Почему современное искусство в тренде у бизнес-элиты

12.10.202413:33

На картины современных художников бизнесмены тратят внушительные суммы. Зачем они это делают, рассказывает владелец галереи современного искусства SMART Наталья Хацела.  

Что из себя представляет арт-рынок России

Рынок российского изобразительного искусства достаточно непрозрачен. Консолидированные данные, учитывающие продажи галерей, аукционов, ярмарок, дилеров, онлайн-платформ, отсутствуют. Отчасти рынок можно оценить по показателям аукционной статистики, но это будет только вершина айсберга. 

Частные галереи обычно не раскрывают показатели своих продаж, и не во всех галереях можно увидеть открытые цены. Наш диапазон цен: от 200 тыс. до 2,5 млн рублей. Это работы современных авторов, как молодых, так и художников музейного уровня, чьи работы приобретены в коллекции крупнейших музеев страны  — Третьяковской галереи, Русского музея, Московского музея современного искусства и др.. Это искусство интеллектуальное и качественное. В других галереях будет другой набор художников и другой порядок цен. 

Сколько денег тратят бизнесмены на искусство

Если покупатель является коллекционером предметов искусства, то эти суммы уходят в космос. Но мы будем говорить о бизнесменах, которые приобретают искусство впервые и не являются коллекционерами. Как правило, их запросы привязаны к интерьеру. Они ищут что-то, что может стать стильным дополнением их дома.

У нас есть внутренняя статистика по таким продажам: такой покупатель тратит на все предметы искусства примерно 1% от стоимости своего объекта недвижимости. К примеру, если квартира стоит 100 млн руб., то на все предметы искусства покупатель потратит не больше 1 млн руб. Это либо 3-4 работы молодых авторов, либо 1-2 работы музейного уровня.

Так что вы можете прямо сейчас подсчитать, сколько составляет 1% от стоимости вашей недвижимости и прикинуть, сколько картин вы купите на эти деньги.

На самом деле топ-менеджеры и владельцы бизнесов, которые не являются коллекционерами, редко думают: «Хочу купить именно современное искусство, потому что это трендово и актуально». Скорее, они видят работы современных авторов в домах и офисах своих друзей, партнеров и примеряют их к себе, к своему образу жизни, своему стилю. Начиная погружаться в эту историю, они понимают, что им такое искусство тоже подойдет. И оно, действительно, им подходит. Причин тому много.

«Скворечники», художник Михаил Кабан-Петров

Какие задачи решает современное искусство для предпринимателей?

Подчеркивает уверенность и даже дерзость владельца

Многие бизнесмены стремятся к развитию и росту в жизни и в бизнесе, осведомлены о различных трендах. Современное искусство — тоже тренд и  возможность подчеркнуть свою открытость новому.

Конечно, какая-то часть бизнес-аудитории предпочитает классику. Но одно дело — ходить на выставки, в музеи, смотреть на картины как на нечто внешнее и просто оценивать, что нравится, что не нравится . И другое дело, когда мы говорим о своем доме и понимаем, что хотим привнести предмет искусства в личное пространство. Мы начинаем задумываться: а что эта картина скажет обо мне? Часто бизнесмены понимают, что классическое искусство будет транслировать ненужный консерватизм. Что не всегда плохо, но все же создает определенный контекст. Когда в домашнем пространстве размещено академическое искусство, то это частое свидетельство того, что владелец, скорее всего, боится новых веяний не только в искусстве, но и в остальном.

С одной стороны, старое искусство проверено временем. Никто не скажет: «Что ты такое купил?». А современное искусство несет определенный репутационный риск. Заранее не знаешь, как отнесется твое близкое окружение к тому, что ты выбрал. Но в этом и состоит привлекательность нового. Быть первым. Устанавливать свои правила.

«Математик вселенной», художник Василий Власов

Становится новой интеллектуальной игрушкой

Уникальность в бизнес-мире всегда вызывает интерес и высоко ценится. Приобретение современного искусства — возможность узнать что-то новое, что находится за пределами обычных ежедневных запросов. Возможность потешить свое самолюбие, а не только украсить дом или заполнить пустые стены. Современное искусство позволяет очень тонко и интеллигентно рассказать о своих возможностях.

Когда бизнесмены начинают выбирать для себя искусство, они понимают, что это такая игрушка, в которую они еще не играли. Это классная игрушка — интеллектуальная,  сложная, которая к тому же не всем по карману. И от этого тоже есть определенный драйв.

В качестве ориентира: для двух-трехэтажного дома обычно нужно от 10 до 15 картин, это в среднем от 4 до 8 миллионов рублей. Для общих пространств (гостиная, столовая, холл) мы обычно советуем выбирать именитых современных художников,  которые есть в музейных коллекциях. В приватных пространствах (спальни, вспомогательные помещения) мы рекомендуем размещать картины молодых авторов. Таким образом можно регулировать общую стоимость затрат на приобретение картин.

Транслирует правильные смыслы для дома

По моим наблюдениям часто инициаторами приобретения современного искусства становятся женщины. Если мы говорим о семье, у женщины обычно больше свободного времени, она имеет возможность и по сайтам походить, и по выставкам, а потом рассказать мужчине. Но когда пара вместе выбирает и смотрит картины, становится понятно, что в итоге они выбирают не просто предмет декора, как изначально предполагали. Картина — это триггер личных ассоциаций и воспоминаний. Поэтому любая картина будет вызывать у разных людей разные впечатления и разные эмоциональные состояния. Конечно же, никакой декор на это не способен.

