Top.Mail.Ru
архив

Побег из музея

История финансового могущества лондонского Сити началась в 1673 году, когда здесь открылась первая банковская контора C. Hoare & Co. Два десятилетия спустя был создан Банк Англии, и с тех пор «квадратная миля» неизменно являлась центром тяжести мировой экономики. Но в последние годы блеск ее славы померк: крупнейшие компании переезжают отсюда на окраину Лондона, где еще недавно были лишь мрачные трущобы, населенные эмигрантами.

 

Новый деловой центр Canary Wharf («Канарская пристань») расположен в стороне от популярных туристических маршрутов. Достопримечательностей здесь нет, и гости британской столицы о его существовании обычно даже не догадываются. Разве что увидят из окон вагона по дороге в Гринвич верхушки Canada Square, HSBC Tower, Citigroup Centre и других небоскребов. Они совсем недавно выросли на острове посреди патриархального малоэтажного Лондона и перетянули к себе из исторического Сити главные финансовые потоки мира.

 

Легкая рука «железной леди»

 

По площади перед станцией метро Canary Wharf с раннего утра начинают сновать с бешеной скоростью служащие Barclays, Morgan Stanley, Bank of America, Clifford Chance и других мировых компаний. Отличительные приметы местных обитателей – дорогой костюм без галстука, бумажный стакан с кофе в руке и чемодан на колесиках. Они или улетают в командировку, или только что вернулись, и все как один страдают от смены часовых поясов.

Клерки заполонили этот район после реализации самого масштабного в мире проекта переноса делового центра города. Стартовал он в начале 1980-х годов, когда кабинет Маргарет Тэтчер озаботился проблемой создания рабочих мест в районах, которые долгое время находились вне зоны внимания властей и сильно отстали в своем развитии.

В их число попала и территория доков на востоке Лондона. С XV века в Canary Wharf располагались грузовые склады, обслуживавшие близлежащий порт. Свое название он получил из-за того, что корабли на Канарские острова чаще всего отправлялись именно отсюда. В 1960-х годах портовая индустрия пришла в упадок, доки и склады Canary Wharf к тому времени даже не успели толком восстановить после бомбардировок второй мировой войны. О нем просто забыли, и в течение последующих 20 лет «Канарская пристань» представляла собой чудовищную клоаку.

Идея создать здесь деловой центр, конкурирующий с Сити, в 1981 году казалась утопией. Впрочем, изначально столь амбициозных задач и не ставилось, правительство лишь инициировало включение заброшенных кварталов в транспортную инфраструктуру города и пообещало щедрые налоговые освобождения тем компаниям, которые согласятся открыть здесь свои офисы.

Развитие района было поручено государственной London Docklands Development Corporation (LDDC), но ей удалось привлечь лишь незначительное число арендаторов. Самым заметным резидентом Canary Wharf в 1980-х годах являлась телевизионная продакшн-компания Limehouse Studios. Низкая стоимость земли и экономия на налогах не могли компенсировать того ущерба, который наносили репутации корпоративные визитки с указанием адреса в трущобном районе.

 

Здесь будет город-сад

 

В 1984 году район доков посетил глава инвестиционного банка Credit Suisse First Boston (CSFB) Майкл вон Клем, который присматривал место под завод по производству полуфабрикатов для своих клиентов – братьев-рестораторов Ру. После ланча с представителями London Docklands Development Corporation он решил проплыть на катере вдоль набережной Canary Wharf. Мрачные здания доков напомнили ему бостонскую гавань, перестроенную незадолго до того под офисные помещения. И заодно о его постоянной «головной боли» по поводу размещения главного торгового зала Credit Suisse.

В середине 1980-х благодаря компьютеризации существенно упростилась система купли-продажи ценных бумаг. Для работы клерков и брокеров потребовались не здания формата кабинет-коридор, а огромные залы. Офис Credit Suisse в Сити мало того что был переполнен, но к тому же совершенно не подходил для работы с современными трейдинговыми системами. При этом Лондонская корпорация – орган местного самоуправления «квадратной мили» во главе с лордом-мэром – отчаянно выступала против перепланировки и строительства зданий по новым стандартам, поскольку это могло повредить историческому облику Сити. Руководство CSFB уже пять лет судилось с корпорацией за право построить в центре Лондона новое офисное здание, и этому процессу не было видно конца.

