Top.Mail.Ru
финансы

Победные налоги: как граждане пополняли бюджет в 1941–1945 годах

Вслед за главой «Яндекса» Тиграном Худавердяном многие бизнесмены сравнивают начавшийся экономический кризис с мировой войной. Во время Второй мировой войны СССР справился с финансовыми трудностями во многом за счет населения, увеличивая сборы и налоги. Мобилизационный опыт тех лет вполне может быть применен и сегодня, хотя для игроков рыночной экономики может стать шокирующим. «Компания» изучила, сколько в финансовом смысле стоила Победа. За основу взяты данные из сборника «Великая Отечественная война», подготовленного Росстатом к 75-летнему юбилею Победы.

Военный налог

В целом поступления в бюджет от населения с 1941 по 1945 год увеличились в 4,2 раза — с 9,4 млрд руб. до почти 40 млрд, в то время как все доходы государственного бюджета выросли в 1,7 раза. «Герой повести Чингиза Айтматова вспоминал, что, когда его отец уходил в армию, в семье держали десять овец: двух зарезали на мясо, а восемь продали на уплату на заем, на военный и другие налоги», — говорит начальник управления аттестации и подготовки научных кадров РЭУ им. Г. В. Плеханова, д.э.н. Елена Шувалова.

По ее словам, основным налогом для граждан страны в 1941–1945 годах оставался подоходный налог, плательщики которого были разделены на несколько типологических (качественно разнородных) групп. По каждой группе были установлены различные по составу и величине льготы и порядок обложения. Взимался подоходный налог по прогрессивным ставкам. Для спасения экономики к подоходному налогу была введена 100%-ная надбавка, которая в 1942 году была трансформирована в военный налог. Плательщиками военного налога были совершеннолетние граждане с 18 лет и до достижения пенсионного возраста. Налоговые ставки были высокими и дифференцированы по категориям плательщиков и размеру дохода.

В первый же год с его помощью бюджет пополнили на 14 млрд руб. В следующие три года он увеличивался и приносил уже 17 млрд, 20,7 млрд и 20,3 млрд руб.

Плата за бездетность

Однако дефицит финансовых ресурсов за счет этого покрыть не удалось, поэтому был введен ряд новых чрезвычайных налогов и сборов помимо военного налога: появились налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сбор с владельцев скота, сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак.

Налог на холостяков просуществовал 50 лет. Придуманный в конце 1941 года, он сразу пополнил бюджет на 123,5 млн руб. В 1945 году он принес в казну в 27 раз больше — 3,4 млрд руб. Его платили все достигшие 20-летнего возраста и не имевшие детей. Освобождались от такого обременения мужчины старше 50 и женщины старше 45 лет.

«Максимальная ставка налога была 6 % от суммы заработной платы, а конкретная ее величина зависела от величины дохода и вида деятельности физических лиц. Налог имел ярко выраженный целевой характер — собранные средства направлялись на материальную поддержку многодетным семьям и одиноким матерям. Расходы государства на эти цели за военные годы увеличились в 1,75 раза. Этот налог просуществовал до 1991 года — до появления современной налоговой системы», — отмечает Елена Шувалова.

В военное время государство активно занимало у населения, предлагая займы по подписке — бюджетные доходы от этого инструмента к 1945 году выросли в 2,5 раза. Всего за пять лет таким образом было привлечено 87,8 млрд руб.

Помимо обязательных платежей в бюджет за пять лет граждане добровольно собрали на оборону родины 79,3 млрд руб. — в Фонд обороны и Фонд Красной армии.

«Доля привлеченных средств населения в структуре доходов государственного бюджета СССР за годы войны возросла в два раза. Несмотря на тяжесть налогового бремени, фискальные платежи с населения в период Великой Отечественной войны не имели существенного значения для формирования государственного бюджета. Доход государства формировался за счет прямого изъятия ВНП», — подчеркивает Елена Шувалова.

Обязательные и добровольные платежи населения стали одним из инструментов, снижающим потребность в выпуске наличных денег. Но эмиссии избежать не удалось. Самым тяжелым стал 1942 год, когда оборонные расходы превысили 59 % расходной части бюджета, а бюджетный дефицит увеличился до 17,8 млрд руб. — его удалось покрыть только за счет включения печатного станка.

