Почта станет банком

10.12.200100:00

Российская почта может перейти в частные руки. Правительство РФ собирается рассмотреть Концепцию реструктуризации федеральной почтовой связи. Минсвязи предлагает сначала объединить, а затем акционировать почту. Однако эксперты полагают, что это только половина дела. Почтовая служба станет представлять интерес для инвесторов только в случае установления рыночных тарифов.

 

Перед тем как стать частной, почта изменит свою структуру. Минсвязи РФ подготовило проект концепции, согласно которой 92 региональных почтовых предприятия будут объединены в ФГУП «Почта России». Это предприятие  впоследствии намечено преобразовать в открытое акционерное общество. Эксперты рынка скептически отнеслись к идее создания российского «Почтинвеста»: они полагают, что иностранным инвесторам такая компания будет неинтересна, а основную поддержку почте должно оказывать государство. Само Минсвязи не ждет быстрого эффекта от реструктуризации и под «флагом» реформ начинает создавать более доходный проект – Почтовый банк.

 

Планы ленинградского почтальона

Программа реструктуризации российской почты была разработана специалистами межведомственной рабочей группы, в которую вошли представители Минсвязи, Минэкономразвития, Мингосимущества и других ведомств. Предполагается, что почтовая реформа будет проведена в три этапа. На первом этапе, который завершится в середине следующего года, будет определена структура ФГУП «Почта России» и составлен план первоочередных отраслевых инвестиционных проектов. На втором этапе, который займет около полутора лет, предполагается провести консолидацию всех почтовых предприятий и запустить особо значимые инвестиционные проекты. Акционировать почту и создать ОАО «Почта России» планируется к 2005 году. Внешние же инвестиции будут привлечены лишь в 2010 году.

Вопрос о реформировании российской почты Минсвязи рассматривает очень давно. Десять лет назад предприятия почтовой связи были выделены из общей структуры связи, что практически отрезало все отделения почтовой связи от магистральных каналов электросвязи. Тогда же в Минсвязи впервые заговорили о создании акционерной почтовой компании. Однако начать реформу почты стало возможно лишь с приходом в Минсвязи Леонида Реймана и новой команды питерских почтовиков.

Консолидацию отделений связи планируется осуществить не по территориальному принципу (как в случае со «Связьинвестом, в который вошли 89 региональных компаний электросвязи), а по функциональному: будет создано несколько подразделений, каждое из которых займется отдельным направлениям почтового бизнеса. Так, будут выделены в самостоятельные структуры федеральная транспортно-сортировочная сеть, международная почта, региональная сеть доставки, сеть почтовых отделений, финансовые услуги и др.

Основная цель реформ состоит в создании условий, которые позволят компаниям предоставлять населению так называемую универсальную почтовую услугу на всей территории России, а также повысят инвестиционную привлекательность федеральной почты. Иными словами, социальный набор почтовых услуг (прием и доставка посылок, писем и бандеролей) должен быть доступен в любом населенном пункте страны.

 

Цветы запоздалые

В реформе почты давно заинтересованы не только рядовые граждане, но и сами почтовики. Рентабельность работы почтовых компаний крайне низка, всего 3 – 4%. Парк почтовых вагонов и сортировочных машин изношен. На модернизацию почтового оборудования у предприятий катастрофически не хватает денег. Основную прибыль почты по-прежнему «съедают» бюджетники – государственные органы и силовые структуры почте практически не платят. В результате нарушаются сроки доставки корреспонденции: до Липецка (500 км от Москвы) письмо из столицы может идти больше недели, а иногда и вовсе не дойти. Объемы почтовых отправлений продолжает сокращаться. За 10 лет исходящий платный обмен по письменной корреспонденции уменьшился в 4 раза, по посылкам – в 10 раз, по денежным переводам – в 3 раза, по доставке периодики – в 8,5 раза.

Тарифы на основные услуги связи (доставка писем, бандеролей и пенсий) регулируются Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, поэтому затраты почтовиков на перевозку и доставку тех же писем не покрываются. В связи с этим почтовые предприятия вынуждены изыскивать средства, сдавая в аренду помещения и автомобили, торгуя продуктами питания и оказывая населению всевозможные экзотические услуги, которые не имеют никакого отношения к почте.

Как в столь жестких условиях удалось уцелеть уникальной сети почтовой связи – неясно и самим связистам.

Из-за того, что у государства никак не доходили руки до почты, все лакомые куски почтового рынка поделили между собой альтернативные почтовые компании, и прежде всего компании-перевозчики. Так, по оценкам ассоциации экспресс-перевозчиков, UPS, DHL, TNT и FedEx контролируют около 85% российского рынка экспресс-перевозок. Альтернативных операторов, желающих разносить письма в Магадане и Бурятии, пока не нашлось.

