Под продажу
Лидеры российского аптечного рынка (доля рынка в денежном выражении, %) | |
"Ригла" | 2,41 |
UMG | 2,26 |
А5 | 2,24 |
"36,6" | 2,2 |
Сейчас основатели "36,6" Артем Бектимиров и Сергей Кривошеев владеют 40,01% акций. В кризис сеть была вынуждена отдать 25% акций фармдистрибьютору "СИА Интернейшнл", потому что не смогла расплатиться за лекарства с поставщиком, задолжав тому 3 млрд руб. В результате допэмиссии этот пакет был размыт до 22,59% акций, и его приобрел фонд Hi Capital. На момент покупки в 2011 г. акции стоили на бирже 1,13 млрд руб., а согласно нынешней биржевой капитализации, цена пакета составляет менее 700 млн руб.
"Вероятно, акционеры "36,6%" верят в потенциал своей сети, и выкуп акций может стать драйвером для поддержки бумаг на открытом рынке", - рассуждает аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. "Не исключено, что пакет выкупается, чтобы провести обмен акций с сетью "А5", - добавляет аналитик ИК "Грандис Капитал" Ксения Аношина. Дело в том, что сети уже давно ведут переговоры о слиянии. Объединение было бы выгодно обоим игрокам: консолидированная компания заняла бы 25% московского аптечного рынка и около 4% общероссийского. Слияние позволило бы получить большие скидки от поставщиков, а также добиться от них лучших финансовых условий, что положительно отразилось бы и на маржинальности бизнеса, ведь "36,6" уже давно демонстрирует убытки. Выручка сети за девять месяцев 2012 г. составила 15,6 млрд руб. (-1%), чистый убыток - 650 млн руб. При этом убыток вырос на 17,8%.
А5, по словам аналитиков, вероятно, также имеет существенные долги. "Ранее сеть совершала приобретения на московском рынке", - отмечает Максим Клягин. Косвенно на некоторые проблемы указывает и отказ компании "Х5" выполнять опцион по покупке А5, который мог быть реализован еще в прошлом году.
Сделка с "36,6" бессмысленна без привлечения третьего инвестора, способного обеспечить финасовые вливания, считает совладелец А5 Сергей Солодов. О каком инвесторе идет речь, не совсем понятно. В данном случае может обсуждаться два варианта. Первый - это привлечение финансового инвестора, который мог бы поддержать сети в период слияния, а также и о стратеге. Дело в том, что аптечный рынок в России переживает не лучшие времена. Контроль со стороны государства за стоимостью лекарственных средств усилился, и маржинальность бизнеса упала. При этом уровень потребления лекарственных и фармармацевтических средств серьезно отстает от европейского или американского, и западные аптечные сети видят в нашем рынке потенциал для роста. "Выходу западных игроков помешал кризис", - полагает Максим Клягин. Покупкой "36,6" до периода нестабильности интересовалась британская аптечная сеть Boots. По мнению аналитиков, объединение обеих сетей может обсуждаться как раз с замыслом продать совместный бизнес западному стратегическому инвестору.
Насколько вероятен тот или иной сценарий и каковы в реальности перспективы слияния сетей, пока не ясно. Информация о продаже производственного актива "36,6", компании "Верофарм", появлялась уже дважды: в 2009-2010 гг., а затем еще и в 2012 г. В последний раз покупателем выступала АФК "Система", желавшая бы присоединить производителя дженериковых препаратов к своему медицинскому бизнесу ("Система" владеет группой компаний "Медси"). Однако покупатель и продавец не сошлись в цене. Ведь прибыльное ОАО "Верофарм" - "тягловая лошадь" для всего холдинга, без него акционеры имели бы одни убытки. Тем более что они владеют лишь 50% акций "Верофарма", то есть заработают на продаже всего около 4 млрд руб., если оценивать актив согласно биржевым котировкам акций, а долг аптечной сети "36,6" - 8,6 млрд руб.
Проблемы у "36,6" начались в кризис, и сеть до сих пор не может их решить. Дело в том, что на рынке сейчас более востребованы аптечные дискаунтеры, а "36,6" работает в среднем ценовом сегменте. Здесь предпочитают продавать более дорогие препараты, расставлены акценты на сопутствующие товары - косметику, гели для душа, зубные пасты и пр. Дешевая продукция либо вообще не продается, либо ею торгуют блоками. Например, в этих аптеках нельзя купить одну пипетку, а лишь десяток. Сеть фиксирует отток клиентов по сопоставимым торговым точкам.
Сначала "36,6" пыталась привлекать покупателей акциями и позиционировала себя как дешевую аптеку, однако потребитель рекламе не поверил. Потом она сделала ставку на собственный privat label, маржа от которого в два раза выше, чем от "чужой" продукции. Однако покупатель не оценил и этот шаг: в случае витаминов и косметики люди склонны доверять брендированной продукции. По оценке ИК "Грандис Капитал", в IV квартале 2012 г. трафик в сопоставимых магазинах сети упал на 14%.
Сейчас "36,6" ищет новые пути для оздоровления. В начале года компания объявила о создании новой сети аптечных дискаунтеров "Леко" и рапортует о первых успехах проекта. Уже открыта 181 аптека под новым брендом ("36,6" сейчас насчитывает 564 магазина, однако часть дорогих аптек переформатируются в дешевые). "Вероятно, аптеки "36,6" останутся на крупных торговых улицах, в тех районах, где потребителям не так важна цена, а аптеки в спальных районах и наиболее убыточные точки будут переходить под бренд "Леко", - резюмирует Ксения Аношина.
Ксения Аношина, аналитик ИК "Грандис Капитал":
"Вокруг "36,6" часто возникают слухи, которые становятся поводом для новостей, например о том, что акционеры сети продают "Верофарм". Однако это очень тяжелая и сложная сделка. Непонятно, кто тот стратегический инвестор, готовый купить актив так дорого, как того хотят акционеры (в два раза дороже рыночной капитализации). Вероятно, актив продадут только тогда, когда его акции на открытом рынке будут стоить намного дороже. Тем более что его продажа пока не сможет серьезно помочь в разрешении проблем аптечной сети. Задача акционеров не просто расплатиться с долгами, но и сделать сеть прибыльной. Насколько эффективной окажется очередная попытка оздоровления "36,6", судить пока сложно".
Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент":
"Несмотря на сложности фармацевтического ритейла (снижение маржинальности и контроль государства за ценообразованием), этот сектор привлекателен для инвестиций, Уровень потребления лекарств, витаминов, БАДов и парафармацевтики будет расти с ростом доходов населения. Российская фармацевтическая розница выглядет привлекательной для транснациональных игроков. И в данном случае речь может идти о том, что две аптечные сети объединятся для создания крупного игрока на рынке, который впоследствии будет поглощен западной компанией".
Еще по теме
Менеджеры ТНК-BP, которую приобретает "Роснефть", начали процесс передачи дел сотрудникам госкомпании по профильным направлениям деятельности.
Альфа-банк, сравнительно недавно освоивший сегмент банковских услуг для малого и среднего бизнеса (МСБ), в 2012 г. стремительно наращивал в нем свою долю.
Облачные технологии претендуют на статус основного варианта использования IT на предприятиях. Они доказали свои надежность и масштабируемость и теперь готовятся вторгнуться в сферу комплексных многопользовательских бизнес-приложений - самую сложную и маржинальную часть IT-рынка. Получится ли? Обязательно. Но только у тех, кто предпримет для этого самостоятельные усилия.