«По улице едут мальчики-мажоры…»
«Дети – наше главное богатство». Для некоторых политиков этот советский лозунг оказался более чем спорным. Проблемы с непослушными отпрысками часто портят карьеру самым успешным чиновникам и политикам. Однако в большинстве случаев богатеньким деткам сходят с рук не только детские шалости, но и весьма серьезные преступления.
Поздно вечером в пятницу 20 мая автомобиль Volkswagen Bora сбил насмерть на улице Лобачевского 68-летнюю женщину. Это рядовое ДТП привлекло к себе внимание всех центральных средств массовой информации не своим драматизмом – в конце концов, в Москве под колесами ежегодно гибнут десятки пешеходов. Внимание прессы привлекла личность водителя. За рулем машины, сбившей пенсионерку, сидел сын министра обороны РФ Сергея Иванова Александр Иванов. Однако с самого начала большинству журналистов было очевидно, что никакого наказания сын министра не понесет. Уже во вторник утром стало понятно, что следователи непременно объявят о том, что погибшая сама виновата в своей смерти.
Исход дела милицейские чины, скорее всего, решили на месте ДТП еще в пятницу. Журналисты выяснили, что милиция не предприняла никаких действий для серьезного расследования этой трагедии. Против Иванова не было возбуждено уголовного дела. Также не была назначена автотехническая экспертиза, обязательная в таких случаях. Более того, милиция сознательно игнорировала те свидетельские показания, из которых следовало, что погибшая Светлана Беридзе переходила улицу в положенном месте и на зеленый свет. Данные эти подтвердил журналистам газеты «Известия» сын погибшей Виктор Беридзе. Он рассказал, что со свидетелем, видевшим все события своими глазами, «о чем-то побеседовали люди, приехавшие за Александром Ивановым», а милиционеры не стали записывать его показания. Слова Беридзе подтверждали и другие свидетели наезда. В милиции все эти данные проигнорировали. Сын министра обороны был признан невиновным. За все время скандала ни Александр Иванов, ни его отец Сергей Иванов так и не появились перед журналистами. Министр обороны вообще сделал вид, что ничего не произошло. Он даже не посчитал нужным извиниться перед семьей погибшей.
Некоторые российские политологи считают, что внимание журналистов к ДТП с участием сына Иванова – это пиар-кампания, направленная против самого министра. По мнению директора Института политических исследований Сергея Маркова, про ДТП «писали в несколько раз больше, чем это принято обычно». Марков уверен, что «Путину всячески дают понять, что Иванов – фигура слабая и уязвимая и что он не может быть преемником». Можно только порадоваться, что политолог не обвинил погибшую женщину в том, что она сознательно бросилась под колеса сына Иванова, чтобы еще ниже опустить уровень популярности министра.
Маленькие американские шалости
По мнению психологов, нет на свете более проблемных детей, чем дети известных людей. Именно они становятся чаще всего жертвами страсти своих родителей к власти. Порой единственное, что могут гарантировать политики своим детям – это поддержка в трудную минуту, но никак не внимание, любовь и забота. Вопрос лишь в том, на что готов пойти родитель, чтобы оградить своего ребенка от уголовного преследования. В демократических государствах влиятельные родители спасают деток от обвинений в курении травки или употреблении спиртного до 21 года, но уж никак не от серьезных уголовных дел. Это черта скорее свойственна восточным деспотиям, чем цивилизованным государствам. Найти аналог инциденту с сыном Иванова в новейшей истории Запада практически невозможно. Для любого американского или европейского политика подобное «происшествие» означало бы моментальный конец карьеры, а для провинившегося – тюремное заключение.
Дети первых лиц американского государства попадают в криминальные хроники с завидной регулярностью. За последние 15 лет американская полиция как минимум несколько десятков раз арестовывала родственников президента и вице-президента страны. С марихуаной в машине попался сын экс-вице-президента Альберта Гора, а у племянницы президента Буша полиция нашла кокаин. Дочки Буша неоднократно привлекались к ответственности за употребление алкоголя (в США пить можно лишь по достижении 21-летнего возраста). По этой же статье проходила и дочь президента Клинтона Челси.
