Плати, когда заработаешь

В период кризиса, когда значительно снизились цены на автотранспорт и оборудование, лизинг становится еще более привлекательным инструментом для обновления основных средств. Компании получают экономию не только на налогах, но и на лизинговых платежах. Однако выбор надежного партнера для финансовой аренды - дело весьма ответственное. Не секрет, что в настоящее время многие игроки лизингового рынка испытывают серьезные сложности с привлечением денежных средств.

   Чиновники преисполнились оптимизма: вот-вот российская экономика должна пойти на подъем, промышленное производство начнет восстанавливаться, а финансовые институты вновь станут раздавать кредиты. Однако многие забывают, что положительный запал как у чиновников, так и у предпринимателей связан исключительно с высокими ценами на сырьевых рынках. Еще весной эксперты рассчитывали увидеть среднегодовую цену на нефть не выше отметки $50 за баррель. Сейчас стоимость черного золота перекрывает самые радужные ожидания начала года на 50%. Это дает основания предположить, что осенью второй волны кризиса не случится. Но отнюдь не благодаря тому, что экономика стала работать более эффективно. Цены на углеводороды "потащили" вверх котировки фондового рынка, снизив вероятность новых margin-calls для бизнеса и повысив рентабельность сырьевого сектора. Радоваться рано и, хотя экономическая активность растет, к привлечению заемного финансирования по-прежнему нужно относиться осмотрительно. В этих условиях многие предприятия, которые раньше работали по преимуществу с банками, обратили внимание на такую возможность обновления основных средств, как финансовая аренда, или лизинг. "В ряде сегментов, в которых мы работаем, отмечается определенный рост спроса, в частности, в пищевой промышленности, упаковке, флексографии. Если говорить об инвестиционной активности бизнеса, то здесь мы наблюдаем преобладание точечных инвестиций в объеме от 300 000 евро до 3 млн евро", - рассказывает генеральный директор ЗАО "ИКБ Лизинг" Сергей Иванов. "Нельзя сказать, что и до текущего момента все компании остановили свою деятельность и не производили обновления основных средств, - добавляет генеральный директор ОАО "ВТБ-Лизинг" Андрей Коноплев. - Как раз наоборот, многие фирмы видят, что сегодня оборудование, транспортные средства, да любые другие основные средства можно купить с большим дисконтом, что позволит получить значительную скидку по лизинговым платежам даже с учетом увеличившейся процентной ставки". Не стоит забывать, что во многих отраслях достаточно высок уровень износа основных средств и вопрос их обновления требует незамедлительного решения. Поэтому нельзя сказать, что количество заявок сократилось, скорее наоборот, оно выросло, но снизилась средняя стоимость сделки - предприятия пересмотрели плановые показатели, скорректировали сроки, необходимые для лизинга оборудования, более взвешенно стали относиться к прогнозным значениям. Иными словами, они стали более осмотрительными и экономными при заключении лизинговых договоров.

АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

   В условиях финансовой нестабильности многие компании начали выводить на рынок разного рода "антикризисные" продукты. Однако на поверку оказывается, что подобные предложения практически ничем не отличаются от "докризисных". Даже наоборот: стоимость привлечения финансирования выросла, поэтому лизинговые платежи при одинаковой до кризиса и сейчас стоимости оборудования будут больше. Другое дело, что компании стали более внимательно подходить к нуждам клиентов, помогая им рассчитать свои силы, ведь в дальнейшем продать "бэушное" оборудование, если клиент не сможет платить, будет крайне сложно. "Мы не вводили в свою линейку какие-либо специальные "антикризисные" продукты. Учитывая то, что практически все сделки ОАО "ВТБ-Лизинг" реализуются на индивидуальных условиях, необходимость в каких-то дополнительных предложениях отсутствует", - отмечает Андрей Коноплев. "Важно определиться с понятием "антикризисных" продуктов. Если речь идет о специальных лизинговых продуктах, разработанных только для условий кризиса, - то нет, мы их не разрабатывали и не разрабатываем. Если речь идет о мерах по нивелированию кризисных явлений - то, безусловно, да", - отмечает гендиректор ЗАО "ИКБ "Лизинг" Сергей Иванов. В "ВТБ-Лизинг" оказались более лояльными к партнерам. "Что касается действующего портфеля, большинство наших клиентов - компании с большим опытом работы на рынке, и при необходимости, например, при резком снижении выручки, мы готовы рассмотреть возможность изменения условий договора", - говорит Андрей Коноплев. При этом в "ВТБ-Лизинг" по новым сделкам стремятся к сохранению продолжительных сроков лизинга, что максимально позволяет снизить финансовую нагрузку на предприятия и является одним из самых действенных способов помощи лизингополучателям.
   Участники рынка отмечают, что из-за кризиса условия функционирования лизингового рынка кардинально изменились: резко сузилась платежеспособность лизингополучателей, ухудшилось финансовое состояние производителей и поставщиков, произошло падение цен на вторичном рынке. "Это только надводная часть айсберга. Поэтому антикризисные меры ввели все лизинговые компании, однако их характер сильно различается", - признал Сергей Иванов.

