Плохая доля
Редкий отчет отраслевого аналитика или статья в деловом издании обходится без упоминания о доле рынка, занимаемой той или иной компанией. Принято считать, что ее величина напрямую влияет на прибыльность – расширяя свое присутствие на рынке, компания начинает диктовать свои условия и, таким образом, наращивать доходы.
Борьбе с этим расхожим убеждением посвящена книга бывшего обозревателя The Wall Street Journal Ричарда Минитера. «В большинстве отраслей экономики парадигма увеличения доли рынка почти никогда не приносит положительных результатов», – утверждает он. Минитер анализирует многочисленные попытки расширения доли за счет снижения цен, освоения новых ниш, слияний с конкурентами и т.д. и приходит к выводу, что они «вредны и противоречат здравому смыслу». «В 23% случаев рентабельность компаний, занимавших на рынке самую малую долю в своей сфере, была выше, чем у каждого из более крупных конкурентов», – ссылается он на данные статистики.
Минитер не первым призывает оставить устаревший стереотип о связи между долей рынка и прибыльностью компании. Но его аргументы звучат особенно убедительно благодаря многолетней журналистской практике и общению с топ-менеджерами компаний – героев его историй. Правда, автор не смог избежать назидательности и повторяет свою программную установку («миф о доле рынка губит лучшие компании мира») чуть ли не на каждой из полутора сотен страниц своей книги.
Ричард Минитер. Миф о доле рынка. – «Добрая книга», 2003.