По долинам и по взгорьям
ЦБ, МПС и другие российские ведомства испытывают все возрастающий интерес к сектору телекоммуникаций. В результате их усилий "Ростелеком" уже потерял изрядную долю рынка международной и междугородной связи.
Присылайте платежки на собаках
Свою телекоммуникационную сеть Банк России начал строить еще в 1993 году. Сегодня ведомственной связью ЦБ, работающей в промышленном режиме, охвачено 17 регионов РФ. К концу 2000 года эта цифра должна возрасти до 32 – 33 регионов. Расходы на создание такой структуры огромны и, казалось бы, экономически неоправданны, но шаг Центробанка был вынужденным. "К началу строительства нашей сети в России не было ни одного оператора, который предоставлял бы весь спектр телекоммуникационных услуг с требуемыми характеристиками качества. Нам была нужна сеть, которая позволяла бы обслуживать клиента в любой точке, где он того захочет. К сожалению, таких операторов в России нет до сих пор", – объясняет Сергей Михайлов, заместитель директора департамента информационных систем Банка России.
Необъятные просторы родины создают серьезные сложности для оперативного движения финансовых документов. Есть места, где связь практически отсутствует – например, Северный Кавказ. Дело не только в нестабильности политической ситуации в регионе: по горам очень трудно тянуть кабель. На севере Сибири и Дальнего Востока документы до сих пор приходится возить специальным транспортом. Строительство платежной системы России – колоссальная по затратам задача, но, если финансовые потоки будут продолжать двигаться столь же медленно, как и сейчас, в итоге это обойдется еще дороже. "Страна должна поставить свою платежную систему на должный уровень, – считает Сергей Михайлов, – Платежи должны идти не 3 – 5 дней, как сейчас, а в режиме он-лайн. Именно для этого ЦБ нужна развитая телекоммуникационная сеть".
Поскольку кабель трудно прокладывать по горам и в тундре, ЦБ отдал предпочтение спутниковым каналам. Вначале предполагалось построить сеть исключительно на отечественном оборудовании, однако реализовать это концепцию в полной мере не удалось. В итоге российское оборудование в сети ЦБ присутствует, но большая часть наземных станций собрана на основе техники, поставленной компанией NEC. Сегодня спутниковая система ЦБ состоит из трех блоков: "Банкир-1", "Банкир-2" и "Банкир-3". Разные зоны страны обслуживаются различными спутниками. Системы "Банкир-1" и "Банкир-3" собраны на основе оборудования NEC, а "Банкир-2" – на аппаратуре Ижевского радиозавода. Система связи ЦБ использует ресурсы спутников "Ямал", "Горизонт-3" и "Инмарсат". Со спутниками, впрочем, тоже бывают проблемы: "Горизонт" уже выработал свой ресурс, и чем его заменить, пока неизвестно.
Поиграл сам – поделись с другими
"Разумеется, в первую очередь сеть строится для нужд самого ЦБ, – говорит Сергей Михайлов. – Но ресурсы сети всегда имеют резерв. Было бы неразумным не использовать избыточные мощности". Прежде всего ЦБ намерен поделиться ресурсами с казначейством, Минфином, таможенным комитетом.
Избыточные мощности есть и у других ведомственных сетей ("Ко" писал об этом 3 апреля 2000 года). Наиболее активно на этом поприще выступает созданный МПС телекоммуникационный оператор – компания "Транстелеком". Сегодня ведомственный оператор ввел в строй магистральную линию Москва – Адлер. Магистральные участки Москва – Ярославль, Москва – Нижний Новгород – Шахунья, Москва – Смоленск проходят комиссии Госсвязьнадзора по приемке. Ведутся работы в районе Иркутска, вводятся в эксплуатацию участки в Западной Сибири. Всего у "Транстелекома" введено в строй более 5 тыс. км магистральных сетей.
Идея построить собственную сеть руководству МПС, как и руководству ЦБ, пришла не от хорошей жизни. Министерству было необходимо внедрять новые технологии, которые позволили бы эффективнее управлять транспортом, улучшить условия перевозки грузов и обслуживания пассажиров.: "Развитием телекоммуникаций мы занялись не потому, что у нас появилось много денег, а потому, что дальше так жить было нельзя. Железные дороги не могли развиваться с прежними телекоммуникациями. Мы были лишены возможности получать оперативную информацию о передвижении подвижного состава, пассажиров. Поэтому в телекоммуникации сегодня вкладывается примерно треть бюджета министерства", – говорит Владимир Воронин, руководитель департамента информатики и связи МПС России "Транстелеком" проводит работы по присоединению телефонной сети железнодорожного транспорта к сетям общего пользования. Телефонный трафик самих железных дорог должен составить до 30% от общего трафика. Разумеется, удовлетворение нужд родного ведомства станет для "Транстелекома" первоочередной задачей. На вопрос "Ко" о том, окупится ли этот проект, старший вице-президент компании "Транстелеком" Марат Кадерлеев ответил, что в соответствии с бизнес-планом железнодорожники рассчитывают окупить затраты за 4,5 года. Сегодня в "Транстелекоме" ведется работа по привлечению стороннего инвестора.
"Транстелеком" уверенно лидирует среди ведомственных операторов: емкость его сети составляет 880 тыс. линий, из которых 250 тыс. линий находятся в коммерческом использовании. Другие монополии серьезно отстают: РАО "ЕЭС России" обладает емкостью около 450 тыс. линий, "газпромовские" операторы владеют 150 тыс. линий. В будущее "Транстелеком" смотрит оптимистично. В качестве своеобразного примера представители оператора привели немецкий концерн Mannesmann Group. Ранее эта компания занималась производством машин и механизмов. Десять лет назад она начала работать в перспективном секторе телекоммуникаций. И сегодня уже можно говорить о существовании практически двух Mannesmann: один продолжает заниматься "железом", другой вырос в одного из крупнейших европейских операторов связи. В частности, Mannesmann создал первую в Германии частную сотовую телефонную сеть. По заверениям российских железнодорожников, они вполне могут повторить успех немецкого концерна.
Старший брат
В связи с планами МПС вновь обостряется проблема противостояния национального оператора – "Ростелекома" и его "младших братьев" – операторов альтернативных. На прошедшей в марте расширенной коллегии Министерства связи РФ председатель подкомитета Госдумы по связи и информатизации Леонид Маевский заявил, что второго национального оператора в России не будет. Серьезным препятствием для их появления служит то, что за последние годы "Ростелеком" создал значительный избыток магистральных каналов связи: на 5 – 7 лет вперед. По этому поводу Марат Кадерлеев заявил: "Мне очень не нравится определение "альтернативный оператор". На наш взгляд, нельзя вводить такие определения, как "признанный" и "непризнанный" оператор связи. Есть понятие "оператор связи", который действует в рамках выданной ему лицензии".
МПС настроено скорее на сотрудничество, чем на жесткую конкуренцию с "Ростелекомом". Говорит Владимир Воронин: "Я бы не хотел, чтобы в корпоративных операторах видели неких конкурентов, которые хотят заграбастать все деньги и утащить трафик. "Транстелеком" не пытается составить конкуренцию "Ростелекому". Мы просто предлагаем объединить наши сети. Конечно, у каждого оператора есть свои интересы, их надо учитывать. Объединяя различные сети, мы создаем взаимоувязанную сеть России".
Спикеры "Ростелекома" от обсуждения этой темы с корреспондентами "Ко" уклонились.