Плитка накрылась тазом
Когда мэр Москвы Сергей Собянин объявил о масштабной замене в столице асфальта на тротуарах плиткой, все подумали, что начался расцвет строительного бизнеса нового руководителя города. С ним и его женой Ириной Рубинчик в Тюмени связывали компанию "Аэродромдорстрой", которая в бытность Сергея Семеновича тамошним губернатором выиграла множество дорожно-строительных тендеров. Однако новый "Аэродромдорстрой" в Белокаменной не появился, зато плиточная кампания почти что довела до банкротства некоторых московских подрядчиков.
Так, ООО "Столичная дорожно-строительная компания "Дорстрой" банкротит Леноблбанк, ООО "МКАД-Сервис" чуть не обанкротили налоговики из-за задержки в расчетах. У других подрядчиков в прошлом году зафиксировано значительное сокращение объема заказов, а законтрактованные цены город снизил. Параметры программы плиточных работ постоянно корректируются, и фактически программа постепенно схлопывается. При этом подрядчики, ввязавшиеся в плиточный проект, страдают как от пересмотров сроков и объемов заказов, так и от задержек с оплатой их работы.
Высокий старт
До Сергея Собянина плиточным мощением тротуаров в Москве занимались, но не с таким энтузиазмом. В год выходило около 200 000-300 000 кв. м. В итоге большинство улиц у нас, в отличие от европейских городов, покрыто асфальтом. Весной 2011 г. мэр высказал недовольство тем, что в столице 90% тротуарного покрытия составляет асфальт: он неэкологичен и имеет непрезентабельный вид. И правительство Москвы запланировало заменить на плитку почти 4 млн кв. м асфальтового покрытия тротуаров в течение двух лет. На 2011 г. объем был сформирован на уровне 1,13 млн кв. м. Общая сумма работ оценивалась более чем в 3,4 млрд руб. 16 строительно-дорожных компаний Москвы и Подмосковья, у которых основной бизнес до этого, как правило, заключался в дорожно-строительных работах и благоустройстве территорий, выиграли аукционы. Самые крупные подряды получили ООО "Роуд Групп", ООО "Мособлспортстрой" и ООО "СДСК "Дорстрой".
Однако не успела плиточная кампания набрать обороты, как Сергей Собянин распорядился скорректировать сроки выполнения работ: закончить их требовалось до 25 августа вместо намеченного по контракту 6 ноября. Перенос дат мотивировался тем, что заводы-поставщики не справляются с объемами поставок, цены на плитку растут, а заказчик отказывается платить по новым расценкам. К тому же надо было успеть до возвращения из отпусков москвичей. В итоге компании, получившие заказ от мэрии, потеряли от 50 до 75% объемов своих подрядов, а всего было уложено только около 340 000 кв. м плитки, по данным департамента ЖКХ и благоустройства правительства Москвы, то есть более чем в три раза меньше, чем намечалось.
Кроме того, мэрия не вовремя рассчитывалась с подрядчиками. Некоторые крупные компании (ООО "Крисмар-ММ", ООО "Роуд Групп", ООО "СДС "Аран", ООО "Строительная компания "Биллдэкс", ООО "Мерения", ООО "Автодор-ККБЗвенигород", ОАО "ДРСУ", ООО "МКАД-Сервис") в декабре прошлого года обратились к мэру с открытым письмом, где заявили, что им задерживают платежи под предлогом некачественно выполненных работ. "Если бы не это письмо, есть вероятность, что строители просто не получили бы своих денег", - комментирует ситуацию адвокат СДСК "Дорстрой" Михаил Кулиджанов. Департамент ЖКХ и благоустройства правительства Москвы утверждает, что никакой задолженности перед столичными подрядчиками, мостившими плитку, у города нет: все качественно выполненные работы оплачены.
Меж тем мощение плиткой - менее затратные работы для бюджета. "Асфальтирование дороже, поскольку здесь применяется дорогостоящая техника, а на плиточных работах в основном ручной труд", - поясняет Рустэм Сибгатуллин, генеральный директор ООО "МКАД-Сервис". По прайсам компаний, в среднем укладка тротуарной плитки стоит от 1500 руб. за кв. м, а асфальтирование - от 400 руб. до 5000 руб. за "квадрат". В компании "Асфальтстрой" отмечают, что работы по мощению плиткой выгодны тем, у кого есть собственные мощности по их производству. Заметим, что аукционы выигрывали фирмы, у которых подобных мощностей не имеется. Победителями стали предприятия, занимающиеся дорожными работами и благоустройством территорий.
