План Грефа

17.06.201300:00

Сбербанк завершает разработку новой стратегии


Осенью документ должен быть представлен на утверждение наблюдательному совету. К разработке стратегии до 2019 г. банк приступил в сентябре 2012 г. На годовом собрании акционеров (см. №22 от 10.06.2013) предправления Сбербанка Герман Греф упомянул шесть основных тем, на которых будет базироваться документ. Это углубление взаимоотношений с клиентами, увеличение эффективности расходов, упор на новые технологии, построение по-настоящему зрелой и международной организации, развитие кадрового потенциала и упрощение процессов. По словам главы банка, модернизация останется одним из важнейших направлений. По мнению Германа Грефа, главными конкурентами становятся мобильные операторы, социальные сети и IT-компании. "Мы не видим проблемы конкурировать с банками, но мы видим огромные угрозы в проигрыше в конкуренции с новыми, очень быстрыми, очень современными компаниями, которые выходят на этот рынок. Это означает, что следующие пять лет мы должны быть еще более технологичны, еще более инновационны", - подчеркнул предправления. То есть конкурировать Сбербанк намерен не только с мировыми банковскими брендами, но и с ведущими IT-компаниями, такими как Google, Apple, Samsung или Yandex. Среди прочих элементов в новой стратегии будет присутствовать "коммерческая стратегия", в которой получит дальнейшее развитие принцип клиентоориентированности. Также в ней будут рассмотрены перспективы расширения перечня финансовых услуг и расширение услуг в смежных с банковским секторах.

В настоящее время банк работает в рамках стратегии, рассчитанной до 2014 г. и утвержденной в самый разгар мирового финансового кризиса - осенью 2008 г. Ее подготовила консалтинговая компания McKinsey. Основными аспектами стратегии были: увеличение чистой прибыли в 2,5-3 раза по сравнению с 2007 г. (чистая прибыль Сбербанка, согласно российской отчетности, в 2007 г. составила 117 млрд руб.), рентабельность капитала не менее 20%, сохранение доли в активах отечественной банковской системы на уровне 25-30%, увеличение доли зарубежных "дочек" в прибыли до 5%.

Практически со всеми этими задачами Сбербанк справился досрочно. Так, уже по итогам прошлого года он получил чистую прибыль в размере 346,2 млрд руб., согласно российским стандартам бухгалтерского учета, что в 2,65 раза больше показателя 2007 г. Рентабельность капитала превысила 24%, доля в активах банковской системы достигла 28,7%. "После приобретения Volksbank, DenizBank, интеграции с "Тройкой Диалог" из локальной кредитной организации Сбербанк превратился в международную группу", - заявил Герман Греф. Благодаря этим сделкам банк присутствует более чем в 20 странах мира, зарубежная сеть - свыше 1300 точек. Суммарные активы Сбербанка за рубежом превышают сегодня $50 млрд, что больше 11% совокупных активов группы. В рейтинге самых дорогих мировых брендов BrandZ, составленном компанией Millward Brown Optimor, он сейчас занимает 70-е место. Стоимость бренда за прошлый год выросла на 19% и превысила $12,5 млрд. Сбербанк опередил в рейтинге такие известные бренды, как Siemens, IKEA, BP, Yahoo!, JPMorgan и Pepsi.

В нынешнем году приоритеты Сбербанка останутся прежними. Герман Греф планирует нарастить кредитование компаний на 15%, физических лиц - на 25%. Прогноз по чистой прибыли - 370-390 млрд руб.