Дженну и Барбару Буш неоднократно арестовывали за употребление алкоголя. Дженна Буш два раза была вынуждена объясняться в суде и даже была приговорена к общественным работам за нарушение закона. Отметим, что как дочери президента девушки находятся под охраной Секретной службы. Но это ни разу не спасло их от наручников и протоколов. В Белом доме все эти «алкогольные истории» вызывали настоящую ярость. Жена Буша Лора неоднократно пыталась заставить прессу отказаться от публикации скандальных историй, но тщетно. Когда девушкам исполнился 21 год, к ним через газету The Los Angeles Times обратилась дочь бывшего президента Рональда Рейгана Пати Дэвис. Дэвис предостерегала дочерей Буша от непристойного поведения. «Вы – неподвижная мишень, и нет такого выключателя, который позволил бы отключить прожектор, направленный на вас, до тех пор, пока не будет избран новый президент», – писала дочь Рейгана.
В отличие от близняшек Буш дочь Билла Клинтона Челси пользовалась у репортеров хорошей репутацией. Пока ее отец занимал Белый дом, девушка старалась изо всех сил не попадаться на глаза папарацци в непристойном виде, однако когда Клинтон стал экс-президентом, его дочь «пустилась во все тяжкие». Во время обучения в Оксфорде Челси стала регулярно посещать ночные клубы Лондона, на выходе из которых ее стерегли фотографы. В 2002 году она попала на обложку британского таблоида The Sun. Дочь Клинтона сфотографировали, когда она в абсолютно невменяемом состоянии выходила из очередного клуба. Ее отцу эта публикация, как пишет британская пресса, доставила массу неприятных ощущений.
Другой трудный ребенок американской политики – Альберт Гор III, сын бывшего вице-президента и кандидата в президенты США Альберта Гора. С 2000 года этот молодой человек трижды оказывался в полицейском участке. В 2000-м полиция штата Северная Каролина арестовала Гора за превышение скорости – молодой человек ехал чуть быстрее 180 километров в час. В 2002 году он был вновь арестован, на этот раз за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. В 2003-м полиция нашла у сына политика марихуану. Полицейских не смутил тот факт, что арестованный ими нарушитель – сын влиятельного политика. Младший Гор трижды представал перед судом и трижды приговаривался к общественным работам.
Дети разных народов
Однако проступки американских подростков меркнут на фоне поведения «первых детей» Африки и Ближнего Востока. После садистов и насильников Удая и Кусея Хусейнов в списке самых проблемных детей Востока почетное место занимает сын президента Ливии Муаммара Каддафи Ганнибал. Своими выходками этот молодой человек довел чуть ли не до истерики французского министра иностранных дел. Отец Ганнибала полковник Каддафи к «шалостям» сына относится спокойно.
На родине Ганнибал Каддафи бывает редко, а когда все же появляется в Ливии, то, по данным журналистов, ведет себя «тише воды, ниже травы». Когда же сын полковника приезжает в Европу, он дает волю своим поистине африканским страстям. В 2004 году во время отдыха на Сардинии пьяный Ганнибал Каддафи не справился с управлением и врезался на своей роскошной яхте в причал. Угрожая насилием, он в окружении своих телохранителей покинул место происшествия. Несколько дней спустя в Риме Каддафи напал на итальянского полицейского, посмевшего сделать ему замечание. Ганнибал пытался забить его огнетушителем, но ему помешали подоспевшие охранники.
