Top.Mail.Ru
архив

Playboy не сдается

17.10.201500:00

О законе, запрещающем с января 2016 г. зарубежным собственникам владеть более чем 20% акций отечественных СМИ, не говорил разве что ленивый. Иностранному капиталу не место в российских медиа – это требование усвоили и газеты, и телекомпании, в частности, Disney, СТС и «Ведомости», регулярно оказывавшиеся в центре внимания из-за вынужденной смены заморских владельцев на отечественных. Теперь к ним присоединились российские журналы, включая откровенный глянец. В одной лодке с развлекательным ТВ и деловой прессой оказались ориентированные на сугубо обывательскую аудиторию издания «Похудей!», «Вязание», «Бурда», «ОК!», Tatler, Vogue и даже Playboy.

Большинство из них идет по довольно нетривиальному пути. На отечественного собственника решил перевести свои активы ИД «Бурда» (принадлежит Hubert Burda Media), представляющий в России одноименный журнал. Уже появилась информация, что место иностранного игрока займет российская компания, принадлежащая по документам главному бухгалтеру издательского дома Александру Ефимову (в ФАС пришла заявка от ООО «Эверест культура»). Если передача активов пройдет гладко, издания смогут продолжить работу на российском рынке и по-прежнему приносить хозяевам прибыль. Точную цифру выручки российского актива издательский дом не раскрывает, однако известно, что выручка ее международного подразделения, к которому относится и Россия, в 2014 г. составила 330 млн евро.

«Издания не закроются, просто отечественные бизнесмены с превеликим удовольствием займут освобожденные иностранцами места, выкупив их доли», – подтверждает генеральный директор компании «ЮрПартнеръ» Антон Толмачев. Он также напоминает, что для той же Hubert Burda Media Россия – второй по величине рынок, после Германии, с аудиторией в 34 млн человек, а значит, букве закона придется соответствовать.

Отчасти это так и есть. Кстати, ИД «Бурда» не единственный на рынке, готовый встретить новый закон во всеоружии. Аналогично, похоже, решил поступить и издательский дом Conde Nast, известный в России по журналам Vogue, GQ, Tatler и др. На сцену попросту выйдет новое юрлицо (компания «Лайфстал медиа»), где иностранный собственник получит долю в 2%, а значит, претензий со стороны надзирающих органов не предвидится.

Похожие меры предприняла датская Egmont Media Group, издатель детских книг и журналов. Последние в России теперь будет контролировать главный редактор и заместитель гендиректора компании «Эгмонт Россия Лтд.» Михаил Морозов. Напомним, группа выпускает журналы «Дисней для малышей», «Феи», «Мир принцесс» и пр.

Формально соответствовать букве закона готов также ИД Axel Springer Russia (выпускает журналы Forbes, GEO и пр.). Теперь 100% получил собственник Artcom Media Group Александр Федотов.

Другое дело, что договориться с зарубежными собственниками получается далеко не всегда. Так, швейцарский издатель Edipress созданию новых юрлиц предпочел выход из бизнеса, продав ИД «Эдипресс-Конлига» (журналы «Вязание», «Прическа», «Похудей!», «Мама, это я!» и др.). его гендиректору Максиму Зимину.

 

Генеральный директор компании "ЮрПартнерЪ" Антон Толмачев:
"Согласно изменениям в ФЗ «О СМИ», которые вступают в силу с 2016 года, иностранцам запрещается прямо или косвенно контролировать более 20% любого российского СМИ. К слову говоря, наш законодатель в этом вопросе поступил не строже зарубежных коллег, так, в США иностранным лицам могут принадлежать не более чем 25% долей телеканалов и радиостанций, в Великобритании доля иностранного участия не может превышать долю британского. 

Последствия этого решения для медиа-рынка пока оценить однозначно нельзя, кто-то говорит о разрушительных результатах, однако я считаю это не совсем соответствующим действительности. Издания не закроются, просто отечественные бизнесмены с превеликим удовольствием займут освобожденное иностранцами место, выкупив их доли.

Что касается издательства Hubert Burda Media Holding , то российский рынок оно не покинет, учитывая, что для него Россия представляет собой второй по величине рынок после Германии и имеет аудиторию в 34 миллиона человек. Возможно, Бурда даже не будет продавать свою долю крупным игрокам, а разделит редакцию и передаст контроль в том или ином виде местным менеджерам".

Нина Макогон, основатель PR агентства HAVAR Communications (ХАВАР):

"Все дело в финансовой целесообразности. После падения рубля цены на печатную продукцию не изменились. А иметь "головную боль", да еще постоянно оплачивать ее из собственного кармана, никому не хочется. Медиа - это тоже бизнес, и он должен приносить прибыль. Скорее всего, какая-то часть печатных (я замечу, не Digital) будет закрыта, но большее число будет ориентировано на внутренний рынок. Место же иностранных акционеров скорее всего займут представители крупного бизнеса, причем из сырьевой сферы. И если повезет, грамотные владельцы доверят профессионалам развитие с тем, чтобы качество и уровень изданий не страдали". 

 

Александр Филимонов, партнер Artisan Group Public Relations:

"Уход зарубежных акционеров из медиа-проектов, даже весьма удачных, связан с тремя основными факторами: это ужесточение финансового контроля за зарубежными агентами, общее снижение прибыльности индустрии СМИ и, наконец, достаточно ощутимое давление со стороны СМИ, большей частью долей которых владеет государство. В таких условиях играть на медиа рынке становится сложнее, а учитывая узнаваемость брендов СМИ, долями которых они владеют, продать их в настоящее время проще и выгоднее, чем пытаться развивать. Впрочем, поведение иностранных акционеров медиа-активов в России может оказаться ловким PR-маневром - по примеру Макдоналдса, в свое время запустившего утку об уходе из России и даже сделавшего PR- GR-кампанию в ее поддержку. Я бы поставил на второй вариант.

С одной стороны, текущая тенденция к доминированию государства как носителя информационных поводов продолжится и формат большинства изданий начнет сближаться с текущим форматом центральных телевизионных каналов. Ухудшение качества аудитории дирекцию телеканалов, видимо, не пугает - ее сужение, характерное для 2005-2008 годов, прекратилось. С другой же - уход иностранных акционеров и изменение формата нынешних лидеров медиа-рынка может стать шансом для СМИ, всегда развивавшихся за счет только российских акционеров, расширить свою долю на рынке, привлечь новую аудиторию. В основном это касается деловых СМИ. Возможно, целый ряд изданий просто закроется, а возможно - они просто потеряют часть аудитории, не согласной с изменением формата. В любом случае, даже самые успешные медиа-проекты (например, Forbes), которые уже сейчас не особо коммерчески успешны, ждут довольно тяжелые времена".