Top.Mail.Ru
архив

Пленка кончилась

Фоторынок находится на пороге великих перемен. Последнее поколение цифровых фотоаппаратов по качеству съемки уже превосходит привычную пленочную технику. Фотолаборатории оснащаются новым цифровым сервисным оборудованием, и между американской Kodak и ее японскими конкурентами начинается борьба за новый сектор рынка фототехники.

 

Одним из важнейших для Kodak является рынок традиционной фототехники, на котором камеры и пленка американской компании традиционно пользовались большим спросом. Однако в 1990-е японские Olympus, Nikon, Canon, Pentax и Minolta начали продвигать на мировой рынок цифровые камеры, тесня тем самым позиции производителей традиционной техники. Kodak после некоторых раздумий решила бороться с японцами на «цифровом поле». Более того, компания собралась сделать свое программное обеспечение (ПО) стандартом для печати цифровых фотографий. Менеджеры компании полагают, что новое ПО под названием KodakEasyShare значительно облегчит жизнь фотографам-любителям. Цифровая фотокамера Kodak при помощи переходника подключается к компьютеру, после чего фотолюбителю надо нажать лишь одну кнопку: программа автоматически запишет снимки в архив, обработает изображения, перешлет фотографии друзьям по электронной почте и передаст их по Интернету в ближайший сервис-центр для распечатки на бумаге. Это программное обеспечение будет доступно в России с июля.

 

Olympus на Олимпе

Первые разработки цифровой фототехники были предложены американскими военными в 70-е годы ХХ века. На потребительский рынок цифровая фотография проникла четверть века спустя.

До середины 1990-х фотоиндустрия была более консервативной отраслью, чем, к примеру, компьютерная. Если на компьютерном рынке модели менялись несколько раз в год, то на рынке фототехники это происходило лишь каждые два-три года. Потом цифровые технологии «расшевелили» рынок фотоаппаратов, и, начиная с 1996 года, когда Olympus представила первую цифровую камеру, модельный ряд стал меняться в среднем каждые девять месяцев. Массовые продажи цифровых камер начались в 1997 году. Новый рынок повел себя иначе, чем рынок традиционных камер. Покупатель воспринимал цифровую фотокамеру как принципиально новый продукт, не имеющий (или почти не имеющий) отношения к традиционной фототехнике и к мировым «авторитетам» в этой области. Для потребителя в тот период был важен не столько брэнд, сколько технические характеристики товара. На этом этапе уверенно лидировала Olympus. Однако продолжалось это недолго. К концу тысячелетия свои успешные разработки представили Minolta, Canon, Nikon, Pentax, Sony. Качество продукции у всех производителей стало более или менее одинаковым, и покупатели, привыкнув к новой технологии, при выборе товара снова начали обращать внимание на торговую марку.

По данным исследовательской компании IDC, в 2001 году мировой рынок цифровых фотоаппаратов в количественном выражении увеличился по сравнению с предыдущим годом на 2% – до 8 млн единиц. По итогам 2001 года лидером стала Sony, которая контролировала 23% рынка, за ней следовали Olympus и Hewlett-Packard с 16% и 15% соответственно. Средняя отпускная цена на любительские цифровые фотоаппараты снизилась с $533 в 2000 году до $375 в 2001 году.

Сейчас активно меняются модельные ряды производителей. В сентябре в Германии состоится очередная профессиональная выставка, на которой будет представлено большое количество новых камер. «Наверное, в течение 2003 года стоимость аппаратов снизится еще, и это будет началом конца пленочных камер», – считает Александр Алексеев, менеджер компании «Ланк КиТ», эксперт по цифровым фотоаппаратам.

 

Три канала – три точки зрения

Первую цифровую камеру для продажи в России привезла дистрибуторская компания «Алион». До 2000 года она поставляла на отечественный рынок исключительно цифровые фотоаппараты Olympus, а с 2000 года расширила свой ассортимент за счет Minolta, Nikon, Canon.