Тогда вон Клема и его консультанта по недвижимости Гуча Вейра Травелстеда посетила идея перенести лондонский офис на Canary Wharf. У работников банка эта идея поначалу, мягко говоря, вызвала шок. Как можно уйти из Сити – места, где «живут деньги»? На помощь вон Клему и Травелстеду пришел глава LDDC Рег Вард, который убеждал менеджеров и акционеров в том, что тенденция бегства из Сити давно назрела и у CSFB есть шанс стать ее флагманом.

Вон Клем не решался взяться за развитие заброшенного района в одиночку. Он предложил подключиться к намечавшемуся проекту руководству банка Morgan Stanley, который тоже страдал от проблем с недвижимостью. Те по достоинству оценили смелость затеи: экспертное заключение Morgan Stanley звучало примерно так: «Очень признательны за интересное предложение. После того как вы выбросите несколько миллиардов на строительство станции метро, расселение жилых домов и проведение качественных коммуникаций, мы с удовольствием снимем здесь офис».

 

…в третий раз закинул он невод

 

В 1988 году энтузиастам «Канарской пристани» удалось заманить в проект канадскую компанию Olympia & York. Она была основана в 1950-х годах и к середине 1980-х превратилась в крупнейшего девелопера мира благодаря тому, что смело бралась за самые масштабные проекты, которые всем казались безнадежными. Ей удалось построить торонтский First Canadian Place – самое высокое здание в Канаде. Olympia & York даже сумела заработать на строительстве World Trade Center в Нью-Йорке – после того как губернатор Нельсон Рокфеллер обанкротил штат с помощью сомнительных схем муниципальных заимствований.

Канадский блицкриг увяз на Canary Wharf, Olympia & York по результатам работ разорилась. За это ведущий мировой девелопер 1960 – 1970-х годов должен быть благодарен Гучу Вейру Травелстеду, который и привел их в этот проект. Ходили слухи, что известный лондонский консультант по вопросам real estate в расчете на совместные инвестиции CSFB и Morgan Stanley вложил все свои личные сбережения в покупку недвижимости на «Канарской пристани». Когда проект сорвался, он, заботясь о своих инвестициях, развил столь кипучую деятельность, что в Canary Wharf поверили и члены кабинета Маргарет Тэтчер, и мировые инвесторы.

Olympia & York взяла на себя половину стоимости строительства линии метро да Canary Wharf – около $800 млн. Первая фаза строительства нового делового центра была завершена к 1992 году, как раз к моменту экономического спада, обрушившего британский рынок недвижимости. К строительству метро так и не приступили. Канадские деволоперы прогнулись под давлением Лондонской корпорации, которую к тому времени начали беспокоить вопросы конкуренции, и лорд-мэр, не хуже какого-нибудь вице-премьера московского правительства, «заваливал» в местном самоуправлении любые проекты, которые могли бы пойти на пользу этому району.

Арендаторы не торопились переезжать в самый высокий небоскреб Великобритании, за который взялась Olympia & York. Он назывался 1Canada Square и по ночам стоял неосвещенным – как символ утраченных иллюзий. Из числа респектабельных компаний только State Street Bank рискнул обосноваться на Canary Wharf. Долг Olympia & York дошел до $20 млрд, и ей ничего не оставалось, как объявить себя банкротом.

 

Новый Иерусалим

 

Когда по Olympia & York уже пели отходную, ее основатели – братья Рейчманы, принадлежавшие к ортодоксальному еврейскому клану, обратились за помощью к спасителю. Вскоре после завершения процедуры банкротства на свет появилась структура Reichman International, созданная в партнерстве с известным меценатом Джорджем Соросом. Она получила новые займы британских госбанков и уже через месяц продолжила строительство.

К 1995 году старший из трех братьев – Пол Рейчман стоял во главе международного консорциума Canary Wharf Ltd., который полностью выкупил проект превращения заброшенного района в деловой центр. В только что достроенном им небоскребе удалось продать около 50% площадей. Их заняли 13 000 сотрудников таких компаний, как MorganStanley, CreditSuisse и редакции газеты TheIndependent.

