По банкам!
Александр Смоленский, пребывавший на вольных хлебах после введения временной администрации в "СБС-Агро", обрел наконец место работы. Олигарх возглавил совет директоров процессинговой компании STB Card.
С одной стороны, этот шаг, очевидно, продиктован необходимостью сохранить управляемость компании после увольнения Андрея Лыкова. Но вместе с тем есть основания полагать, что сам лыковский уход был вызван обострившимся вниманием Смоленского к "карточному" бизнесу.
Дело в том, что банкир сейчас испытывает явный недостаток в ресурсах. После "филиализации" Россельхозбанка и назначения "сельским" вице-премьером Алексея Гордеева - по слухам, дружественного конкурирующей "Альфа-групп" - значительно снизились шансы Смоленского вернуться к обслуживанию агрофинансов. В свою очередь, Кремль более склонен опираться на МДМ-банк или питерский "Промышленно-строительный", нежели на "Первое о.в.к.". Даром что "СБС-Агро" в свое время кредитовал Романа Абрамовича.
В сложившейся ситуации "карточный" бизнес становится для Смоленского едва ли не единственным источником доходов. Благо система, построенная в свое время на деньги ЕБРР, не без оснований считается одной из лучших в технологическом плане. Надо только по возможности увеличить объемы продаж и сократить издержки.
Однако стратегия Лыкова, направленная главным образом на сотрудничество с Visa и Europay, приводила к тому, что снабженные международными брэндами продукты STB Card были достаточно дороги для потребителей либо для самой компании, если речь шла о "зарплатных" проектах. Смоленскому же требовалось, чтобы STB вновь выпускала дешевые локальные карты, позволяющие охватить максимально большую аудиторию.
Показательно, что после лыковского ухода STB возобновила выпуск сугубо локальных продуктов, не связанных с международными брэндами. Изменился логотип компании: теперь вместо аморфных зеленых буквиц на соответствующих карточках красуется российский триколор, на средней синей полосе которого написано "STB". Скептики могут сказать, что новый логотип сделан в стилистике "визовского". Но едва ли кто-нибудь станет отрицать, что он в большей степени свидетельствует о "почвенничестве" STB Card, чем прежний. Кстати, главный конкурент STB - компания Union Card тоже сменила логотип и тоже использует цвета российского флага.
Внешторгбанк, хотя он и несколько недобирает по формальным показателям, фактически становится все более заметным игроком на отечественном "карточном" рынке. Благодаря своему зампреду Александру Полякову, который в силу целого ряда причин становится чуть ли не пожизненным председателем совета Ассоциации российских банков - участников Europay, ВТБ оказался во главе этой организации. Кроме того, в совет директоров ассоциации вошел и Мост-банк, находящийся сейчас в стадии слияния с "Внешторгом". Задачу по захвату рынка - по крайней мере "европейского" - ВТБ облегчает то, что, скажем, Собинбанк после ухода Игоря Липанова будет проводить менее активную "карточную" политику, питерский же банк "Петровский" едва ли станет вникать в московские проблемы.
Пожалуй, лишь Сбербанк, Автобанк и Альфа-банк могут оппонировать ВТБ. Но у них слишком разные интересы, чтобы выступить единым фронтом.
Можно сказать, что в отсутствие Андрея Лыкова, который в прежнем совете представлял "СБС-Агро" и обладал не меньшими, чем Поляков, лоббистскими возможностями, путь к "карточным" успехам Внешторгбанку открыт.
Президент Альфа-банка Петр Авен избран российским представителем в региональном совете директоров Visa. Авен стал уже четвертым отечественным банкиром, избранным "визовским" директором. До него эту должность занимали президент Кредо-банка Юрий Агапов, председатель совета Мост-банка Джан Замани и председатель правления ОНЭКСИМа Михаил Прохоров. Причем был момент, когда Замани и Прохоров заседали в совете одновременно.
Кстати, Замани и в этот раз баллотировался в совет директоров Visa. Кроме него рассматривались кандидатуры председателей правления Промышленно-строительного банка Ольги Казанской и МДМ-банка Андрея Мельниченко. Однако российские участники Visa (которые в конечном счете и выбирали директора), судя по всему, поостереглись доверять защиту своих интересов представителям региональных или политически ангажированных банков.
К тому же на руку "Альфе" в известном смысле сыграла история с отключением Union Card от Europay. Ведь банк проводил через эту процессинговую компанию свои "европейские" операции. И после отключения вынужден был сосредоточиться на обслуживании Visa. В этой связи можно предположить, что из тех $80 млн, которые составили квартальный оборот "Альфы" по эквайрингу, львиная доля приходится на Visa. Очевидно, в плюс "Альфе" сыграло и то, что банк принял на "карточное" обслуживание торговую сеть "Перекресток".
Впрочем, едва ли Петр Авен сумеет полностью отвечать интересам своих избирателей. Во-первых, в отличие, скажем, от Агапова или Замани он, будучи специалистом по эконометрике, едва ли досконально разбирается в тонкостях "карточного" бизнеса. К тому же Альфа-банк как таковой известен довольно агрессивной политикой на рынке. И не очень склонен прислушиваться к мнению других участников.
Игорь Липанов, один из ведущих отечественных "карточников", перешел из Собинбанка в банк "Платина". Это отнюдь не первая смена места работы, предпринимаемая Липановым. В его трудовой книжке фигурируют и Кредо-банк, и компания Diners Club Russia, и Мост-банк. Правда, раньше Липанов уходил из-за внутрикорпоративных разногласий. Покинуть же "Собин" его, судя по всему, вынудили сугубо внешние обстоятельства. А именно существенно ухудшившееся финансовое положение Собинбанка. К тому же банк оказался в эпицентре политических игр, что для Липанова, который, как и любой чистый "профи", привык делать деньги в тишине, тоже неприемлемо.
"Платина" в этом смысле гораздо более привлекательна. Тем более что этот банк (который, по слухам, связан с "Вымпелкомом"), хотя уже и имеет "карточные" наработки, сейчас как никогда нуждается в опытном специалисте. Дело в том, что основной "карточный" профит "Платина" получает на Интернет-транзакциях. Банк обслуживает виртуальные магазины, используя для этого систему "Ассист", разработанную питерской компанией "Рексофт". Однако недавно "Рексофт" подписала соглашение с STB Card, благодаря которому компания Смоленского также получила возможность обслуживать Интернет-магазины. И теперь следует ожидать, что банки-клиенты STB потихоньку начнут отбирать у "Платины" ее сетевую клиентуру.
Чтобы сохранить и развить существующий бизнес, банку придется активнее выходить на "реальный" рынок. И тут опыт и связи Липанова могут очень пригодиться.