Сейчас «Алион» ежемесячно продает порядка 1000 камер стоимостью от $200 до $1500, оставаясь заметным игроком российского рынка цифровых фотоаппаратов. Его емкость, по оценкам «Алион», составила в 2001 году порядка 36 000 камер, однако продавцы говорят, что рынок имеет тенденцию к росту.

«Цифровые фотокамеры продаются в России по трем каналам. Первый канал – это компьютерные компании. Второй канал образуют компании, традиционно работающие на фоторынке – такие, как «Техсоюз», «Сигма», «Юпитер». Третий канал – торговые сети, работающие в секторе бытовой электроники. Это «М.Видео», «Техносила», «Партия» и другие», – рассказывает руководитель направления цифровой техники «Алион» Василий Черкасов.

Первое время основные продажи цифровой фототехники приходились именно на компьютерный канал. Объяснялось это тем, что компьютерные компании способны работать с быстро обновляющимися линейками – в отличие от традиционных фирм, привыкших к более размеренному «образу жизни».

Компьютерные компании воспринимают цифровую камеру как одно из периферийных устройств для компьютера, а фотокомпании – как новую разновидность фотоаппарата. Сети же, торгующие бытовой техникой, видят в цифровом фотоаппарате разновидность бытовой электроники. Все три точки зрения имеют право на жизнь.

До 2001 года цифровые фотоаппараты в основном продавались в Москве. Сейчас ситуация изменилась: достаточно много цифровых камер продается в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону.

 

Лаборатория «с пробегом»

Вслед за цифровыми камерами в России появился и соответствующий сервис. В Москве уже не является проблемой распечатка цифровых снимков. Да и в других российских городах-миллионниках появились первые лаборатории по обслуживанию цифровых камер. По оценке руководителя отдела продаж фотооборудования Kodak Сергея Парамонова, в России сейчас в общей сложности не более 5500 фотолабораторий. И только около 100 из них располагают цифровыми мини-лабораториями (аппаратами для печати фотоснимков). «Владельцы сетей из 15 – 20 фотолабораторий сейчас стремятся из соображений престижа приобрести цифровую машину, даже если она загружена менее чем на 50%», – рассказывает Парамонов.

Стоимость печати цифровых фотографий пока значительно превышает стоимость обычного фотоснимка. Например, московский «Фотоцентр.ru», работающий на оборудовании японской фирмы Konica, печатает снимок размером 10 х 15 см по цене 10 руб., тогда как традиционный снимок стоит 3 руб. Цифровой аппарат может сканировать и обычную пленку, но вряд ли среди клиентов найдутся желающие платить в два раза больше за невидимую непрофессиональному взгляду разницу в качестве снимков.

Разветвленные сети цифровых аппаратов появятся лишь после того, как на цифровые камеры в России будет приходиться хотя бы 10% от общего числа продаж фотоаппаратов. По мнению менеджера московского представительства SonyOverseas Александра Данилова, «полноценную сеть в России можно будет построить только лет через пять».

Впрочем, процесс может пойти и быстрее. Во-первых, не исключено, что вскоре зарубежные производители начнут снимать с производства аналоговую технику, и фотолюбителям поневоле придется переходить на цифровые аппараты. Во-вторых, западным владельцам оборудования для цифровой фотопечати через некоторое время придется ломать голову над тем, куда девать морально устаревшую аппаратуру. Страны Восточной Европы и Россия вполне могут стать «местом обитания» этой техники.

В России подобное оборудование класса secondhand продается за $15 000 – $20 000, тогда как новая цифровая мини-лаборатория стоит от $60 000. Kodak в связи с этим решила применить в России схему, изобретенную на автомобильным рынке: производитель покупает у клиента аппарат «с пробегом», а взамен продает ему новое оборудование с вычетом стоимости старого аппарата. Подремонтировав изношенный аппарат, Kodak выпускает его на рынок second hand.

Еще по теме