Имя Сороса привлекло в консорциум новых инвесторов. Развитием «Канарской пристани» заинтересовались чикагская CNA Financial Corporation – одна из старейших страховых компаний США, инвестиционная группа Franklin Mutual Series Fund, дочерние компании холдинга Republic New York Corporation и его королевское высочество аль-Валид бин Талал Абдулазиз аль-Сауд.

Саудид, владевший крупным пакетом Citigroup и друживший с Соросом домами, пролоббировал дорогостоящую идею переезда банковской группы на Canary Wharf. Citibank объявил о намерении добавить к пейзажу доков еще один небоскреб. Строительство здания на 52 000 кв. м началось в феврале 1997-го и было закончено уже через год. В 1999-м здание Citigroup, кстати, перешло в собственность Canary Wharf Ltd.

Пример Citigroup оказался заразительным. В 1998 году группа HSBC тоже объявила о намерении построить на «Канарской пристани» небоскреб площадью в 100 000 кв. м. Он был завершен к 2001 году. За ним пристроился Bank of New York, который снял 10 0000 кв. м в 1 Canada Square. Население Canary Wharf возросло после этого вдвое, за счет 25 000 офисных служащих. В апреле 1999-го Canary Wharf Ltd. почувствовала себя достаточно уверенно, чтобы разместить свои акции на Лондонской фондовой бирже.

Самую удивительную роль в проекте создания нового делового центра Лондона сыграл календарь. Ни один из инвесторов не был готов участвовать в «социальных расходах» на строительство новой ветки метро до «Канарской пристани». И тут грянул милленниум, власти Лондона анонсировали открытие выставочного центра Millennium Dome («Купол тысячелетия»). И под праздничную сурдинку к нему протянули новую дистанцию метрополитена, которая прошла точно через Canary Wharf. Никто не признается в лоббировании этого проекта, но без международного еврейского заговора тут точно не обошлось.

 

Удар по куполу

 

Вскоре после того как весь мир отпраздновал наступление нового тысячелетия, братья Рейчманы с не меньшей помпой отметили сдачу в аренду последних метров небоскреба 1 Canada Square. 50-й этаж заняли клерки Morgan Stanley. Все остальные компании, работавшие в Лондоне, выстроились в очередь на расселение из Сити. Заявки на аренду офисов подали Clifford Chance, Barclays, британское Управление по финансовым услугам, организации, занимавшееся подготовкой Олимпийских игр-2012 и многие другие. Незначительный спад спроса на офисные помещения был зафиксирован Canary Wharf Ltd. лишь после терактов 11 сентября. Все тогда боялись небоскребов, но уже к концу месяца спрос восстановился.

Когда предприятие стало жизнеспособным и прибыльным, Morgan Stanley осознала свою ошибку двадцатилетней давности и вернулась на Canary Wharf в качестве солидного акционера. В 2004 году руководимый ею консорциум Songbird, в который также вошли известный инвестор Саймон Глик, принц аль-Валид бин Талал Абдулазиз аль-Сауд, инвестиционная компания British Land и один из создателей IT-компании SAP Хассо Платтнер, стал одним из совладельцев Canary Wharf Ltd. В их руках оказалось 60% акций Canary Wharf.

Братья Рейчманы охотно продали свои акции с хорошим цимесом и при этом сумели сохранить контроль над проектом. Когда между ними и Morgan Stanley пробежала кошка, малоизвестный канадский девелопер Brascan, контролировавшийся братьями-ортодоксами, которому по непонятным причинам досталось 27% Canary Wharf Ltd., смог приостановить процесс передачи площадей арендаторам.

Неурегулированные споры между бывшими и нынешними акционерами в итоге вынудили Morgan Stanley продать пакет акций в Songbird на сумму в $83 млн. Ходят слухи, что, несмотря на то что Canary Wharf бурно развивается, Morgan Stanley скоро покинет этот район.

Сегодня площадь офисных помещений Canary Wharf составляет 1,3 млн кв. м, там работают 80 000 человек, и 25% из них живут поблизости. Некогда заброшенный район сегодня стал фешенебельным. По всему Лондону развешаны баннеры: «Облюбуйте себе гнездышко на Canary Wharf». Несколько сотен метров в сторону от небоскребов – и «маленький Манхэттен» превращается во что-то очень патриархально-английское с оттенком Венеции. Между малоэтажными домами, в которых живут всего по несколько семей, – водоем. Прямо у дверей «припаркованы» частные катера. Плавают лебеди.

