Пластик для статуса
Отказ «Русского банка развития» (РБР) от комиссии за снятие наличных по картам Diners Club (DC) в своей банкоматной сети и установление РБР депозитной процентной ставки по карточке DC многие восприняли как демократизацию продуктов Diners. Однако в российском франчайзи компании – Diners Club Russia (DCR) – уверяют, что цель у них как раз обратная: развить свой сервис до высочайшего уровня и наладить выпуск суперэлитных карт. За комментариями «Ваши деньги» решили обратиться к вице-президенту DCR Максиму Белову.
«ВД»: Туристический сезон в разгаре. Чем элитные карточные продукты особенно привлекательны для путешествующих?
Максим Белов: Прежде всего, дополнительным сервисным пакетом, который предлагается держателем элитных карточных продуктов. Если мы говорим о картах DC, то это и весьма продвинутая страховая программа, и VIP-залы в аэропортах по всему миру, и программа защиты карточки при ее утрате и многое, многое другое. Пару лет назад мы внедрили весьма востребованную нашими клиентами бонусную программу: каждый держатель, расплачиваясь карточкой Diners Club, зарабатывает бонусные баллы, которые потом может использовать для оплаты товаров и услуг из нашего специального бонусного каталога.
Во-вторых, и это зачастую бывает не менее важно, ценность элитных карт в их статусности. Например, в Швейцарии вы не можете забронировать номер в дорогом отеле, не имея хотя бы двух карточек категории Gold – Visa, MasterCard (МС) или карточки Diners Club.
Особенно широко подобная практика распространена в компаниях, предоставляющих в аренду автомобили. Там вообще очень жесткие правила. Например, получить напрокат определенную машину – дорогой Mercedes, Porsche, Rolls-Royce, Bentley – без карточки Diners Club или American Express достаточно сложно. Я сам неоднократно попадал в такие ситуации. Недавно в Берлине я заказывал напрокат Porsche. И у меня в компании, постоянным клиентом которой я являюсь, попросили в качестве подтверждения платежеспособности либо две карточки Visa или MasterCard Gold, эмитированных в Германии, либо карточку Diners Club.
«ВД»: В Америке платежные системы Diners Club и MasterCard объявили о проекте по совмещению двух логотипов на одной карте. В результате владельцы DC смогут пользоваться сетью MasterCard. Есть ли подобные планы у российского франчайзи?
М.Б.: В перспективе у нас будет такая возможность. Но пока мы не видим большой необходимости ее форсировать. Во-первых, так исторически сложилось (и схожая ситуация со всеми платежными системами), что около 90% карточек Diners Club эмитировано в Москве и Санкт-Петербурге. Сеть приема карт DС в этих городах примерно равна сети приема карточек Visa и MasterCard. Особой потребности расширять нашу сеть приема за счет MasterCard – во всяком случае, в этих городах – у нас пока нет. Хотя с развитием эмиссии карт Diners Club в регионах необходимость использовать сеть другой платежной системы наверняка появится.
Кроме того, ряд банков-сублицензиатов DCR (и держателями это востребовано) эмитируют карты различных платежных систем с одного банковского счета. То есть у клиента есть возможность какие-то операции проводить по карточке Diners Club, а в определенных ситуациях пользоваться более дешевой картой.
«ВД»: В России уже выпускается элитный продукт MasterCard – World Signia. Для держателей таких карт открывают несколько счетов в различных валютах, что позволяет проводить прямые расчеты без конверсионных потерь и в рублях, и в долларах, и в евро. Планируете ли вы предложить такую услугу и вашим клиентам?
М.Б.: Недавно мы стали открывать карточки Diners Club со счетами в евро, но планов по объединению всех счетов «в одном флаконе» у нас пока не было. Технически это довольно сложно. Конечно, при том, что количество держателей суперэлитных карточек World Signiaизмеряется десятками, банк может пойти даже на реализацию такой мультивалютной системы за счет «ручного управления» счетами. Хотя, если кто-нибудь из наших банков-сублицензиатов захочет предложить такую услугу своим клиентам, мы будем это только приветствовать.
Максимально близкий конкурент Diners – это American Express. AmEx несколько лет назад представил на рынке суперэлитный продукт: American Express Black (Centurion), позиционируемый примерно на одном уровне с World Signia. Мы сейчас тоже работаем над суперэлитным продуктом, который в рабочем порядке называем Diners Club Black. Думаю, уже в этом, в крайнем случае в следующем году запустим эту карту. Она будет рассчитана на очень богатых людей.