В 2004 году Ганнибал Каддафи перебрался в Париж, где жила его подружка – модель Алин Скаф. В сентябре состоялось его «первое знакомство» с французскими жандармами. В состоянии тяжелейшего алкогольного опьянения Каддафи вел свой Porsche 911 по встречной полосе Елисейских полей на скорости свыше 100 километров в час. Каддафи несколько раз пересек перекрестки на запрещающий сигнал светофора и спровоцировал серьезное ДТП, в результате которого получил ранение один человек. Когда жандармам удалось остановить автомобиль Ганнибала, оттуда выскочили его телохранители и, по словам свидетелей, начали избивать офицеров полиции. От тюрьмы Ганнибала Каддафи спасла дипломатическая неприкосновенность. Следующее столкновение молодого человека с французской жандармерией произошло 2 февраля 2005 года. Жандармов вызвали служащие парижского отеля InterContinental, которые сообщили, что Каддафи избивает свою беременную подружку. Прибывшие на место происшествия жандармы выяснили, что модель Алин Скаф, находящаяся на восьмом месяце беременности, не пустила Ганнибала к себе в номер. Тогда разъяренный молодой человек вышиб дверь ногой и начал избивать девушку. Постояльцы отеля также рассказали полиции, что Каддафи угрожал своей подруге пистолетом и грозился ее убить. В тяжелом состоянии девушка была госпитализирована, однако задержать Каддафи жандармы не смогли. Сообщив им о своей дипломатической неприкосновенности, тот уехал в Royal Monceau Hotel. Через несколько часов жандармов вызвали уже работники этого отеля. Они пожаловались, что пьяный Каддафи громит в гостинице мебель. Жандармы усмирили разбушевавшегося сына лидера ливийской революции. «Этот парень – редкий псих. Он рассматривает свою неприкосновенность как право делать все, что ему взбредет в голову», – заявил журналистам представитель французской полиции. Позднее полицейские сообщили, что Ганнибал Каддафи не является дипломатом и, следовательно, не обладает неприкосновенностью. После этого заявления журналисты задались вполне логичным вопросом: если у Каддафи не было иммунитета, то почему его ни разу не арестовали? По данным некоторых французских изданий, причины такого странного поведения жандармов были политическими. После отмены международных санкций против Ливии президент Франции Жак Ширак заявил, что его страна готова помочь Каддафи в осуществлении ядерной программы. Руководствуясь этой теорией, жандармам было велено не трогать Ганнибала Каддафи, чтобы не испортить отношений с Ливией и не лишить французских ядерщиков выгодного контракта. пманда свыше"ым, причиной такого странного поведения жандармов была "ммунитета, то почему его не разу не арестовали?ебе в но
Тем не менее дело об избиении беременной Алины Скаф было передано в парижский суд, который приговорил Ганнибала к четырем месяцам тюремного заключения условно и уплате штрафа в размере 628 долларов. Сам «обвиняемый» в момент вынесения приговора находился в Копенгагене (Ганнибал Каддафи учится в Копенгагенской школе бизнеса). Спустя всего три недели после приговора уже в Копенгагене Каддафи жестоко избил ливийского дипломата. По сообщениям прессы, датская полиция не смогла вмешаться, так как драка происходила в здании посольства Ливии.
Сын другого диктатора – Ким Йонг Ира – также неоднократно оказывался в центре различных скандалов. По данным японской прессы, 34-летний Ким Йонг Нам регулярно посещал Токио, где предавался утехам в объятиях проституток в роскошных банях района Йошивара. В мае 2001 года молодой человек был задержан в токийском аэропорту, когда пытался въехать в страну по паспорту гражданина Доминиканской республики. Следователям сын лидера КНДР сообщил, что собирался посетить японский Диснейленд. Чтобы избежать конфликта, Ким Йонг Нам был депортирован из Японии в Китай, а скандал, поднятый в связи с этим инцидентом прессой, вынудил Ким Чен Ира отменить свой визит в Пекин, который как раз был запланирован на эти дни.
Тактичность МИД Японии помогла тогда избежать серьезного обострения отношений этой страны с КНДР, однако иногда поведение детей первых лиц государства все же приводит к серьезным международным скандалам. Так, развод дочери президента Узбекистана Гюльнары Каримовой со своим мужем афганцем Мансуром Максуди привел к конфликту, в который оказались втянуты Госдепартамент, министерство юстиции и налоговое управление США, а также Интерпол.
«Узбекская принцесса» Каримова и американский афганец Максуди познакомились в 1991 году. 19-летней девушке понравился 24-летний бизнесмен, и после двух свиданий их родители договорились о свадьбе. Как зять Каримова Максуди получил в Узбекистане «максимально благоприятные условия для ведения бизнеса». Молодые переехали жить в США, в штат Нью-Джерси. Однако скоро семейная жизнь пошла под уклон, и в 2001 году Гюльнара Каримова сбежала от мужа, прихватив с собой двух детей. Оскорбленный и расстроенный муж обратился в полицию, назвав действия дочери узбекского президента похищением. Еще до того, как в дело успел вмешаться Госдепартамент США, суд Нью-Джерси выдал ордер на арест Гюльнары Каримовой и передал его в Интерпол.
