Под крылом «Аэрофлота»
На базе национального российского авиаперевозчика может быть воссоздана монополия на воздушные перевозки. «Аэрофлот» рассматривает возможность присоединить к себе пять крупнейших авиакомпаний, акции которых принадлежат государству. Источники в совете директоров авиакомпании утверждают, что решение о проведении дополнительной эмиссии акций может быть принято на годовом собрании акционеров, которое назначено на 17 июня. Менеджеры «Аэрофлота» предлагают внести государственные доли перевозчиков в уставный капитал своей компании 51% акций. В этом случае полученные акции национального перевозчика государство может реализовать на фондовом рынке, что позволит увеличить ликвидность ценных бумаг и выручить на рынке больше денег.
Потенциальные жертвы – авиакомпания «Пулково», в которой завершается процесс объединения с ГТК «Россия», «Дальавиа» (в этих трех компаниях государству принадлежат 100%), KrasAir (51%) и «Владивостокавиа» (51%). Более того, «Аэрофлот» претендует на блокирующий пакет (25% плюс 1 акция) второй по величине российской авиакомпании – «Сибири».
По мнению и. о. начальника аналитического отдела ИК «Проспект» Ирины Ложкиной, при подобной сделке государство не потратит ни копейки. «Акции авиакомпаний будут обменены на ценные бумаги «Аэрофлота», что позволит увеличить госдолю». По ее словам, речь может идти о создании единой авиатранспортной компании со значительным государственным участием. Это позволит рассчитывать на серьезную федеральную поддержку и целевое финансирование, как в истории с приходом представителей государства на «АвтоВАЗ».
Официально в «Аэрофлоте» не комментируют возможность дополнительной эмиссии. В авиакомпании лишь подчеркнули, что на годовом собрании акционеров будет рассмотрен вопрос об увеличении уставного капитала.
Идея укрупнения авиакомпании согласуется с планами чиновников. По прогнозу Минтранса, в стране вместо существующих 185 перевозчиков должны остаться не больше десятка компаний на рынке международных перевозок и несколько десятков – на внутренних. По мнению министра транспорта Игоря Левитина, большая часть отечественных авиаперевозчиков не способна противостоять экспансии зарубежных компаний. У отечественных компаний нет оборотных средств для целевого приобретения новых самолетов. «Единственный аргумент в конкурентной борьбе с иностранцами – срочное укрупнение авиаперевозчиков, скорейшее создание игроков, соответствующих уровню лидеров мирового рынка», – говорит Левитин. В Росавиации соглашаются, что новую технику могут себе позволить только крупные перевозчики. Процесс объединений и слияний будет идти в течение ближайших пяти лет.
В прошлом году все российские авиакомпании перевезли более 30 млн пассажиров. Если планы «Аэрофлота» реализуются, то национальный перевозчик будет контролировать почти половину российского рынка пассажирских перевозок (в прошлом году его услугами воспользовались около 6,7 млн человек).
В авиакомпаниях, попавших в «список Аэрофлота», комментировать ситуацию отказались.