Top.Mail.Ru
архив

"Под колпаком у Мюллера"

В пылу полемики о СОРМ-2 (Система оперативно-розыскных мероприятий), которая длится уже почти два года, российская Интернет-общественность забывает о более серьезной опасности - системах Интернет-слежки. Как показала практика, они позволяют узнать об Интернет-пользователе больше, чем десять СОРМов, вместе взятых. Ничто не мешает владельцам систем цинично продавать полученную информацию.

Виртуальный сыск

Герои нашего рассказа не прячутся. Они открыто предлагают всем желающим включиться в процесс тотальной слежки. Системы Интернет-статистики, собирающие информацию о посетителях сайтов, внешне выглядят вполне безобидно: на сайтах "висят" маленькие баннеры с надписями Rambler Top100, List, SpyLOG и т.д. Системы выполняют, казалось бы, безвредные функции - считают количество посетителей. Но это далеко не все, что они умеют делать. В реальности эти системы собирают более интересную информацию (см. раздел "Что видит незримое око?").

Возможности статистических систем уже оценили многие. Соблазн владельца Интернет-сайта собрать максимум информации о своих посетителях очень велик. Это создает почву для массового внедрения систем тотального контроля. Уже сегодня отслеживается практически каждое передвижение по Интернету. Когда вы просматриваете новости, покупаете книги и продукты, общаетесь в чате - за вами пристально наблюдают "агенты под прикрытием".

Наиболее продвинутая в этом отношении система SpyLOG позволяет узнать о пользователе практически все - вплоть до интимных подробностей. SpyLOG собирает действительно очень ценную для владельца сайта информацию. Располагая этими сведениями, владелец ресурса может грамотно нацеливать рекламные кампании и более точно позиционировать свой ресурс. Подобная информация интересна и рекламным агентствам. "Такие данные необходимы для правильного планирования и развития ресурсов, проведения эффективных рекламных кампаний, оценки инвестиционной привлекательности проектов, отслеживания тенденций на рынке, - говорит руководитель SpyLOG Андрей Андреев. - Систему SpyLOG в качестве универсального инструмента используют для решения локальных и глобальных задач Web-мастера, рекламисты, маркетологи, социологи и другие специалисты, занятые в Интернете".

Находка для врага

Впрочем, только ли они? Информацией о вас могут заинтересоваться не только маркетологи, но и конкуренты, начальство, недоброжелатели, частные детективы, спецслужбы... Сопоставив собранную статистику с IP-адресом, который знает провайдер (адрес, впрочем, можно получить при помощи программ типа IPWolf), легко выяснить ваши увлечения и собрать достаточное количество информации о вас, в том числе и компромат.

Это не гипотетическое предположение. Только наивные думают, что статистическая информация о посетителях Интернета конфиденциальна. "В Сети ничто не может быть конфиденциальным, - говорит главный менеджер по новым проектам компании "МТУ-Информ" Александр Голышко. - Работая в Интернете, всегда следует помнить о том, что информацию о вас может получить кто угодно".

"Технологии программ семейства SpyLOG делают доступной для анализа и систематизации и личную информацию посетителя сайта", - говорит руководитель PR-службы компании CyberPlat.сom Владимир Спиридонов.

Владельцы статистических систем не упустят возможности заработать на продаже отчетов и отдельных статистических блоков. Это их бизнес. "Мы живем в эпоху информационных технологий и вынуждены мириться с тем, что даже государственная тайна имеет весьма краткий срок жизни, - говорит Владимир Спиридонов. - Если есть информация, то есть и возможность ее продажи или использования для торга - коммерческого, политического, юридического..."

Андрей Андреев не отрицает такой возможности: "Разумеется, информация собирается для того, чтобы ее можно было использовать - это оговорено правилами участия в системе SpyLOG. Однако наш бизнес строится на продаже не первичной, а интегрированной информации, обработанной различными аналитическими механизмами. Глобальные сводные данные, которые мы открыто публикуем в рамках проекта "Глобальная статистика", не могут нарушить чьи-либо интересы. Конкретные же данные по Интернет-ресурсу являются собственностью его владельца. Не существует ни одного прецедента передачи данных кому бы то ни было без ведома владельца".

