Top.Mail.Ru
архив

Под стеклом

Есть такая шутка: если скрестить ужа с ежом, получится полтора метра колючей проволоки. Российский предприниматель Марк Лангман, основатель рекламно-производственной компании WeRSigns, решил скрестить «прикол» с присоской. Получился «присос». Этого товара Лангман планирует продать на $5 млн.

 

«Присос» - это желтая табличка в форме ромба с какой-нибудь смешной фразой. Например, «Не прижимайся, мы не знакомы», «Спешишь? Перепрыгни», «За рулем Шумахер» и т.д. По инструкции «присосы» нужно «вешать на чистое и теплое стекло или другую гладкую поверхность». Лучше всего для этого подходит стекло автомобиля.

Идея крепить стикеры на машины не нова. Возникла она в начале 1980-х годов в США, когда там был принят закон, обязывающий автомобилистов перевозить детей в возрасте до десяти лет на специальном стульчике с пристежными ремнями. Закон также требовал вешать на бампер или стекло машины предупреждающий стикер с надписью Babyonboard - «В машине ребенок». Когда ребенка оставляли дома, наклейку приходилось отдирать, что было не слишком удобно. Для простоты американцы придумали тогда особую табличку – желтый ромбик с предупреждающей надписью - вешать на присоску.­­

Дальше началось народное творчество. Сперва появились наклейки, призванные отпугивать воров: Noradiointhiscar («В автомобиле нет магнитолы»). Со временем надписи сделались скорее шутливыми, чем собственно утилитарными: к примеру, Motherinlawintrunk («В багажнике теща») или Dearburglar, sorrybutthiscaralreadystolen («Дорогой вор, к сожалению, эта машина уже украдена»). На желтых наклейках помешалось тогда пол-Америки: некоторые водители вешали их по шесть - восемь штук. В какой-то момент вынуждена была вмешаться дорожная полиция: на заднее стекло машины было запрещено крепить более двух стикеров, чтобы они не мешали обзору. Мода на автомобильные «присоски» пошла на убыль. Теперь предприниматель Лангман пытается привить ее в России.

 

Не тормозить!

 

Марку Лангману 50 лет. В начале 1981 года он эмигрировал в Нью-Йорк. Через полгода устроился там в небольшую фирму, изготавливающую вывески. Марк работал монтажником, электриком и художником, но вскоре получил должность управляющего – из четырех русскоговорящих сотрудников он лучше всех владел английским. Проработав четыре года наемным менеджером, Лангман решил открыть свое дело. В 1985 году, записавшись на курсы бизнес-образования при Нью-Йоркском университете, он взял в кредит $50 000 и организовал собственную фирму под названием WeRSigns («Мы – вывески»). Бизнес пошел в гору: штат фирмы постепенно дорос до 30 человек, оборот достиг $500 000, а прибыль - $150 000 в год. В 1992 году, приехав в Москву, предприниматель решил попробовать свои силы на родине – бизнес в России сулил еще большие перспективы.

В Москве Лангман занялся привычным делом. Вложив в предприятие около $150 000, в начале 1993 года он вместе с российским партнером открыл здесь представительство WeRSigns. