По разные стороны экрана

28.03.201600:00

По какому показателю Россия значительно уступает Нигерии? Жители этой африканской страны больше всего времени тратят на просмотр видео на любых устройствах – 4,5 часа в день. В России этот показатель составляет 2,7 часа. Но можем догнать. 

Тренд цифрового общества таков, что видеоконтент становится основным источником информации: тексты сокращаются, и визуальный ряд приобретает все большее значение. При этом традиционное телесмотрение постепенно теряет позиции. По последним данным, россияне больше времени проводят за просмотром онлайн-видео, чем ТВ‑контента: на первое у них уходит 94 минуты ежедневно, а на ТВ – 88 минут. В борьбе за пользователя и самим телевизорам пришлось поумнеть.

Лучший друг человека

Впервые продажи телевизоров с функцией Smart TV, на которых, например, можно было просматривать ролики на YouTube, заходить в Facebook или перематывать вперед-назад фильмы и передачи, начались в 2010 г. В 2015 г. в каждой пятой российской семье появился Smart TV. По словам ведущего эксперта аналитического центра компании Vi Анны Воронцовой, в прошлом году 13% россиян подключали телевизор к Интернету – это примерно 11 млн человек, из них 8 млн используют для этого Smart TV.

Однако, как считает генеральный директор онлайн-кинотеатра Tvzavr.ru Марина Сурыгина, Россия отстает от всего остального мира по распространению Smart TV, хотя российский рынок сейчас очень быстро растет. По данным TNS, большая часть телевизоров Smart TV покупается в небольших городах с населением менее 1 млн человек. Так, за 2015 г. в городах с населением менее 800 000 человек реализовано 54% телевизоров Smart TV, в городах-миллионниках – 30%, в Москве – 16%. Это подтверждают данные Tvzavr.ru: количество покупок в онлайн-кинотеатре за 2015 г. увеличилось в два раза. Получается, что соотечественникам проще купить телевизор и не тратить деньги на кино, или же в этих городах просто нет кинотеатров, и людям негде посмотреть новые фильмы или мультфильмы, кроме как по Smart TV.

«Умные» модели есть практически у всех крупных производителей телевизоров, таких как LG, Panasonic, Philips, Samsung, Sony и др.

«Сегодня подавляющее большинство новых телевизоров обладает смарт-функционалом, поэтому я бы не стала выделять «умные» ТВ в какой-то особый сегмент – к ним применимы те же законы, что действуют на рынке обычных телевизоров», – уверена руководитель департамента аудио- и видеотехники компании «Panasonic Россия» Виктория Сомова. По ее оценке, наибольшую стабильность в России показывает сегмент премиальных ТВ и больших диагоналей (более 50 дюймов), практически все эти модели «умные». «Годовой прирост здесь составил порядка 5% к прошлому году. Кризис, конечно, замедлил рост спроса, но это сказалось в основном на среднем и нижнем сегментах, где ведут ценовые войны китайские и корейские производители бюджетных моделей. В диагоналях от 30 до 44 дюймов в  прошлом году наблюдалось даже снижение продаж «умных» ТВ до 5%», – отмечает Виктория Сомова.

В этом смысле Россия не сильно отличается от европейских стран, где также отмечается сокращение продаж традиционной аудио- и видеотехники. Покупатели стали мыслить более рационально, они не готовы ежегодно менять телевизоры только из-за моды.

Быстро стареющий телевизор

Среднестатистическая семья меняет телевизионную технику с частотой раз в 10 лет, обеспеченные люди – раз в пять лет. Но причина покупки новинок не только во вкусовых пристрастиях, уверен гендиректор компании «Мое ТВ» Андрей Холодный. «Так как мощность «мозгов» телевизора, как и любой электроники, каждый год удваивается, то получается, что, купив очень дорогой телевизор в 2014 г., к концу 2015 г, пользователь получает технику с шикарной картинкой, но уже не такую быструю с точки зрения приложений, которые на ней запущены», – размышляет Андрей Холодный. Первые массовые продажи Smart TV были зафиксированы в 2012–2013 гг., и сегодня очень многие сервисы предупреждают пользователей, что уже не работают на таких «старых» телевизорах.

Доставка персонализированного видеоконтента стала благодатной почвой для стартапов. «Мое ТВ» – один из них. Компания производит выделенный модуль – приставку, которая подключается к любому телевизору. В создание российской платформы видеосервисов, на которой онлайн-кинотеатры размещают свои приложения, было инвестировано несколько миллионов долларов, основной инвестор – российский интернет-холдинг Inline Technologies. Бизнес-модель предусматривает заработок на продаже приставки и процентах от выручки сервисов, присутствующих на платформе. «Мы ожидаем в течение 2–3 лет выйти в ноль относительно 2014 г. В лучшем случае к концу этого года, в худшем – к концу следующего мы должны оказаться около самоокупаемости», – делится планами Андрей Холодный.

