«Платон» и рынок: какие перемены нас ждут?

22.12.201500:00

Введенная в действие 15 ноября система «Платон» находится в фокусе внимания экспертов, и не только. Как часто случается, внедрение нового не проходит без проблем и даже конфликтов. 

В первые недели использования «Платона» возникли технические сбои в работе системы и сайта, обнаружилась нехватка оборудования. Пока мы видим, что власти готовы пойти навстречу протестующим – снижена плата за километр, почти в 10 раз уменьшены штрафы и т. д. В итоге, можно надеяться, будет найден компромисс, а все сборы пойдут на цели, связанные с улучшением транспортной сети и качества дорог. В данный момент интересно понять, как применение «Платона» повлияет на рынок перевозок и ритейла.

Сегодня вследствие обнаружившихся технических проблем небольшие транспортные компании отказываются принимать заказы. Скорее всего, именно они сталкиваются с наибольшими трудностями, поскольку им сложнее оптимизировать затраты (на топливо, обслуживание, ремонт и т. д.). Из-за этого возросли спрос и нагрузка на крупных перевозчиков. Конечно, некоторые компании попытаются повысить цены за свои услуги, – тарифы на перевозку вырастут, по нашим оценкам, на 8–12%.

Введение сбора на проезд грузовиков может изменить структуру рынка перевозок. Например, в Европе для преодоления более 500 км преимущественно используется железнодорожный транспорт. На первый взгляд в нашей стране с ее огромной протяженностью можно было бы ожидать повышения доли перевозок по железным дорогам. Тем более что именно на дальних маршрутах использование железнодорожного транспорта дает ценовые преимущества. Скорее всего, этот фактор вскоре станет решающим при перевозке тяжелых контейнеров.

Но у российских перевозок по железным дорогам есть ограничения. Да, они дешевле, но медленнее. И к тому же менее гибкие, требуют более длительного планирования, и в целом здесь пока существует иная культура бизнеса и отношения к клиентам. Это проявляется в договорных отношениях, а также обеспечении сохранности грузов. В этом отношении автотранспортные грузоперевозчики обеспечивают более высокое качество услуг. Суммируя все сказанное, можно предположить, что резких перемен в структуре рынка перевозок не произойдет, но объем грузопотока по железным дорогам увеличится.

Да, безусловно, вырастут цены на некоторые виды продукции – в Росавтодоре отмечают, что доля продовольственных товаров в структуре перевозок 12‑тонниками составляет около 3,8%, а основные грузы – это инертные и промышленные материалы (щебень, песок и т. д.). По оценкам экспертов, доля перевозки в себестоимости продовольствия составляет 4–10%. Поэтому говорить, что из-за сбора с 12‑тонников подорожает молоко или хлеб, пока нельзя. Возможно, рядовые покупатели не заметят изменений.

Обычно все новое вызывает недоверие, особенно если это ведет к дополнительным финансовым потерям. Нам кажется, что не все точно понимают, как система должна работать и в чем ее эффективность. Но в перспективе введение нового налога должно привести к главной намеченной цели – повышению качества дорожного покрытия. Если тариф будет пересмотрен в сторону снижения и в России заработает современная система взимания платы, то в ближайшем будущем мы увидим новое развитие автодорожной сети и кардинальное изменение состояния дорог. Улучшение инфраструктуры окажет положительное влияние на логистику, так как по хорошим дорогам можно двигаться быстрее и безопаснее (в том числе и для грузов). Сам рынок перевозок станет прозрачнее и цивилизованнее, что улучшит условия конкуренции. И возможно, эта мера, пока вызывающая споры и даже конфликты, наоборот, объединит интересы и принесет позитивные перемены.

Автор - генеральный директор логистического агентства «20А»