По лезвию бритвы
Небрежность во внешнем облике — жеваные джинсы, застегнутый на одну пуговицу пиджак от Стефано Габбана и легкая лохматость на голове — в прошлом. В индустрии красоты сменились приоритеты. На место всеядного унисекса пришла классика: брутальность, бабочки—галстуки и аккуратно оформленная борода. Нынешняя мода предпочитает действовать по гендерному признаку: никаких раздельных залов — полный мужской «шовинизм». Неудивительно, что отечественные барбершопы позиционируют себя как место, куда джентльмены могут прийти постричься, побриться, выпить виски и хорошо провести время без сидящей рядом женщины с фольгой на голове. «Ко» выбрал самые известные барбершопы в России, чьи создатели нашли в брадобрействе свое призвание.
Это бородатая вечеринка
Никита Федчишин перестал бриться и отпустил бороду. Зачем? Просто перед открытием барбершопа и бара Gentleman's House у него не оставалось времени даже на сон. После запуска заведения предприниматель решил использовать новый имидж для привлечения внимания к проекту. В раскрутке ему помогала жена Александра. Вместе они прошли через все трудности стартапа. За два месяца работы Barbershop Gentleman's House вышел на точку безубыточности и стал одним из самых популярных мест в Иркутске, где мужчины наконец могут расслабиться среди «своих», сидя в парикмахерском кресле, а потом пропустить стаканчик в баре.
Идея создать барбершоп и бар в формате speakeasy пришла Федчишиным год назад. По двойному образованию Александра — экономист и рекламист. После окончания университета она занималась маркетингом, работала арт-директором, потом перешла в пиар-менеджеры журнала Shop & Go. Никита стартовал с позиции бармена в 2004 г. и дорос до бар-менеджера сети ресторанов-клубов Beerloga. Параллельно супруги держали ничем не примечательное кафе. «С салатами в пластиковой посуде», — уточняет Саша. Вскоре Федчишиным наскучило заниматься забегаловкой. Закрыв ее, они задумались о другом направлении. Никита почти сразу же решил, что это будет бар в формате speakeasy — просто потому, что он практически «вырос» за барной стойкой и ему интересна тема подпольных американских заведений. В ходе мозгового штурма Александра предложила мужу сдвоенную концепцию — открыть не просто бар, а скорее, мужской клуб и барбершоп на два кресла — Gentleman's House. Она как раз прочла статью про этот тренд на Западе и была вдохновлена лучшими примерами.
Ничего подобного в Иркутске не было и нет. Формат нелегального питейного заведения под вывеской барбершопа или даже похоронного бюро родился в США. Во времена «»сухого закона«» — с 1920 г. по 1933 г. — только в таких местах, как speakeasy, рядовым американцам удавалось заказать крепкий алкоголь, пусть и шепотом. Супруги Федчишины решили адаптировать этот опыт в Сибири и стали смотреть, как устроены западные аналоги для менеджеров среднего и высшего звена. Как раз на такую аудиторию они собирались ориентироваться в Иркутске. «Это мужчины, которым за тридцать, — поясняет Никита. — Они устали от ночных клубов и предпочитают качественную выпивку в концептуальных барах с атмосферой». Gentleman's House представлялся супругам камерным, почти домашним местом, где клиентов будут знать в лицо, как родных.
Пора было искать помещение. Аренда в самом центре исторического Иркутска, в 130-м квартале оказалась стартаперам не по карману: до 3000 руб. за кв. м. Случайно они нашли здание неподалеку. Идеальный вариант: 50 кв. м под барбершоп, столько же — под кухню, между ними — кованая лестница, ведущая на цокольный этаж площадью 100 кв. м. С владельцем Федчишины заключили долгосрочный договор на пять лет, арендовав «мечту» за 250 000 руб. в месяц. «Этим летом мы попали в пределы «зеленой» линии, — рассказывает Александра. — Власти решили нанести зеленую разметку, чтобы туристам было легче ориентироваться в центре. По сути, проложили маршрут по архитектурным достопримечательностям». Инициатива чиновников сыграла Gentleman's House на руку. Александра Федчишина говорит, что иностранцы заходят к ним, словно на экскурсию, и выходят впечатленные дизайном. Тем, что в барбершопе и баре удалось воссоздать атмосферу 1950-х, Саша особенно гордится.