Мобилизационные рецепты для борьбы с коронавирусом

«Ко» обратилась к специалистам, чтобы понять, в какой мере современная налоговая нагрузка соответствует военным показателям. Анализ провели д.э.н., профессор кафедры Финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова Елена Шувалова и к.э.н., доцент кафедры Финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова Михаил Гордиенко.

Для сравнительной оценки бюджета военных лет с современным бюджетом Российской Федерации можно, во-первых, сопоставить основные финансовые показатели, во-вторых — механизмы стимулирования экономики.

Если оценивать долю налоговых доходов в объеме доходов бюджета: в 1945 году она составляла 60,63 % (налог с оборота, отчисления от прибылей, подоходный налог и государственные налоги с населения), в 2019 году — 46,29 % (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, ввозные пошлины).

Различие объясняется тем, что современная структура доходов бюджета включает в себя помимо налоговых (не нефтегазовых доходов) еще и нефтегазовые доходы, доля которых с конца 80-х годов начала расти и в разные периоды составляла до 55 % общего объема доходов государства. В военный период экспортно-импортные операции были в значительной степени ограничены, нефть еще не была важнейшим товаром международных сырьевых рынков.

Если оценивать долю государственных налоговых доходов с населения, то в 1945 году этот показатель составил 23,94 % (привлечение средств населения), а в 2019 году — 38 % (учитывается только прямой НДФЛ и страховые взносы). Разница в структуре налоговых поступлений свидетельствует о различии парадигм налогообложения доходов населения, а также об изменении качества налогового администрирования, которое базируется сегодня на современных цифровых технологиях.

Что касается механизмов стимулирования экономики военных лет и современной экономики, то здесь присутствуют значительные различия. В военные годы социалистическая экономика была основана на принципах: общенародной собственности, директивного планирования, отказа от прибыли как главного стоимостного показателя в пользу ориентации на постоянное снижение себестоимости и цен, отказа от конкуренции в пользу социалистического соревнования и т.п. Роль государства в экономике была главенствующая.

Очевидно, что желание применить опыт военных лет на практике вызовет кратковременный шок у субъектов современной рыночной экономики РФ. При этом, безусловно, государство имеет значительный мобилизационный опыт и при крайней необходимости вполне сможет к нему прибегнуть в целях укрепления суверенитета и стимулирования устойчивого экономического развития. Подтверждением этого являются многочисленные широко известные примеры перепрофилирования производства в годы войны для нужд армии и фронта. А сейчас компании и индивидуальные предприниматели сами принимают решения и переходят к производству тех товаров и оказанию тех услуг, которые так сейчас нужны стране на этапе борьбы с COVID-19.

Дорогая соль

Статистики подсчитали, что денежная масса, выпущенная в обращение, за годы войны выросла в 3,3 раза при значительном сокращении товарооборота, что, естественно, отразилось на покупательной способности рубля.

После окончания войны средняя начисленная заработная плата составляла 43,9 руб. В то время как в магазинах нормированной торговли (отовариваться там можно было только по продуктовым карточкам, карточная система просуществовала до 1947 года) килограмм гречки стоил 4,3 руб., говядины средней упитанности 1-го сорта — 12 руб., «Краковская» колбаса продавалась по цене 23 руб. за кг, а сливочное масло — 25 руб. За десяток яиц нужно было отдать 6,5 руб., за пол-литра водки — 80 руб. Кстати, только на водку, водочные изделия, виноградные вина, пиво и соль цены в нормированной торговле выросли за годы войны в несколько раз, остальные продукты не дорожали.

Цены на продукты в коммерческих магазинах — они начали работать с 1944 года — были в десятки раз выше, но там можно было совершать покупки без карточек. Сахар стоил в 44 раза дороже, гречка — в 35 и макароны — в 29 раз. Самой кусачей была цена на соль: в нормированных магазинах она стоила 48 коп. за кило, в коммерческих во время их запуска — 80 руб.

прочитать весь текст

Еще по теме