Около выхода из дома «на сушу» располагаются Mercedes-coupeпоследних моделей. Они предназначены только для прогулок по окрестностям в теплые дни. Добираться до работы на машине – дурной тон. Во-первых, из-за пробок на это тратится больше времени, чем на метро, во-вторых, пешие прогулки способствуют борьбе с лишним весом.

Район Canary Wharf превратился к настоящему моменту в «город в городе». Здесь расположились крупнейшие торговые центры, фитнес-клубы, конференц-залы, бескрайние парковки и 80 000 кв. м парков. В ближайшее время начнется аншлюс соседнего жилого района Wood Wharf, за счет чего площадь нового делового центра Лондона вырастет вдвое. По расчетам аналитиков, в 2008 году здесь будут работать уже 90 000 человек, а в 2014-м – 200 000.

 

Старые Васюки

 

«Квадратная миля», с ее трехсотлетними банковскими зданиями, тем временем превращается в памятник своему собственному былому величию. Сейчас ее контингент составляют 8600 человек. Это самое неудобное место работы в городе – из-за постоянных пробок сюда практически невозможно приехать к началу рабочего дня. Купить или снять жилье поблизости могут себе разве что russianoligarchs. Да и те никакого удовольствия от проживания здесь не получат – инфраструктура центра города мало приспособлена под нужды частного обывателя. Сити продолжает держать марку только за счет старой памяти: это не место для жизни и бизнеса, а состояние души. Да и его оценить смогут разве что орды туристов.

Тем не менее противостояние между Лондонской корпорацией и Canary Wharf Ltd. продолжает нарастать. Собственники «квадратной мили» бросают конкурентам обвинение в переманивании арендаторов за счет демпинга. Те отстреливаются исками о нарушении свободы торговли – якобы лорд-мэр злоупотребляет своим авторитетом для того, чтобы помешать компаниям выбирать более удобные для работы места.

При этом великий исход компании из Сити продолжается. В недавнем интервью Financial Times пресс-секретарь KPMG озвучил план переселения 4000 сотрудников в новый офис на Canary Wharf. В Сити останется только 2000 человек: «Нам нужны были высококачественные офисы, и мы остановили свой выбор на Canary Wharf».

Удивительно, что сейчас цены на аренду офисов в Сити ниже, чем в «маленьком Манхэттене». На «квадратной миле» аренда рабочего места обойдется в среднем в 300 фунтов за месяц. На «Канарской пристани», если задаться целью, можно снять и за 250 фунтов, но если в конторе трудятся более 100 человек, она сможет разместиться только в одном из престижных небоскребов. Там цена аренды рабочего места начинается с 600 фунтов в месяц.

Ставки очевидно завышены, но за право оказаться в месте, где происходят все важные события, арендаторы готовы платить. Недавно владельцы площадей в новом деловом центре согласились выставить некоторые из них на продажу; арендаторы в течение последних 18 месяцев выкупили недвижимости на 1 млрд фунтов.

Кто знает, насколько эти сделки удачны. Лондон всегда считался удобной точкой для бизнеса, поскольку находится в среднем часовом поясе между Америкой и Азией. Но с оттоком капитала в Китай он теряет позиции сильного мирового финансового центра, хотя и останется центром европейским. Современные информационные технологии избавляют предпринимателей от необходимости физического участия в переговорах и присутствия при заключении сделок.

Можно сказать, что Canary Wharf одержал победу над Сити потому, что не претендовал на статус «пупа земли». Это удобный и статусный деловой центр, без привязки к географическому положению. Для Лондонской корпорации крах трехсотлетних традиций оказался невероятным ударом – лорд-мэр пытался не допустить небоскребы в исторический центр, и в итоге они заполонили окраины. Теперь на «квадратной миле» красуется «стеклянный огурец» Свисса Ре, и получить здесь разрешение на строительство небоскреба не представляет особых хлопот. Но деловая география города уже изменилась безвозвратно.

Еще по теме