Всего на аренду, ремонт, покупку оборудования, услуги дизайнера предприниматели потратили около 8 млн руб. Эту сумму дал частный инвестор, чье имя они не называют. Небольшие сложности перед стартом проекта возникли с ремонтом. Он затянулся: был план сделать за четыре месяца, получилось за шесть. К тому же Федчишины почти два месяца ждали, когда им привезут парикмахерские кресла из Италии. Им хотелось совершенства во всем. Так или иначе, Gentleman's House — барбершоп и бар на 50 человек — открылся в июне. За два месяца работы стартап вышел на точку безубыточности. С подобными темпами Федчишины надеются «отбить» первоначальные инвестиции за два-три года и получать чистую прибыль — порядка 500 000 руб. ежемесячно.
Два кресла в барбершопе почти всегда заняты — около 14 человек в день. Стрижка здесь стоит 1000 руб., «королевское» бритье — 1200 руб., а оформление бороды — 500 руб. Также есть пакеты, например, бритье + стрижка за 2000 руб. Дороже, чем в обычных салонах Иркутска. «Нам и не нужен агрессивный поток, — объясняет Никита. — Мы хотим сохранить камерность и качество сервиса». Под качеством он понимает все лучшее — это органическая косметика от итальянского и французского брендов Acca Kappa и Prive и мастера, обученные московским стилистом и тренером-барбером из Mr. Right Barbershop Германом Винокуровым. Но на, казалось бы, мужской территории тон все равно задают женщины. «Все мастера — девочки. Был один парень, но он ушел», — говорит Александра. По ее словам, гендерный вопрос не влияет на аутентичность заведения: «У нас мужчина может привести себя в порядок, подстричься, за ланчем в баре организовать деловую встречу, а вечером ослабить галстук и пропустить стаканчик».
На продвижение Gentleman's House у Федчишиных уходит немного — около 20 000-30 000 руб. в месяц. Еще до открытия они подогрели интерес местных СМИ. Известность принесла плоды: предприниматели заключили контракты с несколькими алкогольными и табачными корпорациями, увидевшими в барбершопе площадку для раскрутки собственной продукции. «Например, с табачной компанией мы уже провели закрытое мероприятие, — рассказывает Александра. — Приглашали только мужчин, снова позвали Германа. Он на небольшой сцене демонстрировал «королевское«» бритье и изменение образа». С осени Федчишины собираются сделать новый маркетинговый ход — стендап-камеди от иркутских и московских юмористов. Им нравится экспериментировать с форматами. «Мы также смотрим новое помещение. Это будет барбершоп на одно кресло, а вместо бара… Скоро узнаете», — интригует Никита. Их «тайный» инвестор уже одобрил проект, и стартаперы намереваются запустить его в течение полугода. Пока ниша свободна, нужно использовать все козыри.
Культ Chop-Chop
Барбершоп Chop—Chop считается самым известным в Москве по нескольким причинам. Во-первых, он открылся раньше остальных, еще в 2011 г. Во-вторых, выглядит, как нужно: винтажная мебель, бутылочка пива для храбрости перед опасным бритьем, классические стрижки, никакого бабского трепа. Это расслабляет. В-третьих, здесь ценят время клиента — никто не будет мыть голову по пять раз, постригут быстро, но аккуратно. И наконец, этот барбершоп основали экс-сотрудники журнала GQ. Они без предпринимательского опыта за полгода «отбили» вложенные деньги и за пару лет умудрились открыть в столице еще три салона, не считая проданных франшиз.