Ассоциации и воспоминания могут быть самыми разными. Это зависит только от вас и от вашего личного опыта. Это могут быть трагичные или печальные воспоминания. Или наоборот, абстракция или пейзаж вдруг вызывают самые прекрасные образы из детства. Именно эти ассоциации вызывают чувства, формирующие наше отношение к картине.

«Rehearsal», творческий дуэт «Студия 30»

Создает настроение для роскошного отдыха

Современное искусство позволяет создавать дома совершенно особенную атмосферу. В одном из домов, где мы подбирали картины в интерьер, на втором этаже располагалась большая ванная комната с окном и диваном. Такое помещение располагало к расслаблению. И мы там разместили две картины, которые создавали соответствующую атмосферу.

Одна картина была большая, с темно-синим горами с белыми вершинами, она висела в ванной. А вторая картина была видна, если открыть дверь ванной. Это тот опыт, который совершенно точно есть не у всех, даже в среде финансово состоятельных людей: позволить себе наслаждаться так и тем, чем ты считаешь нужным.

Может стать инструментом самопрезентации

Современное искусство очень разное. Часто у людей, которые никогда им не интересовались, есть размытое представление о нем как о чем-то эпатажном, даже негативном. Серьезному деловому человеку поначалу сложно отважиться на подобную, кажущуюся рискованной, покупку. 

При более близком знакомстве оказывается, что есть интеллектуальное, философское современное искусство, которое затрагивает глубокие, экзистенциальные вопросы. Один из клиентов нашей галереи, владелец медицинской компании, выбрал для личного кабинета картину с названием «Кризис среднего возраста».

Эту картину и до него многие покупатели хотели приобрести, но когда узнавали ее название, то отказывались. Да и сам художник уже предлагал переименовать картину. Но наш покупатель был очень доволен своим приобретением и особенно названием. Он приглашал всех коллег и партнеров на нее посмотреть: «Пойдем, что я тебе покажу. У меня “Кризис среднего возраста”!». Для него эта картина обрела определенно не трагический смысл, а наоборот, дала новый импульс, зарядила энергией.

«Кризис среднего возраста», художник Дмитрий Стрелков

Становится личной конституцией

Я всегда, когда смотрю интерьеры, обращаю внимание на картины. И по картинам я предполагаю, какая семья или какой человек могли бы здесь жить. Картины рассказывают о своих владельцах, возможно, даже больше, чем они того хотят. Но они могут рассказывать и то, что хотят владельцы. И это очень классная история. Картины создают эмоциональный фон в конкретном помещении. И если картина будет с точки зрения гостей, например, мрачная, они это будут ощущать и даже съеживаться. 

Один из наших клиентов, топ-менеджер сырьевой компании, выбрал картину, где изображен черный мужчина с большим кубом во рту. Картина называлась «Монолог». Это изображение встречает гостей в прихожей и создает определенный настрой: здесь живет человек, который сам решает, что ему делать и говорить. Входящие люди наверняка вздрагивают. Но для владельца это особое заявление: «Мой дом — мои правила!».

Все покупатели — уникальны, у каждого свой непредсказуемый запрос. Иногда срабатывает предубеждение: если выбирает женщина, нужно что-то «мягкое», если мужчина — что-то брутальное. Но это далеко не так. К примеру, одна наша клиентка, женщина-руководитель, для публичных пространств в своем доме выбрала несколько сильных абстракций художника Константина Инал-Ипы. Обычно их предпочитают мужчины. Эти работы отличает контрастность, драматичная цветовая гамма, с красными оттенками и грубая фактура за счет использования мешковины. Такое сочетание вызывает всегда очень сильные эмоции. И то, что их выбрала женщина, говорит о ее очень сильном характере.

Или другой наш покупатель, мужчина, топ-менеджер крупной компании, выбирал для своего дома исключительно пейзажи в пастельных оттенках, в припыленной гамме. Он сказал, что не хочет в загородном доме видеть что-то активное, контрастное, напоминающее о городе: «Я здесь хочу полностью расслабиться, раствориться в окружающем сосновом бору. Хочу, чтобы у меня не было контраста между пейзажем за окном и обстановкой внутри дома». И это тоже определенная философия, транслирующая персональные ценности этого человека.

«31», художник Константин Инал-Ипа

Чего избегают интеллигентные люди при выборе искусства?

Мой главный совет потенциальным покупателям современного искусства: бежать от словосочетания «интерьерная живопись». Это псевдоживопись, псевдоискусство.

Как отличить интерьерную живопись от настоящей? У интерьерной живописи есть несколько характерных признаков:

Перед покупкой картины нужно потратить немного времени и поискать информацию о художнике, его выставочном опыте, о тех вопросах, которые он затрагивает в своем творчестве. Если интерьерная живопись встретится вам у кого-то из знакомых, вы можете быть уверенными, что человек абсолютно не разбирается в современном искусстве. Никто вслух ничего не скажет, но мнение складывается. Именно поэтому мы всегда говорим о репутационных рисках, которых можно и нужно избегать.