Иного мнения придерживается Владимир Спиридонов: "Продажа собранной информации - это источник заработка для статистических систем. Говорить об иных способах извлечения коммерческой прибыли из подобных проектов можно пока только гипотетически. Вполне вероятно некорректное использование информации в интересах конкурентов".

Александр Голышко еще более категоричен: "Информация стоит денег, бесплатной бывает лишь пропаганда. Вопрос в другом: какую именно информацию собирают статистические системы и насколько честно они рассказывают общественности о своей деятельности? Думаю, до конца об этом не узнает никто".

Зона бесправия

Что видит незримое око?

Системы типа SpyLOG позволяют составлять точные портреты посетителей сайта. Они выявляют, в каких странах и городах живут посетители, ведут хронику посещений по часам, фиксируют, сколько времени провел пользователь на сайте, в каких каталогах побывал, как формулировал запросы в поисковых разделах. Для систем наблюдения не является тайной, с какого сайта пришел данный посетитель, часто ли он бывает на этом сайте и каким браузером пользуется. Наконец, подобные системы определяют IP-адрес посетителя, то есть идентифицируют компьютер, который используется для работы в Интернете.

Кажется, на российских просторах никто еще не задумывался о своих правах. "Если сбор, анализ и использование информации имеют своей целью улучшение предлагаемого сервиса и не противоречат моральным и законодательным устоям общества, то объем, характер и широта распространения информации не так важны", - говорит Владимир Спиридонов. Тем временем в США идут судебные разбирательства по поводу законности продаж Интернет-магазинами своих клиентских баз данных и не утихает скандал о сборе компанией Microsoft информации о своих пользователях. "Не так давно Билла Гейтса обвиняли в том, что следы блужданий по Сети различных пользователей могут быть идентифицированы и использованы для продажи маркетологам, - комментирует Александр Голышко. - Это, по мнению зарубежной демократичной публики, нарушение прав человека. Западной публике, избалованной демократией, не понравилась анонимность сбора статистики. В нашем же случае компании официально сообщают о своей деятельности, так что формальности на первый взгляд соблюдены.

Но ведь другие компании могут делать то же самое тихо и незаметно. Кроме того, есть пользователи, которые не хотят, чтобы кто-то публиковал статистику о них. Может ли такой пользователь официально заявить, чтобы его оставили в покое и статистику о нем нигде не публиковали? Вряд ли. Юридические вопросы взаимоотношений в Сети у нас вообще не проработаны. В чем состоят мои права в Сети? Есть ли некий кодекс этих прав? Кто гарантирует мне конфиденциальность? Похоже, пока работает такая формула: "Коли влез в Интернет, то сам и виноват". Продавать информацию в условиях рынка нетрудно. Нерусское слово "шпион" в названии фирмы может свидетельствовать о склонности менеджмента компании к самоиронии, но может вызвать и другие ассоциации. Однако пока нет решения суда - извините, это только ассоциации".

Тем не менее вопросы остаются. Зачем отслеживать IP-адреса пользователей и получать информацию личного характера? Кому нужен IP-адрес при построении общей аналитики? Кому интересно, на какой сервер ушел пользователь и посещает ли он порносайты или сайты религиозных сект? Нет ли здесь нарушения конституционных гарантий неприкосновенности личной жизни?

Вице-президент компании Port.ru Юрий Аммосов говорит: "Есть смысл говорить не о SpyLOG, а о международных принципах использования личной информации и сведений о рынке. В международной деловой практике любая обезличенная агрегированная статистическая информация является общедоступной: ее можно продавать, покупать, отдавать даром, не спрашивая согласия у источников данных, на основании которых были созданы агрегаты. Этические проблемы возникают при использовании именованных данных".

Еще по теме