"Дорстрой" банкротят?
ООО "Столичная дорожно-строительная компания "Дорстрой" предпринимателя Петроса Меликяна появилась в 2008 г. Она занималась асфальтированием дорог, благоустройством прилегающих территорий в ЦАО и ВАО. Заказчиков здесь называть не хотят. Крупные плиточные заказы на сотни тысяч "квадратов" фирма до 2011 г. не выполняла. В 2011 г. "Дорстрой" выиграл торги и получил крупный заказ на укладку плитки на Ленинском проспекте. Общая площадь покрытия составляла 135 000 кв. м, сумма заказа - 446 млн руб. Однако столичная мэрия не вовремя рассчитывалась с подрядчиком, задержки составили пять-шесть месяцев, как рассказал "Ко" адвокат Михаил Кулиджанов, представляющий интересы компании. Кроме того, заказ был сокращен на треть, а его сумма снижена. В итоге "Дорстрой" не смог рассчитаться по кредиту в 11 млн руб, взятому в Леноблбанке.
Банк из Петербурга в октябре 2011 г. обратился в арбитражный суд с требованием погасить долг по кредиту в размере 16 млн руб., но "Дорстрой" не стал этого делать, не согласившись выплачивать пени, рассчитанные исходя из ставки в 0,2% за каждый день просрочки. Долг компании с 11 млн руб. вырос до 16 млн руб., из них проценты составляли только 996 000 руб., остальное - а это более 3 млн руб. - пени, выставленные Леноблбанком.
"0,2% за каждый день просрочки - это достаточно высокая ставка. Но раз заемщик на нее согласился, значит, ему это было нужно, - комментирует ситуацию Александр Некторов, партнер юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры". - "Дорстрою" придется доказать, что возможный размер убытков Леноблбанка значительно ниже начисленной ему как заемщику неустойки. Леноблбанк же, в свою очередь, будет стараться доказать, что такая ставка пени основана на средних показателях по рынку. Ставка высоковата. Но то, что суд ее не снизил - это позитивное решение, стабилизирующее гражданский оборот и повышающее конкурентоспособность российского права. Все-таки именно на таких условиях "Дорстрой" и Леноблбанк договорились изначально".
Тогда Леноблбанк стал добиваться ареста строительной техники, но суд банку в этом отказал. В СМИ промелькнула информация, что техника "Дорстроя" арестована судебными приставами. Михаил Кулиджанов опроверг такие данные: "Эту дезинформацию распространяет банк, техника не выбывала из владения компании и работает в штатном режиме, а компания осуществляет производственную деятельность в полном объеме". Часть машин не принадлежит заемщику, а находится в собственности лизинговой фирмы (ее название в "Дорстрое" отказались раскрыть), поэтому она не могла быть арестована приставами.
Не получив денег, в августе 2012 г. Леноблбанк стал добиваться банкротства "Дорстроя". Судебный процесс по этому делу еще не завершен. В августе налоговики арестовали счета компании. "Но в настоящее время счета разблокированы, - утверждает Михаил Кулиджанов. - "Дорстрой" не банкрот, имеется текущая задолженность, являющаяся нормой в бизнесе, и данная задолженность на сегодняшний день практически погашена". Леноблбанк отказался комментировать ситуацию.
Судьба плиточника
Не только "Дорстрой", но и многие другие фирмы, мостившие Москву плиткой, получили от работы в проекте далеко не самые приятные впечатления, и некоторые от участия в нем отказались. Например, ООО "Роуд Групп" Антона Олищука и партнеров в 2011 г. выиграло тендер на укладку плитки на 158 248 кв. м на объектах ФСО (на Старой площади, Варварке, Ильинке, в Рыбном переулке и др.) и проспекте Мира. Его общая стоимость составила 522,6 млн руб. Но мощение плиткой произведено только в объеме 65 000 кв. м, сообщили "Ко" в "Роуд групп". Только такие объемы удалось сделать до 25 августа, а затем все работы по контракту прекратились. Расчет за проделанную работу был произведен в полном объеме, но в этом году "Роуд групп" в плиточном аукционе участвовать не стала. "На момент проведения аукционов по плитке портфель заказов был сформирован, и производственные мощности максимально загружены по основному профилю деятельности - текущему и капитальному ремонту объектов дорожного хозяйства и улично-дорожной сети города Москвы", - прокомментировал отсутствие интереса к плиточному мощению генеральный директор "Роуд Групп" Алексей Елисеев. Сегодня в "Роуд Групп" не любят вспоминать, что писали письмо мэру о необходимости оплатить работы, но и в новый плиточный тендер компания ввязываться не стала.