«ВД»: Значит ли это, что DCR сделает ставку на более узкий круг клиентов, чем сейчас?
М.Б.: Что касается нового продукта, мы действительно собираемся развиваться в сторону персонального менеджмента на очень высоком уровне. Это будет обслуживание небольшого числа клиентов, которые смогут позвонить в любое время и решить любую проблему, касающуюся его карточки.
Еще одно перспективное для нас направление – консьерж-сервис. Если мы действительно организуем его по Diners Club Black, то сможем выполнять клиентские просьбы на уровне: «Закажите мне ресторан в таком-то городе».
Безусловно, подобный сервис будет сочетаться с услугами Private banking в банке-эмитенте. Такой клиент должен иметь специальные условия по управлению своими счетами, их оперативному пополнению и т. д. Хотя держатель и по «чисто банковским вопросам» может обратиться напрямую в платежную систему.
«ВД»: Свидетельствует ли ваш последний опыт с «Русским банком развития», что клубной платежной системе для успешного развития маловато очень богатых клиентов. А потому, чтобы расширить клиентскую базу, приходится «демократизировать» элитные продукты?
М.Б.: Diners Club – это карта не только для богатых. Среди наших клиентов появляется все больше представителей среднего класса. И мы этому только рады.
К тому же я не считаю, что упразднение комиссии при снятии наличных по картам Diners Club в банкоматах РБР демократизацией. Это даже не новшество. Например, «Славянский Банк» давно предоставляет такую услугу. В принципе, мы как франчайзи DC в России можем предложить такой сервис любому банку. РБР захотел – ради бога. Правда, нужно отметить, что эта услуга держателями мало востребована. Люди очень редко получают деньги по картам DC, наличный оборот по ним составляет меньше 1%. Этот сервис может быть важен для держателя только в очень редких случаях. Например, при закрытии счета или когда человек временно использует карточку для хранения денег.
Что касается начисления процентов по картсчету DC – это вообще персональное дело банка. Я бы назвал такую услугу смешанной – «депозит – карта». Таким образом банк пополняет ресурсы. А карточка лишь расширяет степень привлекательности услуги. Например, Импэксбанк – второй по объему эмиссии карточек Diners Club в России – уже давно это делает.
Но и здесь с нами солидарны большинство наших банков-сублицензиатов, мы позиционируем карточки DC в первую очередь как кредитный продукт. И в этом весьма преуспели. Значительная доля эмиссии карточек Diners Club приходится именно на кредитные карты. А недавно мы впервые в России стали предлагать беспроцентные кредитные карты.
«ВД»: Вы активно развиваете кобрэндинг. Но не все проекты удаются. В чем сложности организации кобрэндов по элитным картам?
М.Б.: Для клубных платежных систем главная проблема заключается в том, что в одном проекте должно участвовать достаточно много предприятий высокого уровня, если мы хотим, чтобы он был востребован значительным числом клиентов. Трудно сразу со всеми договориться. А марки, имеющие более или менее разветвленную сеть, – это, как правило, недорогие брэнды. Кобрэндинг с ними стал бы для Diners деградацией, нам важна элитность. К примеру, в проект «ВИНОмания» (карточки для ценителей вин) входят только очень дорогие, самые лучшие рестораны Москвы.
Было у нас два кобрэнда, которые мы закрыли. Один – с компанией «Интурист», другой – с фирмой по обслуживанию автомобилей Mercedes «ЛогоВАЗ – Беляево». Оба проекта были недостаточно проработаны. Так, «Интурист» – это брэнд, раскрученный в советское время, но сейчас компания работает не очень хорошо. И ее клиентура оказалась не той, на которую мы рассчитывали.
Сейчас мы готовим новый проект – VIP-sport, – ориентированный на людей, занимающихся горными лыжами. Есть идея расширить его для держателей Diners Club, активно занимающихся разными дорогими видами спорта. Например, яхтингом, самолетами. Еще один будущий продукт – Fashion-card – для любителей высокой моды. Подобный проект реализован итальянским франчайзи Diners Club. Однако все эти идеи еще в стадии разработки. Не хочется печь кобрэнды как пирожки и выпускать их сырыми.