По его мнению, идея внешнего устройства, позволяющего передавать видеоконтент из Интернета на телевизор, более здравая, потому что оно стоит на порядок дешевле нового телевизора. Но конкуренция между производителями «умных» телевизоров и производителями внешних устройств немного искусственна. Андрей Холодный подчеркивает, что на западных рынках давно победили внешние устройства. В России немного другая ситуация: Smart TV является динамично развивающейся платформой с растущей долей рынка. «В нашем случае эта технология пришла на замену доминировавшему ранее пиратскому потреблению видео, – отмечает Андрей Холодный. – Когда в телевизорах пользователей появилась возможность транслировать актуальный контент в хорошем качестве, это привело к тому, что потребление легального контента резко возросло».

При этом Андрей Холодный призывает посмотреть на США, где Smart TV занимает треть рынка интернет-видеосервисов. Основная доля у приставок – это либо флешка, как у Google, либо коробочка, как у Apple. Причины такой популярности очевидны: во‑первых, технология Smart TV появилась позже, чем внешние устройства, которые превращают обычные телевизоры в «умные». Во‑вторых, у Smart TV много ограничений.

Но технологическая революция Smart TV продолжается. «К сожалению, возможности производителей ТВ и контента сильно отличаются, т.е. производители уже научились делать доступные телевизоры с инновационным форматом 4К, а смотреть на них почти нечего. Вы можете снять что-то на бытовую 4К-камеру, загрузить фото, но с масштабным 4К-вещанием или стримингом в России пока большие проблемы. Именно поэтому все так ждали прихода американского сервиса Netflix. И мы надеемся, что в ближайшее время будет появляться все больше российских и локализованных сервисов с условно бесплатным (просмотр за рекламу) или недорогим базовым доступом. Они будут очень востребованы», – уверена Виктория Сомова.

Сейчас при выборе контента компания Panasonic ориентируется на популярность поставщика, но приоритет отдается русскоязычным сервисам – Twigle, Ivi, Okko, Megogo и другим агрегаторам популярного видеоконтента, активно продвигающим свои услуги на российском рынке.

«Умное» ТВ, с одной стороны, развивают производители Smart TV, с другой – сервисы, которые их наполняют, т.е. онлайн-кинотеатры. «Для кинотеатров Smart TV – основной драйвер платной модели, так как 90% покупок совершается на Smart TV. При этом лидерами стали российские картины – «Воин» и «Духless 2». Люди, конечно, могут и поиграть в игры на телевизорах, однако в нашем сознании телевизор связан прежде всего с просмотром кино. Поэтому интернет-кинотеатры – это основное наполнение Smart TV», – уверена Марина Сурыгина.

Социальное ТВ

Smart TV также является востребованным направлением для телевизионных стартапов, открывая простор для инноваций на рынке. Российские телекоммуникационные компании все активнее продвигают приложения для просмотра видео без физического подключения к их сетям. Мобильное телевидение, которое могут подключить абоненты любых сотовых операторов, распространяют МТС и «Билайн». «Дочка» «Мегафона» NetByNet в 2015 г. запустила сервис WiFire: пользователь приобретает ТВ‑декодер, подключаемый к Интернету по WiFi, на который можно установить приложения для Smart TV от LG и Samsung.

Услугу «Мультискрин», которая предлагает просмотр телеканалов с различных устройств, будь то «умный» телевизор, персональный компьютер или планшет, запустил в 2015 г. «Ростелеком». При этом абоненту не обязательно подключаться к Интернету через «Ростелеком» – достаточно зарегистрироваться на любом из вышеперечисленных устройств через любого провайдера.

Особые возможности видят в развитии Smart TV и соцсети. Оно и понятно: как отмечает руководитель проекта «Одноклассники» Антон Федчин, рост количества просмотров видео в соцсети за последнее время вырос на треть. Амбициозные цели «Одноклассников» – составить конкуренцию YouTube.

Собственную видеоплатформу «Одноклассники» запустили три года назад, и уже к 2014 г. просмотры видеоконтента внутри соцсети выросли в 15 раз. В 2011 г. видеосервис заполнялся преимущественно пользовательским контентом, а в 2013 г. пользователям стали доступны фильмы и сериалы. В настоящее время сеть фиксирует более 300 млн просмотров видео в сутки. «Четверть времени в «Одноклассниках» пользователь смотрит видео», – отмечает Антон Федчин. В середине февраля в платформе Samsung Smart TV начало работу приложение «ОК Видео». «Одноклассники» также ведут переговоры с LG. Приложение не требует регистрации в соцсети и распространяется бесплатно. Оно позволяет просматривать как видеоролики, загруженные блогерами и пользователями соцсети, так и профессиональный контент, предоставленный партнерами, – кино, сериалы, мультфильмы, а также прямые эфиры телеканалов и проводимые в группах «Одноклассников» онлайн-трансляции. Первыми в «ОК Видео» начали вещать телеканалы «РБК», LifeNews, «Мир» и «360 Подмосковье». «Это лицензионный контент напрямую от правообладателей или через партнерские компании, такие как Pladform», – говорят в «Одноклассниках». По словам представителя соцсети, поначалу в «ОК Видео» рекламы не будет, но далее монетизация будет проходить по рекламной модели, доходами от которой «Одноклассники» планируют делиться с производителями контента.