История сети парикмахерских Chop-Chop звучит типично для Москвы: три молодых друга, бросивших офисную работу ради собственного дела, точное попадание в нишу и быстрая раскрутка бизнеса. В 2011 г. Данила Антоновский возглавлял подразделение Conde Nast Digital, которое занималось всеми сайтами издательского дома и другими проектами. Алексей Ермилов работал на два фронта: редактировал сайт GQ и вместе с иллюстратором Евгением Мурушкиным развивал небольшую тату-студию Faux Pas на съемной квартире. «Друзья думали, как расширить бизнес, — вспоминает Данила Антоновский. — В итоге поняли, что будет логичным открыть парикмахерскую. Благодаря опыту в GQ мы знали, как должен выглядеть настоящий барбершоп». Предприниматели решили подхватить западный тренд и для начала сложились деньгами. В свой первый салон они инвестировали 1 млн руб. Для этого Алексею Ермилову и Евгению Мурушкину пришлось взять потребительские кредиты, у Данилы Антоновского имелись собственные накопления. Помещение в Дегтярном переулке друзья нашли за несколько дней — через знакомых.
По их замыслу, в барбершопе все должно было напоминать Америку: классические мужские стрижки в стилистике 1950—1960 гг., винтажная мебель, интерьер, пиво и косметика. «Когда мы открывали первый Chop-Chop, нам все говорили: «Вы — дураки?! Почему девочек не стрижете? Посчитайте, сколько потеряете денег, — рассказывает Данила. — Но чистота формата сработала на нас. Следом стали открываться другие барбершопы». Первую неделю в салон заходило около десяти человек, через пару месяцев образовалась запись на неделю вперед. Вложенные средства предприниматели «отбили» за полгода. На вырученную прибыль летом 2012 г. они открыли второй салон, на Патриарших прудах, через год из Дегтярного переулка переехали на «Маяковскую», еще через полгода запустили проект на «Парке культуры», а в 2014 г. отмечали старт четвертой точки, в Столешниковом переулке. Сейчас партнеры подумывают о пятом салоне, в районе «Павелецкой» — доход позволяет. Какой именно? Слишком интимный вопрос, отвечает Данила Антоновский.
Но почему так быстро развивается сеть? «Расходная часть в парикмахерском бизнесе невелика, — объясняет Данила. — На один салон в среднем уходит 10-15 флаконов косметических средств, зарплата мастера — 30-40% от стоимости стрижки, львиную долю затрат составляет аренда — от 200 000 до 500 000 руб. в месяц, в зависимости от месторасположения«». Все четыре салона забиты на 80%. Стрижка в Chop-Chop стоит 1500 руб., бритье бороды — 500 руб. Услугу «королевского» бритья заказывают очень редко. «Мы зарабатываем деньги на стрижках. Опасное бритье — довольно экзотическая процедура, ее мало кто умеет делать, даже у нас в Chop-Chop«», — говорит Алексей Ермилов. Во всех четырех салонах посменно работают 40 мастеров. Управляет ими арт-директор Влад Покровский, с которым предприниматели начинали еще в Дегтярном переулке. Обязанности между создателями сети распределились сами собой — за десять лет дружбы они достаточно хорошо узнали свои слабые и сильные стороны. Евгений Мурушкин, например, отвечает за все прекрасное: дизайн, интерьер, логотипы, буклеты. Организационные вопросы решают Антоновский и Ермилов — по очереди.
