Плата за чужие и прошлые грехи

18.11.200200:00

Конечно, налоговое ведомство не самая подходящая организация для отпущения грехов. С другой стороны, есть ряд грехов, которые никто, кроме этих самых налоговых органов, списать не может. Самое интересное, что для грехов этих фактически нет срока давности, словно речь идет о преступлениях, совершенных в годы гитлеровской оккупации. Удивительным образом все нововведения, касающиеся граждан, начинают усложнять им жизнь. Из чего можно предположить, что эти самые граждане в процессе упорядочения взаимоотношений с государством являются стороной абстрактной.

С 1 января будущего года транспортный налог будет собирать Министерство по налогам и сборам. А глава министерства Геннадий Букаев пояснил, что налог будут платить владельцы автомобилей – вне зависимости от того, пользуются они машиной или нет. Тут-то и настает главный праздник: кто из владельцев не продавал свои машины по доверенности? А кто из них не проводил часть своей жизни в длиннющих очередях в ГАИ для снятия машины с учета? Собственно, эти очереди и были одной из главных причин перехода на оформление через доверенность. Хорошо, если покупатель доступен (но это, как правило, большая редкость) или если он своевременно снял машину с учета, что тоже происходит далеко не всегда. Еще веселее ситуация, когда покупатель сам продлил доверенность. Это, конечно, не совсем законно, но ведь он уже заплатил за машину, и подавать на него в розыск продавцу не совсем здорово. Но в противном случае придется платить за машины, оформленные по доверенности и пять, и десять лет назад. То есть законодатели, которые всю эту – как бы это помягче сказать – историю затеяли, совсем не просчитали последствий. Проблема в том, что при нынешней системе у вышеупомянутого гражданина нет одной очень существенной вещи, которая есть в развитых западных странах, на опыт которых и ссылались – и логично ссылались – во время разработки нового закона. То есть собственник должен платить налог на собственность – это нормально и цивилизованно, – как, собственно, и принято на столь дорогом сердцу передового российского законодателя Западе. Только вот у российского собственника нет действующего механизма судебной защиты его интересов.

Вернемся к нашим любимым машинам. Доверенность, с помощью которой де-факто была осуществлена продажа, была выдана три года назад. То есть максимально возможный срок ее действия истек. А новый владелец не снял ее с учета. Или другая история. Машина угнана, находится в розыске – или не находится в розыске за бессмысленностью поиска, – нет ее, машины. Или еще. Машина разбита, сгнила и давным-давно утилизирована. Ни руля, ни бампера – одни воспоминания. Но с учета не снята. Прямо как человек: пропал без вести, но свидетельство о смерти выдано быть не может. Но что интересно: в случае с человеком все же есть определенные сроки и процедура, после чего проблема может быть решена. Для погибших машин такой процедуры нет. Нет, никто не призывает уравнивать людей со старыми машинами. Речь о том, что отсутствие судебной процедуры для решения споров между государством и гражданами по некоторым существенным вопросам налогов и собственности создает проблему. Причем, как все уже догадались, конечно, не для государства. Если не играть юридически отточенными определениями, то в практике отмены доверенности и предстоящих выплат за отсутствующую собственность есть правовые неувязочки. Во-первых, нарушение презумпции невиновности. То есть гражданин, который не сможет доказать, что он не располагает (по тем или иным обстоятельствам) той собственностью, за которую у него требуют налог, может быть «премирован» даже конфискацией имущества. Которым он, по иронии судьбы, располагает реально. Потому что юридически он когда-то купил эту машину, и, как выясняется теперь, имел несчастье выписать на нее доверенность или выбросить за негодностью. Кроме того, новый закон фактически не имеет сроков давности. Зато, что еще более странно, имеет обратную силу. Пока машина числится в списке ГАИ и не снята с учета, она облагается транспортным налогом. И неважно, что она покинула своего владельца много лет назад, а новый порядок вступает в действие с нового года. Следуя этой логике, можно принять закон, обязывающий всех, у кого в институте были «неуды» и пересдачи, заплатить за свое обучение по нынешним тарифам. Опять же казне подмога. Конечно, сейчас вместе с доверенностью можно оформить договор безвозмездного пользования, после чего новый владелец машины сразу будет обязан платить налог. Но исправить прошлое все же несколько сложнее. Тем более что прогнозировать налоговые сюрпризы вряд ли возьмется даже само МНС.