Почему российский Минфин защищает доллар США от золота
Заместитель министра финансов Алексей Моисеев заявил, что с 1 января 2022 года Министерство финансов России планирует отменить НДС на золото. Однако, если судить по некоторым комментариям Минфина и самого господина Моисеева, речь идет об НДС, уплачиваемом ювелирной промышленностью. А каковы планы Минфина в отношении НДС на инвестиционное золото?
Уже многие годы на всех уровнях государственной власти звучит призыв к де-долларизации. Необходимость де-долларизации диктуется прежде всего императивами национальной безопасности (угроза замораживания валютных резервов России Вашингтоном, блокирование валютных транзакций через систему SWIFT и др.). Кроме того, сегодня репутация доллара США стремительно падает (как ей не падать, если каждый месяц с печатного станка Федеральной резервной системы США сходит чуть ли не по триллиону новых долларов, практически ничем не обеспеченных?). Уже не кажется фантастикой сценарий массового бегства от доллара. А куда бежать?
Ответ однозначный: в золото, «вечные деньги». В 70-е годы прошлого века на Ямайской валютной конференции было принято решение о ликвидации послевоенного золотодолларового стандарта, о демонетизации золота, «желтый металл» были изгнан из мира денег, разжалован в биржевой товар. «Зеленый конкурент» золота царствовал примерно четыре с половиной десятилетия. Но время его царствования заканчивается, и изгнанное в «ссылку» золото возвращается.
Противоречивая политика де-долларизации
Определенные успехи в деле замещения доллара и других валют золотом были достигнуты Банком России. Особенно в 2018-2019 годы. Он закупал большие количества драгоценного металла у отечественных золотодобытчиков. В 2018 году Центробанк закупил 273,7 тонны (87 % добытого в указанном году драгоценного металла — максимальный показатель за все годы). В 2019 году закупки золота Центробанком выглядели скромнее — 158,6 т (43 % произведенного в стране за год металла). В первом квартале 2020 года закупки составили всего лишь 28 тонн. К концу первого квартала текущего года золотой запас достиг почти 2,3 тыс. тонн, что равняется примерно 23 % совокупного объема резервов страны.
Но с 1 апреля этого года Центробанк неожиданно для всех прекратил дальнейшие закупки драгоценного металла. Процесс вытеснения иностранных валют из международных резервов Банком России остановился и уже более полугода не возобновлялся.
Еще более очевидным и понятным направлением де-долларизации является развитие внутреннего рынка золота. Рынка, на котором отечественные юридические и физические лица могут осуществлять сделки купли-продажи драгоценного металла. Оптовый рынок золота в России имеется: его основными участниками являются золотодобывающие компании, российские банки, ювелирные и иные промышленные предприятия, аффинажные заводы.
Но для де-долларизации наибольшую значимость имеет розничный рынок золота, на который выходят граждане (физические лица). Рынок, на котором обращаются не только ювелирные изделия, но также инвестиционное золото — в виде стандартных слитков золота и золотых монет. Реальной альтернативой доллару и иностранной валюте является, конечно, инвестиционное золото, которое по своей ликвидности приближается к обычным деньгам.
Но рынок инвестиционного золота в России существует в зачаточной форме. Почему? А потому, что золото в его привычных инвестиционных формах в России имеет низкую ликвидность. На протяжении многих лет власти искусственно поддерживают эту ситуацию, сохраняя НДС (налог на добавленную стоимость). В настоящее время он составляет 20 %.
Физическое лицо может купить инвестиционное золото в коммерческом банке (не всяком, а лишь том, который имеет лицензию Банка России на работу с драгоценными металлами). Такое лицо может хранить такое золото в банке (как правило, на обезличенном металлическом счете) и проводить с ним какие-то транзакции в пределах банковской системы (продажа, перевод на счет в другой банк и др.). Но если физическое лицо захочет вывести золото из банка (банковской системы), он должен заплатить цену, которая включит в себя НДС, равный 20 %. Как говорится, «рупь за вход, два за выход». Дополнительной неприятностью является то, что действующая в настоящее время система страхования банковских вкладов не распространяется на металлические счета.
Россия занимает сегодня второе место в мире по добыче золота (после Китая), а гражданам страны достаются только крохи этой добычи.
В России при производстве 307 тонн золота в 2017 году частный инвестиционный спрос составил только 4 тонны (1,3 % от производства). Для сравнения: в том же году в Китае при добыче 453,5 тонны золота частный инвестиционный спрос составил около 280 тонн (61 % от добычи). А сколько стран, где нет добычи золота или она очень незначительна! И тем не менее во многих таких странах рынок инвестиционного золота очень развит. Вот последние данные Всемирного совета по золоту (ВСЗ) по третьему кварталу 2020 года. В Китае инвестиции в золото составили 57,8 тонны. А в соседней Индии, где золотодобыча крайне небольшая, этот показатель равнялся 33,8 тонны. Еще более удивила Турция: в третьем квартале этого года инвестиции в золото там были равны 48,5 тонны. А за три квартала этого года закупки инвестиционного золота в Турции, не относящейся к золотодобывающим странам, составили 91,8 тонны!
В большинстве стран в разное время НДС на операции с инвестиционным золотом были отменены. Так, в Европейском союзе еще в конце прошлого века на этот счет была принята специальная директива. Последние страны-члены ЕС, по моим данным, отменили НДС на инвестиционное золото в 2006 году.