Год назад друзья собрались открыть барбершоп в Питере, но не сложилось. «Тогда мы были еще неопытными, не умели рассчитывать силы, — констатирует Данила. — В итоге поняли: проще запустить то же самое в Москве». По цепочке счастливых событий на них вышел предприниматель из региона с предложением приобрести франшизу. Так проект Chop-Chop «»разошелся«» по всей стране и вышел за ее пределы. Сегодня друзья продали уже 35-40 франшиз. Филиалы есть в городах-миллионниках, а также в Прибалтике, Чечне, Казахстане и Украине. Стоимость франшизы зависит от нескольких факторов. Главный — платежеспособность города. «Лучше всего франшиза работает в Краснодаре. Стрижка стоит столько же, сколько в Москве, и все забито. В Питере открыто два филиала. Несколько дней назад нам звонил владелец салона в Твери и рассказывал, что дела идут неплохо», — хвастается Данила Антоновский. При этом стоимость права работать под вывеской Chop-Chop ребята не раскрывают. «В некоторых случаях мы не берем паушальный (первоначальный) взнос, если чувствуем, что можем зарабатывать на роялти», — уточняет Алексей. Основатели сети помогают франчайзи на старте, как могут: дают советы по дизайну и закупке косметики, обучают персонал.
Раньше на курсы Chop-Chop брал всех подряд (обучение парикмахерскому искусству стоило 21 000 руб.). Но после пары выпусков ребята отказались от этого формата — экономически неэффективно. «Много средств тратится на поиск моделей, обеспечение инфраструктуры, зарплату преподавателям», — поясняет Ермилов. «На развитие образовательного формата нужны другая часть мозга и другие люди, — добавляет Данила. — Можно сосредоточиться на этом, но мы лучше откроем парикмахерские». Создатели Chop-Chop посматривают в сторону азиатского рынка — Гонконг, Шанхай и Сингапур. «Культура британских и американских барбершопов там невероятно востребована, и ниша по-прежнему свободна», — уверяет Данила. Впрочем, как выясняется, им пока не до того — в сентябре друзья открыли спортивный клуб «Бобо» на два зала (бокс и кроссфит). «В него мы вложили всю душу», — смеется Данила Антоновский, уворачиваясь от вопроса про инвестиции. Этот бизнес они тоже создают как развлечение, а иначе нельзя — тогда станет скучно.
Доходная красота
Владелец петербургских заведений Cuba Hostel и Atelier Bar Богдан Канука сначала поступил, как все — последовал за трендом. На волне популярности барбершопов он запустил в Москве проект «Щегол», парикмахерскую для мужчин, которым не плевать на свою внешность. За год работы барбершопа его осенила другая идея: открыть модный салон исключительно для девушек, но в необычном месте, на борту корабля «»Брюсов«». Надо же использовать гендерный принцип по максимуму!
Богдан Канука разворачивал парикмахерский бизнес по стандартной схеме. На 3 млн руб. — столько составил первоначальный капитал — купил оборудование, органическую косметику (Malin+Goetz, Caswell-Massey 1752, Less is More и пр.), снял помещение в центре столицы, сформировал штат сотрудников. Старт омрачило лишь одно событие — в последний момент арендодатель поднял цену. Пришлось с заявленного Рождественского бульвара переезжать в Малый Кисловский переулок. Оказалось, к лучшему: место полностью соответствует духу салона. «Сложности возникли и с поиском мастеров. На рынке мало профессиональных брадобреев. Именно поэтому мы открыли свою школу», — говорит Василина Мороз. Она занимается продвижением бизнеса Богдана Кануки, параллельно работает диджеем и дизайнером украшений.
За год предприниматель с командой решил все проблемы. Сейчас в «Щегле» работают семь мастеров — только мужчины. Салон делает ставку на бритье опасной бритвой. Средний чек здесь составляет порядка 1700-2000 руб. Расходная часть на содержание барбершопа невелика — 500 000 руб. в месяц. «У нас высокая посещаемость — в день приходят 20-25 человек», — утверждает Василина Мороз. В сети салонов Chop-Chop команда Богдана конкурента не видит. Почему? «Наша целевая аудитория старше — от 25 до 50 лет», — одним предложением объясняет Василина. Не так давно в отличие от того же Chop-Chop «Щегол» сумел совместить два формата под своей крышей — парикмахерскую и школу Barber Wanted. С курсов выпустились пока 15 человек, но в планах — уже следующий набор. Обучение длится два месяца и стоит 48 000 руб. «Это выгодно, — считает Василина. — Мы выращиваем свои кадры, поскольку проводим обучение в «Щегле» и не тратим деньги на аренду. Наш расход — лишь оплата преподавателя: 2500 руб. за занятие».