Ответ узбекской стороны не заставил себя долго ждать. Правительство Узбекистана отняло у Максуди принадлежащий ему завод по розливу Coca-Cola. В тюрьмы были брошены трое его родственников, а еще 24 – депортированы в Афганистан. Также узбекский суд выдал ордер на арест прогневавшего президента афганца. Этот конфликт, о котором писали все ведущие американские газеты, включая The Washington Post, длится уже не один год и, кажется, успел надоесть всем его участникам. Каримова обвиняет Максуди в незаконной продаже нефти Саддама Хусейна. Максуди обвиняет экс-жену в поставке девушек из Узбекистана сутенерам в Дубае. При этом никаких перспектив для мирного решения спора не предвидится. Президент Узбекистана не намерен идти против любимой дочери, которую, кстати, даже считают его возможной преемницей, а американский суд отказывается аннулировать ордер на ее арест. Журналисты называют это противостояние «мыльной оперой».
Но иногда скандалы, вызванные детьми политиков, приобретают весьма недетские масштабы.
Свержение маминого авторитета
7 марта власти Зимбабве задержали в аэропорту Хараре пассажиров, прибывших на самолете Boeing 727 из ЮАР. Во время обыска таможенники с удивлением выяснили, что самолет забит военным снаряжением, а на борту его находятся 64 мужчины спортивного телосложения. В ходе допросов выяснилось, что задержанные являются наемниками, направляющимися в Экваториальную Гвинею для совершения там государственного переворота. Кроме рядовых бойцов был также арестован гражданин Великобритании Саймон Манн, имевший при себе 130 000 долларов наличными и список оружия, которое он собирался купить в Зимбабве. В списке фигурировали гранатометы, тяжелые пулеметы и штурмовые винтовки. После нескольких дней усиленных допросов Манн признался, что действительно собирался захватить власть в богатой нефтью Экваториальной Гвинее. А еще через несколько недель в этом и без того громком деле появился новый фигурант – сын экс премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер Марк. Саймон Манн попытался через подкупленную охрану передать на волю записку, адресованную Марку Тэтчеру (в записке он фигурировал как «Поскребыш»). 24 августа Тэтчер был арестован в ЮАР. По данным полиции, в момент ареста он уже «сидел на чемоданах и был готов сбежать в США». Власти обвинили «Поскребыша» в финансировании попытки переворота в Экваториальной Гвинее. На деньги Тэтчера заговорщики купили военный вертолет Ми-26, который намеревались использовать при захвате дворца президента Гвинеи. 26 августа Марк Тэтчер был освобожден под залог в 300 000 долларов. По данным британских журналистов, «железная леди» Маргарет Тэтчер задействовала все свои связи для того, чтобы вытащить сына из этой неприятной истории. В Великобритании это вызвало не самую положительную реакцию: «Старая грымза не должна использовать государственные ресурсы для освобождения своего недоросля», – написал по поводу этого скандала обозреватель газеты The Daily Mirror Тони Парсонс. Однако Тэтчер все же удалось защитить сына от африканской тюрьмы. Она убедила его признать себя виновным (Марк продолжал настаивать на своей невиновности, несмотря на то, что против него дали показания все его сообщники). Суд ЮАР признал Марка Тэтчера виновным в нарушении закона о наемниках и приговорил его к штрафу в 500 000 долларов и 4 годам лишения свободы условно.
По большому счету, в истории с сыном Сергея Иванова нет ничего удивительного. Вряд ли можно было предположить, что министр обороны РФ ничего не сделает для того, чтобы уберечь своего ребенка от неприятностей. Как показывает мировой опыт, аналогичным образом поступают практически все политические деятели. Правда, на Западе безнаказанность «деток» ограничивают пресса и общественное мнение, а в других странах – лишь совесть первых лиц государства.