ЛИЗИНГОДАТЕЛИ ОСТОРОЖНИЧАЮТ

   Из-за возросших рисков сами лизинговые структуры стали осмотрительно отбирать партнеров. "Мы стали более внимательно подходить к оценке финансовых возможностей клиентов, этому ключевому параметру при принятии решения о лизинговой сделке", - отмечает Сергей Иванов. Его компания оценивает платежеспособность клиентов в соответствии с международными стандартами группы IKB Leasing. В частности, проводится комплексный анализ многих показателей, в том числе достаточности собственного капитала, сбалансированности денежных потоков, наличия внешних финансовых источников для покрытия кассовых разрывов и недостаточности оборотных средств, кредиторской и дебиторской задолженности. Значительно большее внимание компания стала уделять обоснованности и достоверности бизнес-планирования. "Общий методологический подход к анализу платежеспособности потенциального лизингополучателя остается неизменным и базируется на исследовании совокупности факторов, которые можно условно разделить на три блока: характеристика бизнеса клиента, финансовый профиль клиента, а также оценка эффективности лизингового проекта", - рассказвает Андрей Коноплев.
   Так, при оценке бизнеса клиента в "ВТБ-Лизинг" обращают особое внимание на устойчивость рыночных позиций компании, а также на характеристики и тенденции развития отрасли в целом. Важно оценить: смогла ли компания сохранить свою рыночную долю, удается ли ей обеспечивать сопоставимый с докризисным уровнем объем продаж, каковы ключевые показатели ее деятельности в сравнении со среднеотраслевыми индикаторами. В части оценки финансового профиля компании важнейшую роль играет анализ достаточности собственного капитала в финансировании деятельности, уровень долговой нагрузки, а также объем и стабильность денежных потоков в целом. "В условиях кризиса на первый план выходит анализ взаимоотношений компании с внешними кредиторами и способность своевременно и в полном объеме выполнять кредитные обязательства, - добавляет глава "ВТБ-Лизинг". - В случае возникновения у компании проблем с обслуживанием долга важно оценить, урегулирован ли с кредиторами вопрос реструктуризации задолженности на приемлемых для обеих сторон условиях".

ИНСТРУМЕНТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

   Сравнение лизинга и классического кредитования, между которыми многие потенциальные клиенты ставят знак равенства, не совсем корректно. Поэтому говорить о возможности полной замены кредитов лизингом было бы неправильно. Кредит может быть направлен как на пополнение оборотных средств и финансирование текущей деятельности, так и на приобретение новой техники. Тогда как лизинг - это в первую очередь обновление основных средств. Поэтому в части модернизации основных средств он составляет конкуренцию кредитованию. При этом затраты предприятий по обслуживанию лизинговых соглашений в условиях кризиса также увеличились, так как выросла стоимость заемных средств, привлекаемых самими лизингодателями. "Лизинг - не панацея, не шанс на выживание. Лизинг - это инструмент инвестирования в реальные активы. Нельзя забывать, что банковские кредиты являются основным и для многих лизинговых компаний единственным источником финансирования лизинговых сделок. Удорожание банковских кредитов ведет к повышению стоимости условий лизинговых компаний, как следствие, повышается финансовая нагрузка на лизингополучателей и возрастает вероятность дефолтов", - предупреждает гендиректор ЗАО "ИКБ Лизинг" Сергей Иванов. Однако многие банки продолжают кредитовать свои дочерние или ассоциированные лизинговые структуры на привлекательных условиях. В частности, ЗАО "ИКБ Лизинг" относится к банковской группе IKB Deutsche Industriebank AG, и финансирование лизинга в период кризиса изменений не претерпело, утверждает Сергей Иванов.
   Учитывая сказанное выше, участники рынка советуют потенциальным клиентам в первую очередь обращать внимание на те лизинговые компании, которые входят либо аффилированы с крупными банковскими холдингами. "Особенно серьезно необходимо подойти к вопросу финансового состояния лизинговой компании. Это касается не только способности лизингодателя выполнять обязательства по договору купли-продажи, но и более раннего этапа, на котором лизингополучатель, уплачивая аванс, становится кредитором лизинговой компании. Принципиально важно также, чтобы лизинговая компания реализовывала основополагающий принцип лизинга pay as you earn ("плати, когда заработаешь")", - говорит Сергей Иванов. Андрей Коноплев напоминает, что не менее важен и опыт работы с интересующими клиентов предметами лизинга (к примеру, лизинг недвижимости, воздушных судов) или приемлемой для клиента схемой сделки (например, проектное или торговое финансирование). Поэтому важно не только, чтобы компания согласилась обслуживать клиента, но и чтобы сам лизингодатель был надежным и финансово устойчивым партнером.