Top.Mail.Ru
архив

По уши в работе

Неэффективная организация рабочего процесса и низкая производительность труда во многих российских компаниях приводят к постоянным авралам и переработкам. Однако, как показывает практика, эффект от ненормированного рабочего дня и сверхурочных стремится к нулю, зато резко возрастает текучесть кадров.

 

1990-е годы российский бизнес прожил под знаком фиксированного рабочего дня. Более того, некоторые компании уменьшали его продолжительность. Например, Мост-банк, заявлявший о своем повышенном интересе к розничному рынку, вдвое сократил продолжительность рабочего дня сотрудникам своих отделений. Все филиалы банка, работавшие с частными лицами, закрывались в два часа дня. Клиентам банка предлагалось проводить платежи через пластиковые карты. Правда, о том, как с помощью карточек оплачивать коммунальные услуги, не говорилось. Впрочем, странная новация Мост-банка тогда вряд ли уменьшила число его потенциальных клиентов. Сейчас ситуация прямо противоположна. Компании бьются за каждого клиента и готовы ради этого пожертвовать всем – в том числе и выходными днями собственных сотрудников. По мнению президента HRC Александра Литягина, «от звонка до звонка работают только в примитивных бизнес-структурах. Поэтому люди, уходящие в 18:00, во многих российских компаниях вызывают раздражение. С другой стороны, все больше организаций практикуют работу в проектных группах. Мотивированность на достижение результата позволяет сотрудникам самостоятельно планировать свой рабочий график».

В сентябре этого года три отделения Промышленно-строительного банка, обслуживающих клиентов – частных лиц, перешли на шестидневную рабочую неделю. По словам начальника управления частных клиентов ПСБ Ольги Зинкевич, открывая «филиалы выходного дня», банк стремился предоставить дополнительный сервис частным лицам и увеличить клиентскую базу. «Это и имиджевый ход, и способ получения дополнительной прибыли», – говорит Зинкевич. Банкиры не одиноки в своем стремлении к сверхурочной работе. Скоро к ним присоединятся биржевики: ММВБ собирается ввести ночные торги по акциям. Предполагается, что от этого выиграют прежде всего трейдеры на Дальнем Востоке и те немногие иностранные инвесторы, которые торгуют на ММВБ и пропускают большую часть торгов из-за разницы во времени. «Ненормированный рабочий день оправдан для компаний сервисной сферы – торговых центров, туристических компаний, предприятий службы быта и т.д.», – считает Мария Афонина, директор по маркетингу компании «Интеркомп текнолоджиз ЛЛС» (финансовые и административные услуги).

Случаи, когда переработки оправданы или являются инициативой самого работника, довольно редки. Чаще всего ради достижения неких высоких целей работодатели готовы выжать из подчиненных последние соки.

 

Синдром сгорания

Российские работодатели под понятием «ненормированный рабочий день» имеют в виду, как правило, неограниченный рабочий день, подменяя тем самым понятия. Неограниченный рабочий день обычно используют на тех предприятиях, где реальная зарплата выдается «в конверте». При таких условиях ропот и недовольство сотрудников исключены. Равно как и оплата сверхурочных. Чаще других нормами КЗоТа пренебрегают российские торговые сети. Сотрудник немецкой компании Metro, перешедший из российской розничной компании, считает, что в большинстве наших розничных сетей считаются нормой неудобный график и оплата сверхурочной работы по обычному тарифу.

При общей неэффективности управления компанией лучшим сотрудникам приходится работать гораздо больше, чем посредственным. Наши менеджеры привыкли действовать по принципу «грузить на того, кто везет». Но чрезмерная загруженность редко дает положительные результаты. Постоянные авралы ведут к стрессам и моральному надлому. В результате плохие сотрудники лишаются мотивировки, а хорошие быстро надрываются – и либо требуют увеличения зарплаты, либо уходят.

В последнее время в бизнес-среде стал чрезвычайно актуальным термин «синдром сгорания», введенный в обиход американским психологом Фреденбергом. Люди, не отличающие будни от выходных, «сгорают» на работе. Как заметила в газете «Ведомости» генеральный директор компании «ММ-класс» Марина Мелия, «синдром сгорания» нельзя считать личной проблемой работника – она касается не только конкретного человека, но и организации, которой тот руководит или в которой работает. При постоянных авралах снижается эффективность труда руководителя, возрастает количество ошибок, появляется стремление уйти или отмахнуться от проблем, принимаются скоропалительные, непродуманные решения, влекущие за собой большие финансовые потери.

 «Между работой и личной жизнью должен быть баланс. В противном случае людей хватает очень ненадолго. Компании, злоупотребляющие переработками, по большому счету не заинтересованы в долгосрочных отношениях с сотрудниками», - считает Афонина. По словам исполнительного директора «RHRInternational Экопси» Марка Розина, руководители некоторых западных компаний после окончания рабочего дня буквально выгоняют своих сотрудников домой. Они считают, что если сотрудник не может выполнить задачу в рамках рабочей недели, то он непрофессионален.

 

Работу давай…

Как показывает практика, делать бизнес, избегая сверхнормативных нагрузок, невозможно. Важно соблюсти разумные пропорции или устранить недочеты в организации труда. По словам старшего консультанта BKG Дмитрия Хлебникова, сверхурочные работы являются следствием неправильно составленного рабочего графика.

В 2001 году HR-менеджеры компании Sun Interbrew проводили специальное тестирование своих сотрудников. Компания пыталась избежать предполагаемого кадрового кризиса. Исследование проводилось по десяти аспектам жизни компании, относительно каждого из которых респондентам задавали по 15 – 20 вопросов. «Мы обнаружили, например, что рабочий день многих респондентов длится дольше, чем запланировано графиком, –говорит Руслан Ильясов, HR-менеджер компании Sun Interbrew. – Мы проанализировали графики работы и выяснили, что причины переработок во многом обусловлены спонтанным их составлением. Теперь графики работ утверждаются на год вперед. Каждый менеджер персонально отвечает за исполнение графиков его сотрудниками».

По другому пути пошли в «Вымпелкоме». По словам руководителя службы по связям с общественностью Михаила Умарова, в компании действует негласное разделение труда. Линейный персонал работает до 18:00. Что касается менеджеров, то у каждого свои графики. Главное – достижение конечного результата.

При этом к «классическим» сверхурочным в «Вымпелкоме» относятся негативно. «Работаешь или много, или хорошо. Третьего не дано, – утверждает Умаров. – У нас прозападная корпоративная культура, и пребывание на работе до 12 часов ночи не считается особой доблестью».

Еще по теме