Долгие годы на страже НДС в России стоял Минфин. Фактически он торпедировал попытки проведения де-долларизации российской экономики. По моим оценкам, на руках у российских граждан имеется на сегодняшний день от 40 до 80 млрд долларов американской наличной валюты. Я уже не говорю о наличке в других иностранных валютах.
Если бы власти отменили НДС на золото, то я думаю, что за 24 часа большая часть этой валюты, находящейся под матрасами и в «стеклянных банках», испарилась бы как утренний туман.
Думаю, что были бы конвертированы в золото и миллиарды долларов и иностранной валюты, находящиеся в банках. Вот вам и реальная де-долларизация. А не нудные мантры о де-долларизации.
Летом прошлого года группа членов Совета Федерации во главе с сенатором Евгением Бушминым внесла в Государственную думу законопроект, отменяющий большинство налогов на операции с золотом для физических лиц. В первую очередь НДС на золото, которое изымается гражданами из банка. В сопроводительной записке к законопроекту отмечено, что отмена НДС при выводе золота из банков приведет к тому, что инвестиционный спрос физических лиц на золото подскочит с 3-4 тонн в год до 50. Записка писалась полтора года назад. Сегодня, как я полагаю, «физики» запросто проглотили бы и 100 тонн инвестиционного золота.
Не тут-то было! Минфин в январе этого года через своих лоббистов в Думе заблокировал упомянутый законопроект. Главный аргумент: мол, бюджет недосчитается больших налоговых поступлений. На самом деле налоговые поступления от сделок, которые измеряются 3-4 тоннами, просто смехотворно мизерны. А вот если бы миллионы российских граждан могли приобретать свободно инвестиционное золото, это дало бы мощный толчок развитию отечественной золотодобычи. Что, в свою очередь, реально увеличило бы поступления в казну в виде дополнительных сумм налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Минус НДС для ювелиров
И вот неожиданная, можно сказать — сенсационная, новость. Минфин заявил, что поддерживает идею отмены НДС на золото. Но очень, правда, понятно, о каких транзакциях идет речь. Дело в том, что НДС платят ювелирная промышленность и некоторые иные промышленные предприятия, закупающие драгоценный металл у производителей золота и аффинажных предприятий. Заместитель министра финансов Алексей Моисеев 12 ноября заявил, что с 1 января 2022 года Министерство финансов России планирует отменить НДС на золото. Однако, если судить по некоторым комментариям Минфина и самого господина А. Моисеева, речь в первую очередь идет об НДС, уплачиваемом ювелирной промышленностью. Вот, в частности, слова замминистра Моисеева: «Чем быстрее мы внедрим эффективную систему (маркировки ювелирных изделий), тем быстрее перейдем к вопросу об отмене НДС на золото. Я исхожу, я не обещаю, но я исхожу из того, что мы решим проблему, то есть НДС на золото будет отменяться с 1 января 2022 года, это наш план». С 1 декабря 2020 года, согласно заявлениям Минфина, в РФ начинается эксперимент маркировки ювелирной продукции. Обязательной маркировка станет с 1 января 2021 года. С 1 июля 2021 года оборот изделий без маркировки будет запрещен. Конечно, это радует, что ювелирная промышленность получит облегчение в виде отмены НДС. Правда, эксперты уже высказывают сомнение, что до указанной даты удастся создать эффективную систему контроля за циркуляцией золота на входе и выходе ювелирной промышленности. В качестве реальной даты называются и 2023, и даже 2024 год.
А каковы планы Минфина в отношении НДС на инвестиционное золото? Минфин внятной позиции по этому вопросу не озвучил. Комментаторы и эксперты полагают, что отмена такого НДС будет произведена одновременно с отменой НДС для ювелиров. Но непонятно: зачем надо приурочивать ликвидацию «китайской стены» для инвестиционного золота к отмене НДС для ювелиров?
НДС на инвестиционное золото для физических (равно как и для юридических) лиц может и должен быть отменен не в далеком 2022 или 2023 году, а уже сегодня. При желании сделать это не трудно даже до конца текущего года. Увы, полагаю, что громогласное заявление замминистра Моисеев сделал только ради того, чтобы снять то напряжение, которое возникло вокруг золота в стране в этом году.
Вместо того, чтобы направлять добываемый в стране драгметалл на внутренний рынок, на удовлетворение потребностей наших граждан в инвестиционном золоте, власти страны перенаправляют львиную долю отечественной добычи на зарубежные рынки, на удовлетворение инвестиционных потребностей зарубежных инвесторов и спекулянтов.
Вот последние данные Федеральной таможенной службы РФ: в сентябре текущего года из страны за рубеж было вывезено 54,9 тонны золота в слитках. Объем поставок взлетел в три раза относительно августа и в пять раз по сравнению с сентябрем предыдущего года. Это рекордный объем экспорта желтого металла на месячной основе за все годы существования Российской Федерации. Всего за девять месяцев 2020 года экспорт золота из России составил 220,5 тонны на сумму 12,5 млрд долларов. В физическом выражении объемы вывоза взлетели в пять раз. Конечно, на казенном (или официальном) языке приведенные цифры можно комментировать следующим образом: в этом году наблюдается стремительное наращивание экспорта добываемого в стране золота. А если всё называть своими именами, то это напоминает грандиозное золотое ограбление России. Вернее, ее граждан, которые как не могли, так и не могут приобретать инвестиционное золото. Денежные власти оставляют им единственный «надежный» инструмент, называемый «доллар США».