЕПКО» начала переговоры о приобретении пакета акций, принадлежащих Sun Capital Partners, но я не могу сказать, что переговоры идут успешно. Как и любой крупный финансовый игрок, Sun заинтересована продать свои акции дороже цены покупки, но при этом в прессе заявляет о себе как об акционере, чьи права ущемляются. Мы предполагаем, что Sun Capital Partners, будучи совладельцем другой пивоваренной компании, просто не намерена развивать конкурирующее предприятие. «Ко»: Позвольте вернуться к целям создания холдинга. Могли бы вы объяснить, в чем смысл объединения трех заводов, разбросанных по всей России? А.Ш.: Это объединение технологий маркетинга, принесенных в холдинг новыми специалистами, и многолетнего производственного опыта Москворецкого завода. Пивная индустрия – это особая отрасль, построенная прежде всего на традициях и мастерстве. Чтобы выпускать высококачественное пиво, недостаточно просто иметь деньги.

«Ко»: Почему компанию назвали «Центрально-Европейской»? Это коммерческие амбиции или просто географическая ссылка?

А.Ш.: Я бы сказал, что название компании отражает не столько географию расположения наших заводов, сколько планы холдинга по завоеванию рынка. Наша цель – за четыре года войти в пятерку крупнейших производителей пива в России. (По итогам 2000 года «ЦЕПКО» занимает восьмое место по объемам производства среди пивоваренных компаний России. – Прим. «Ко».) «Волга» и «Пивоиндустрия Приморья» уже сейчас являются ведущими производителями в своих регионах. А за счет дальнейшего роста производства доля продукции этих заводов на местных рынках в нынешнем году должна вырасти с 30% до 70 – 75%. Мы обладаем достаточным опытом и возможностями, чтобы достигнуть этих показателей.

«Ко»: Сколько же вам придется потратить на развитие производства? И каковы будут источники финансирования?

 А.Ш.: Наша программа потребует от $70 млн до $100 млн инвестиций, включая средства на покупку новых предприятий. В течение ближайших двух лет мы планируем приобрести как минимум еще четыре пивоваренных завода, наиболее перспективных с точки зрения технологического потенциала. Будем использовать кредитные линии, а также другие льготные схемы финансирования.

«Ко»: У вас уже есть на примете конкретные предприятия, которые вы хотели бы приобрести?

А.Ш.: Пока я не могу ответить на этот вопрос. Переговорный процесс – дело тонкое. Придет время – вы обо всем узнаете.

«Ко»: Если отвлечься от планов и намерений, что вы можете сказать о нынешнем состоянии ваших заводов? Насколько нам известно, Москворецкий завод в прошлом году выпустил пива на 5% меньше по сравнению с 1999 годом, а комбинат «Волга» загружен только наполовину, и его цеха нуждаются в серьезной реконструкции?

А.Ш.: Действительно, нынешнее состояние заводов далеко до идеального, но на всех наших предприятиях уже начался первый этап модернизации, который будет реализован к следующему году. После его завершения объемы выпуска продукции на каждом заводе достигнут уровня 12 – 15 млн дал в год. Мы реалистично оцениваем свои возможности, и поэтому можем со всей ответственностью заявить, что такая задача нам по плечу. Что касается Москворецкого завода, то у нас были некоторые просчеты в маркетинге и сбыте, из-за которых в 1998 - 99 годах продукция завода почти исчезла с московского рынка. Весь прошлый год на МПЗ исправляли эти ошибки. Сейчас потенциал холдинга позволяет заводу планировать серьезное расширение производства.

«Ко»: Какие пивоваренные компании вы считаете своими конкурентами?

А.Ш.: Все, даже самые небольшие. Не думаю, что по остроте конкуренции с пивным рынком может сравниться какой-либо другой товарный рынок. Но при этом динамика роста пивного рынка в России превышает аналогичные показатели в других странах мира, поэтому на нашем рынке вполне осуществимы даже самые смелые планы. Пиво – это очень рентабельный продукт.

«Ко»: Будут ли ваши заводы по-прежнему выпускать локальные марки пива? Или в перспективе вы намерены начать производство и национальных марок?

А.Ш.: Мы будем выпускать новые марки пива в дополнение к уже существующим, но вначале это будут марки локальные, поскольку мы прежде всего хотим закрепиться в тех регионах, которые выбраны нами для инвестирования. Технологической базой, на которой будут создаваться, тестироваться и внедряться торговые марки «ЦЕПКО», станет Москворецкий завод. Кстати, на Москворецком заводе мы планируем увеличить объемы производства почти в десять раз – до 30 млн дал пива в год.