Top.Mail.Ru
архив

Почта в России. Завтрашний день

Почта в РоссииПочтовые операторы во всех развитых странах сегодня сталкиваются с проблемой снижения объемов традиционной корреспонденции и, как следствие, рентабельности бизнеса. Ввиду широкого распространения электронного документооборота «классическими» средствами доставки корреспонденции пользуются все реже. Между тем почтовым операторам приходится содержать весьма громоздкую инфраструктуру, зачастую состоящую из тысяч отделений. На этом этапе встает вопрос либо о повышении тарифов, что в любом случае является лишь временным и крайне непопулярным решением, либо о внедрении новых услуг, которые могли бы в полной мере реализовать потенциал сети почтовых отделений. Компания Accenture провела исследование рынков 15 стран, среди которых Австрия, Бельгия, Бразилия, Германия, Арабские Эмираты и Китай. В итоге выяснилось, что диверсификация бизнеса почтовых организаций является глобальной тенденцией, прослеживающейся по всему миру. Большинство почтовых операторов расширило перечень «классических» для почты услуг за счет экспресс-доставки, логистики, предоставления доступа в Интернет, оказания финансовых услуг и даже розничной торговли. Наиболее «продвинутые» европейские и азиатские почтовые операторы предлагают среди прочего своим клиентам банковское обслуживание и даже страховую защиту. Учитывая по-настоящему огромную сеть отделений «Почты России», состоящую из 40 000 отделений, перспективы внедрения «почтово-банковских» услуг у нее весьма неплохие. Для сравнения: у ближайшего потенциального конкурента – Сбербанка – «всего» 19 000 отделений. При этом бренд «Почты России» является не менее узнаваемым, чем у «Сбера», а сеть отделений охватывает всю территорию страны.


Александр Горин, управляющий директор Accenture по России:
«Возьмем для сравнения Японский почтовый банк. Помимо того, что он представляет собой крупнейшую в мире систему сбережений и вкладов, основанную на почтовой сети, в 2005 году этот оператор представил еще и инвестиционный продукт по управлению ценными бумагами. В дальнейшем банком были предложены синдицированные кредиты и другие финансовые инструменты, ставшие дополнительными источниками прибыли и стимулировавшие развитие экономики Японии за счет более эффективных инвестиций частного капитала. Еще один яркий пример – это почта Индии, в свою очередь, являющаяся крупнейшим индийским сберегательным банком. Ее клиенты – 174 млн человек, а на счетах физических лиц находится более $120 млрд. Почта Испании (Correos) создала альянс с Deutsche Bank, в результате которого был основан почтовый банк BanCorreos. Существует еще масса примеров успешного выхода почтового оператора на рынок банковских услуг через стратегическое партнерство с одним из игроков профильного рынка. Для успешной диверсификации почты необходимы две вещи – создание эффективной системы управления и наличие средств для инвестирования в развитие инфраструктуры. Почтовому оператору важно тщательно проанализировать свой бизнес, понять, какие возможности на текущий момент реально существуют, и найти способы их монетизации. На основании анализа следует разработать свою уникальную стратегию, которая позволит преуспеть в сложнейшем переходном периоде. Особое внимание придется уделить персоналу – его нужно учить и пере-учивать, повышать квалификацию в разы. Диверсификация конечно же потребует инвестиций, особенно в новые технологии – только с их помощью таким «машинам» можно стать рентабельными и конкурентоспособными. Инвестиции нужны также в «косметику» почтовых отделений и развитие их функциональности – современные клиенты уже не согласятся на сервис «советского образца». Фактически, кроме инфраструктуры, большинство почтовых организаций ничего не имеет, поэтому необходимы капитальные вложения, чтобы получить соответствующую отдачу. Для многих современных почтовых организаций в мире диверсифицированный бизнес – это основной источник дохода».

Еще по теме