Аналогичная ситуация у ООО "МКАД-Сервис" (собственника выяснить не удалось): заказ был на сумму 186 млн руб., площадь мощения (на Кремлевском кольце) - 58 259 кв. м. В итоге сделана примерно одна четвертая часть от первоначального объема. Деньги компания получила перед самым Новым годом, выполнив все работы летом, то есть со значительной задержкой. "Для нас это не основной бизнес", - подчеркивает Рустэм Сибгатуллин. Основной бизнес у "МКАД-Сервис" - сдача в аренду биотуалетов. Однако из-за задержек платежей ИФНС №22 г. Москвы в июле 2012 г. подала в арбитражный суд заявление с требованием обанкротить компанию. В итоге свой иск фискальные органы отозвали, так как ООО "МКАД-Сервис" после подачи в суд заявления о банкротстве рассчиталось по налогам. Рустэм Сибгатуллин удивляется, что налоговики повели себя так жестко: "Мы не отказывались оплачивать счета, просто сначала деньги ушли не по назначению не по нашей вине".
ООО "МСити-Девелопмент" Армена Закаряна получило в прошлом году на аукционе заказ замостить плиткой в ЦАО 80 957 "квадратов", сумма заказа составила 266,4 млн руб. Сколько "МСити-Девелопмент" сделало, в компании не раскрывают. Но на сегодня подрядчик не получил никакой оплаты за исполненную работу, сообщил "Ко" Андрей Зинатуллин, заместитель генерального директора компании. Кроме того, стоимость работ уменьшилась на 30% по сравнению с той, что была выставлена заказчиком на аукционе. Подрядчик судится с заказчиком.
Сам заказчик в лице ГКУ "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Центрального административного округа" требует через суд от "МСити-Девелопмент" возврата аванса в размере 26,8 млн руб. за невыполненные работы по замене асфальта тротуарной плиткой. Этот аванс составлял 20% от стоимости работ. Московский арбитражный суд в первой инстанции удовлетворил три таких иска на общую сумму в 11 млн руб., в одном - на 3,8 млн руб. - отказал. Но суды продолжаются в вышестоящих инстанциях.
Программа схлопывается
В 2012 г. власти Москвы планировали заменить на тротуарную плитку 770 900 кв. м асфальта на центральных улицах (Воздвиженка, Никольская, Рождественка, Лубянка, Большая Бронная и др.). Затем эти планы ужались до 237 000 кв. м, то есть в три раза. В 2012 г. столичная мэрия меняет асфальт на плитку не везде, а только в центре города, и главным образом в парках и скверах. На фоне минимизации объемов работ многие строительные подрядчики отказались участвовать в торгах на текущий год. "Сама программа на этот год несколько раз приостанавливалась. А в прошлом году договорные отношения госзаказчиком нарушались, оплата задерживалась", - констатирует Михаил Кулиджанов. "В этом году мы не участвовали в аукционе, - поясняет Рустэм Сибгатуллин. - Строительные работы требуют вкладывания собственных средств, авансов мы не получали, расчеты происходят не сразу". "В этом году мы не проводим плиточные работы на тротуарах, а делаем обычное асфальтовой покрытие", - сообщил Араик Авагян, заместитель генерального директора ООО "Крисмар-ММ".
В 2013 г. мощение плиткой тротуаров вдоль дорог производиться не будет, сообщает департамент ЖКХ и благоустройства правительства Москвы. Какие-то работы предполагается осуществлять в парках и скверах, но их объем станет окончательно ясным только в начале 2014 г.
Таким образом, плиточная кампания, начатая столичной мэрией в 2011 г. по всему городу, фактически схлопнулась. Через два года вместо 1,8 млн кв. м плитки уложено только около 500 000 "квадратов".
Алексей Безбородов, генеральный директор исследовательского агентства InfraNews, полагает, что свертывание плиточной кампании произошло в значительной степени из-за прихода на должность заместителя мэра по транспорту Максима Ликсутова: крупные инвестиционные проекты строительства метро, МКЖД, ТПУ и другие заставили администрацию сфокусироваться на масштабных проектах и отказаться от более мелких программ.