Впрочем, денег на реформу почтовой связи все равно нет. По словам министра связи Леонида Реймана, реформирование почты будет осуществляться за счет самих же управлений федеральной почтовой связи. Специалисты Минсвязи полагают, что из-за отсутствия денег реформа почты может растянуться на десятки лет. Реформа национальных почтовых систем – дело вообще дорогостоящее. Например, реформирование Bundespost стоило Германии около $4,5 млрд и продолжалось около 10 лет.

Участники рынка и эксперты также весьма осторожно отнеслись к идее реформирования и тем более акционирования российской почты. «Трудно представить, чтобы инвесторы заинтересовались акциями федеральной почты. Для того чтобы привлечь инвестиции, нужно сделать тарифы на услуги почты рыночными. Но такие тарифы будут неподъемными для населения. Значит, почта будет вечно балансировать на грани окупаемости. Может быть, власти надавят на какие-то полугосударственные компании и заставят их стать акционерами почты, но корпоративным структурам такая почта неинтересна. Скорее всего, рынок почтовых услуг так и останется разделенным на два сектора: дешевой и доступной, но медлительной и неэффективной федеральной почты и дорогих, но быстрых и эффективных компаний экспресс-доставки, таких, как DHL и UPS», – говорит аналитик «Тройки-Диалог» Евгений Голосной. А Иван Шацких, генеральный директор ООО «Юнайтед Парсел Сервис /Рус» (российское подразделение американской United Parcel Service), заявил «Прайм-ТАСС», что «реформа почты в России может произойти не скоро, так как государство в настоящее время не располагает ни финансовыми, ни технологическими возможностями, необходимыми для эффективного развития».

«КиберПочта» – это почта?

«КиберПочта» – именно так Минсвязи назвало создаваемую сеть пунктов коллективного доступа в Интернет (ПКД) на базе действующих отделений связи. Компьютерной техникой предполагается оснастить 1860 узлов связи по всей России. Поставкой компьютеров для организации ПКД займется американская Compaq, программное обеспечение предоставит американская же Microsoft. Оснащение отделений связи компьютерами стало значительным технологическим прорывом в российской почтовой службе за последние несколько лет.

Однако непосредственного отношения к почте это нововведение не имеет. Компьютеры будут устанавливаться лишь в ПКД. Структуры же, которые занимаются непосредственной обработкой и доставкой писем, посылок и бандеролей (почтамты, отделения перевозки почты), компьютеризированы не будут.

В рамках этого проекта Минсвязи уже установило несколько десятков компьютеров в организациях почтовой связи. ПКД будут предоставлять услуги по передаче информации через Интернет с помощью оператора почтового отделения. Используя «КиберПочту», клиенты почтовых отделений смогут пользоваться и поиском информации в Интернете, но опять же через оператора. Стоимость таких услуг пока не определена. Но, поскольку почта будет арендовать каналы связи у компаний «Связьинвеста» (прежде всего у «Ростелекома») и у ГП «Космическая связь», можно предположить, что доступ в Интернет через ПКД будет дороже, нежели через Интернет-кафе, организованные телекоммуникационными компаниями.

По словам замминистра связи РФ Александра Киселева, курирующего почтовую отрасль, создание одного пункта коллективного доступа, оснащенного компьютером, цветным принтером и модемом, обойдется примерно в $900. Таким образом, на реализацию всей программы «КиберПочта» федеральным предприятиям почтовой связи придется направить в ближайшее время около $2 млн.

Почтовики к приходу технического прогресса отнеслись неоднозначно. По мнению представителей районных узлов, спроса на эти «почтовые услуги» в обозримом будущем не будет: в регионах пока не востребованы даже услуги доступа, предоставляемые основными провайдерами по более низким ценам.

Впрочем, по мнению специалистов Минсвязи, при должной маркетинговой политике проект «КиберПочта» может окупиться. В Челябинской, Ленинградской, Воронежской, Тверской областях, Алтайском крае и некоторых других регионах ПКД рентабельны.

 

«КиберПочта» – это банк!

