Победа осталась за ними

23.01.200600:00

В 2005 году количество проданных иномарок (включая ввезенные подержанные автомобили) на российском рынке впервые за всю его историю превысило число реализованных отечественных автомобилей. Доля рынка импортных автомобилей составила 51,2%. Всего было реализовано 1,71 млн легковушек, в денежном выражении российский автомобильный рынок вырос с $18,2 млрд до $22 млрд.

Российское правительство, похоже, определилось со стратегией развития отечественного автопрома. Главный автомобильный актив страны «АвтоВАЗ» взят под контроль государства. Одновременно, по плану властей, на внутреннем рынке конкуренцию «АвтоВАЗу» должны создавать сборочные производства иностранных концернов.

Автомобильный рынок рос главным образом за счет импорта: в 2004 году в Россию было ввезено 280 000 новых легковушек, а в 2005-м – 410 000 машин. Примечательно, что постепенно средняя цена нового импортного автомобиля уменьшается (в прошлом году она снизилась на 7%). Сегмент автомобилей стоимостью $14 000 – 20 000, по данным компании «Рольф», на сегодня занимает почти 30% рынка (в денежном выражении), тогда как в прошлые годы среди иномарок доминировали автомобили стоимостью $30 000 – 60 000.

Значительное увеличение импорта новых автомобилей участники рынка объясняют тем, что прослойка среднего класса становится все больше, а также бурным развитием сферы потребительского кредитования. Например, сегодня почти четверть автомобилей Mitsubishi продается в кредит.

Несмотря на то, что иномарки победили, перспективы у российского автомобильного производства все же просматриваются. По данным информационно-аналитического агентства Ladaonline, почти половина (49,7%) из проданных в прошлом году в России автомобилей пришлась на марку Lada. Под этим брендом на внутреннем рынке в 2005 году было реализовано 706 000 автомобилей, что на 1,3% больше, чем в 2004-м.

В ожидании смены руководства в дочерних компаниях «АвтоВАЗа» – ОАО «АВВА» и ЦО АФК – и последующего повышения прозрачности компании акции предприятия бьют все рекорды: в течение 2004 – 2005 годов вазовские ценные бумаги торговались на фондовом рынке на уровне 700 –900 руб. за штуку, к середине января 2006 года был взят исторический рубеж в 1300 руб. за одну обыкновенную акцию. В случае, если «Рособоронэкспорт» приведет на руководящие должности в дочерних компаниях «АвтоВАЗа» своих представителей, в руках государства сосредоточится контроль над 72% (включая долю Внешторгбанка и РФФИ) обыкновенных акций компании, не принадлежащих миноритарным акционерам.

Заметное оживление наблюдается и вокруг УАЗа. Перед Новым годом Российский фонд федерального имущества (РФФИ) объявил условия конкурса по продаже 13-процентного госпакета акций Ульяновского автозавода (стартовая цена пакета – $27,3 млн), и вот на прошлой неделе ценные бумаги УАЗа подорожали сразу на 158,77%.

            Руководители отечественных автозаводов, вдохновленные поддержкой государства, видят свое будущее в весьма радужных тонах. Однако не все операторы и эксперты автомобильного рынка разделяют их оптимизм. Генеральный менеджер по стратегическому маркетингу группы компаний «Рольф» Валерий Тараканов считает, что улучшение технических и потребительских характеристик отечественных автомобилей неизбежно повысит цены на них, отечественные автомобили попадут в ценовой сегмент иномарок. В такой ситуации, по мнению Тараканова, отечественные автозаводы не смогут рассчитывать на сохранение своей доли рынка и наращивание объемов производства.

Великолепная десятка

Иномарки – лидеры российского автомобильного рынка

Марка

Количество проданных автомобилей, шт.

Рост по сравнению с прошлым годом, %

Hyundai (включая производство в Таганроге)

87 457

72

Toyota

60 638

38

Ford

60 574

64,7

Mitsubishi

55 148

83

Daewoo

48 600

37,3

Nissan

46 485

63

Kia

25 000

55

Renault 

29 177

81

Mazda

21 120

146

Volkswagen

13 911

57

На момент подписания номера отсутствовали данные по марке Chevrolet. За 9 месяцев 2005 года было продано 47 584 автомобиля этой марки с учетом произведенных в Тольятти Chevrolet Niva и Viva.

·                    Источник: данные компаний

Люкс-сегмент

Марка

Количество проданных автомобилей, шт.

Рост по сравнению с прошлым годом, %

BMW

6338

31

Audi

 

6115

49

Lexus

5369

50,9

Mercedes

4848

20

·                    Источник: данные компаний