Богдан Канука еще «отбивает» вложенные 3 млн руб. При этом он запустил в августе женскую версию — салон The Tub на корабле «Брюсов». Стартовый капитал составил 1 млн руб., из них 100 000 руб. ушло на аренду. «Мы решили сосредоточиться на минимальном наборе услуг: стрижка, окрашивание, укладка и маникюр. Вся косметика натуральная и органическая — редких, нишевых брендов», — рассказывает Василина. Ценник здесь выше, чем в «Щегле» — от 2500 руб. Но даже этот факт не повлияет на спрос, уверена Василина Мороз.
Юлия Алешина — тоже знаток индустрии красоты. Правда, сначала она выбрала иную карьерную траекторию, окончив Ростовский университет по специальности «психолог». Но после учебы вновь вернулась к мысли о том, чтобы открыть свой салон. Сначала работала в качестве наемного сотрудника, но недолго — пару лет. Потом вместе с сестрой Мариной запустила свою первую парикмахерскую «Веранда». «Наблюдая за жизнью салонов, я каждый раз отмечала, как неуютно там мужчинам, — поясняет Юлия. — Эти разноцветные баночки, запах краски и лаков, бигуди, зажимы — сплошь женская атрибутика, она не дает расслабиться». Тогда Юлия предложила сестре воспользоваться ситуацией на местном рынке — в 2011 г. здесь еще не существовало барбершопов. Они продали «Веранду» (сумму предпринимательница не называет) и на эти деньги открыли проект класса люкс — «Первый мужской барбершоп«, где средний чек составляет около 3000 руб. Дорогое удовольствие для Ростова—на—Дону.
Барбершоп хоть и предлагает клиентам маникюр, педикюр и эпиляцию, но специализируется на классическом брадобрействе. То, что делают здесь, можно считать возвращением к бритью, которое совершали английские джентльмены еще в 1960-х. Успех сестры Алешины просчитывали по легко воспроизводимой формуле, доведенной ими до совершенства. Они продумали схему наведения красоты — опасная бритва, горячий компресс и прочие приятные манипуляции с лицом, не оставили без внимания дизайн салона, косметику (Lebel, American Crew, Redken, Paul Mitchell), музыку и напитки. «В чем наше конкурентное преимущество? В нашем салоне есть кабинет синхронных услуг. Мы удостоены ростовской городской премии от журнала «Собака» в номинации «Дизайн года», — с гордостью говорит Юлия. — По уровню сервиса салон превосходит все остальные, и у нас нет скидок».
Чтобы соответствовать заявленному качеству, сестры Алешины за три года существования вложили в «Первый мужской барбершоп» значительные даже для Москвы деньги — свыше 25 млн руб. Стартап вышел на точку безубыточности через полгода после открытия. Годовой оборот салона Юлия считает конфиденциальной информацией: «Выручка достаточна, чтобы содержать салон такого уровня и развиваться дальше». Полностью «отбить» вложенные средства предпринимательница планирует еще через год. По ее мнению, такой срок адекватен для окупаемости любого бизнеса. Расходную часть бюджета на салон с лучшим в Ростове-на-Дону дизайном она также не раскрывает. Сейчас ей интересна франшизная история, но с обязательным сохранением высокого сервиса. Такого в России, как правило, сложно добиться, соглашается она. Развитие ростовского барбершопа Юлию Алешину устраивает — в среднем ее мастера обслуживают 25 мужчин в день. Больше и не нужно, иначе поток скажется на «люксовости».