Решение локальной задачи по компьютеризации почтовых отделений для расширения спектра почтовых услуг в конечном итоге приведет к созданию мощной информационной сети, которая в принципе сможет решать любые задачи, в том числе и по предоставлению финансовых услуг. В концепции реструктуризация почтовой отрасли нет прямого указания на создание отраслевого финансового учреждения. В документе лишь упоминается о выделении в отдельную структуру подразделений, занимающихся финансовыми услугами. Однако из слов Реймана и его замов следует, что такой банк будет создан уже в следующем году. На почте для этого есть все условия. Около трети доходов почта получает от финансовых услуг – выдачи пенсий и пособий, пересылки денежных переводов, приема коммунальных и иных платежей. Кроме того, разветвленная сеть почтовой связи позволяет предоставлять банковские услуги практически на всей территории страны. С ростом спроса на услуги «Товары – почтой» новую сеть можно использовать не только для заказа товаров по Интернету, но и для их оплаты.

Идея создания такого банка давно лоббировалась в государственных органах руководством Связь-банка, учредителями которого являются ФУПС и «Связьинвест». Кстати, все 28 филиалов Связь-банка открыты на базе почтовых отделений, поэтому предполагалась консолидировать все финансовые потоки предприятий связи именно через этот банк. Однако проект не осуществился по ряду причин – в частности, сменилось руководство отрасли, а сильной политической поддержки у «старого» менеджмента Связь-банка не было.

Теперь решили возвратиться к тому нереализованному проекту и создать Почтовый банк на базе уже действующих филиалов Связь-банка и всей федеральной почтовой сети. По всей видимости, именно этот проект и станет для Минсвязи приоритетным в ходе программы по реформированию почты.

Уже сейчас в некоторых СМИ появилась информация о том, что все финансовые потоки почтовых компаний переведены в питерский Промстройбанк. Не остался забытым и Связь-банк. После смены руководства Связь-банк начал расширять свою филиальную сеть, и уже в 2002 году он начнет предоставлять услуги в Санкт-Петербурге и Барнауле. По словам вице-президента банка Сергея Гурьянова, клиентами питерского филиала станут управления службы федеральной почтовой связи по Санкт-Петербургу и по Ленинградской области.

Аналитик компании «НИКойл» Константин Чернышев отмечает, что «единственное преимущество почты на сегодняшний день – ее разветвленная структура. Но пример Сбербанка, который тоже имеет разветвленную сеть, показывает, что этот фактор может быть как позитивным, так и негативным – трудно содержать множество убыточных отделений».

Впрочем, именно Сбербанку почта может составить конкуренцию. Почтовый банк будет претендовать на услуги, которые сейчас практически монопольно предоставляет Сбербанк, – прием коммунальных платежей и денежных переводов, причем не только внутрироссийских. В 2002 году российская почта начнет осуществлять обмен почтовыми переводами между Россией и Швейцарией. Соглашение об этом недавно подписали Минсвязи РФ и Почта Швейцарии.

Другим доходным делом для Почтового банка станет и выдача пенсий. В рамках пенсионной реформы Минсвязи РФ намерено добиваться распределения заказов на доставку пенсий в субъектах РФ на конкурсной основе. Сейчас организации федеральной почтовой связи осуществляют доставку пенсий на всей территории России, контролируя 65% рынка этих услуг. Основным конкурентом федеральной почты в этом рыночном сегменте являются Сбербанк и порядка 100 альтернативных операторов. Однако почте достались недоходные «куски» бизнеса – труднодоступные районы, где из-за низких тарифов (услуги по доставке пенсий для организаций федеральной почты регулируются государством) затраты на предоставление услуг не окупаются. В связи с этим Минсвязи требует поддержки со стороны государства и равных условий для всех участников этого рынка. По мнению Минсвязи, все организации (в том числе и кредитные учреждения) должны в равной мере участвовать в предоставлении социально значимой услуги по доставке пенсий во всех субъектах РФ, завоевав это право в результате конкурсов.

Почтовики в регионах уже сейчас делают удачный бизнес на банковских операциях. Например, почта Ленинградской области инкассирует выручку, принимает срочные вклады и начисляет проценты, а также осуществляет микрокредитование клиентов. В целом же по России финансовые потоки почтовых отделений существенно превышают $500 млн в год.

 

СПРАВКА

С тощей сумкой на ремне

Почтовая отрасль состоит из 92 предприятий, в том числе управлений федеральной почтовой связи (УФПС), Международного почтамта, Главного центра магистральных перевозок почты (ГЦМПП). В свою очередь, в 83 региональных УФПС входят городские почтамты, отделения перевозки почты и более 40 тыс. узлов и отделений связи. По итогам 2000 года доход организаций ФПС составил 16,3 млрд руб., а балансовая прибыль превысила 604 млн руб. В прошлом году в отрасль инвестировано порядка 350 млн руб.