Одновременно соцсеть запустила сервис групповой видеотрансляции в режиме реального времени. Руководитель направления «Видео» «Одноклассников» Марина Краснова уверена, что данный сервис сможет составить конкуренцию западному продукту Periscope.

Уже в апреле 2016 г. «Одноклассники» планируют выпустить аналогичные приложения для мобильных устройств, что позволит пользователям организовывать на своих страничках в социальных сетях видеотрансляции в режиме онлайн с помощью смартфонов и планшетов.

Еще одна российская социальная сеть – «Вконтакте», принадлежащая тому же холдингу Mail.Ru Group, действует по другому принципу и не планирует составлять конкуренцию YouTube и Periscope. Пресс-секретарь «Вконтакте» Евгений Красников рассказал, что на базе сайта уже существуют онлайн-трансляции, но пока их могут организовать лишь пользователи, у которых большое число подписчиков. Также он отмечает, что видеоматериалы бесплатны, но в них уже встроена реклама.

По мнению экспертов, соцсетям предстоит не только решить технические проблемы, но и разрешить вопросы монетизации видеоконтента. Главное, что этому мешает, – неурегулированность прав на профессиональный контент, который находится на сайтах «Вконтакте» и «Одноклассники».

Телешпион

В феврале 2014 г. колумнист The Daily Beast Шейн Харрис писал, что телевизоры шпионят за пользователями. Журналист нашел в политике конфиденциальности Smart TV компании Samsung информацию о том, что «для работы функции распознавания голоса некоторые голосовые команды (вместе с информацией о об устройстве, включая его идентификаторы) могут передаваться в стороннюю службу, которая преобразует речь в голос или код, необходимый для работы функции распознавания голоса. Кроме того, компания Samsung может собирать, а устройство – записывать голосовые команды и соответствующие тексты, чтобы мы могли предоставлять пользователю функции распознавания голоса, а также оценивать и улучшать их работу». На основе этого Харрис сделал вывод, что телевизор может потенциально передавать все разговоры, происходящие в гостиной.

В Samsung ответили, что «во всех своих Smart TV придерживаются промышленных стандартов обеспечения мер безопасности и практик, включающих шифрование данных, для предотвращения несанкционированного сбора или использования персональной информации». Однако скандал был шумный и даже привлек к проблеме внимание сенаторов. Но Андрей Холодный полагает, что все не так критично: «Во многих телевизорах, особенно 2014‑го модельного года, была встроена опция голосового управления, когда можно было произнести вслух «Включи мне двадцатый канал», и телевизор его включал. Для этого необходим микрофон, по такому поводу возникла некая истерика: в телевизоре есть микрофон, он может записывать все, что произносится вокруг. Но аналогичный микрофон есть в каждом сотовом телефоне или смартфоне. Однако никто не нервничает». При этом эксперт отмечает, что операционные системы смартфонов имеют более высокую степень защиты, чем более примитивные системы «умного» телевизора.

В разгар «шпионского» скандала «Лаборатория Касперского» выпустила своеобразную памятку для обладателей «умных» телевизоров, в которой антивирусный эксперт компании Дэвид Джейкоби поясняет: «Мы не должны заблуждаться, будто бы наши домашние гаджеты в безопасности только потому, что мы установили на них замысловатый пароль. Есть много вещей, которые пользователь не может контролировать. Меньше чем за 20 минут я нашел ряд серьезных уязвимостей в устройстве, которое на первый взгляд казалось совершенно безопасным. В связи с этим вопрос защиты домашних систем развлечения, хранения данных и доступа к Интернету должен решаться совместно производителями устройств и разработчиками защитных решений в самом ближайшем будущем». Эксперт «Лаборатории Касперского» нашел в «умном» телевизоре ряд уязвимостей.

Известно, что, помимо голосовых команд, «умный» телевизор собирает массу других сведений о своем владельце – по мнению производителей, «для улучшения качества рекомендаций, предлагаемых в службе SmartTV». Наряду с историей поисковых запросов и скачанных приложений они включают в себя «IP-адрес, информацию, хранящуюся в файлах cookie и подобных технологиях, информацию, идентифицирующую оборудование или конфигурацию программного обеспечения, информацию о браузере и запрошенные страницы». Телевизор знает, чем интересовался его владелец и какие сайты посещал. Производители Smart TV заявляют, что это делается в маркетинговых целях, для внутреннего хранения записей и доставки рекламных объявлений, и эти функции можно отключить. Но тогда из «умного» телевизор превратится в самый обычный.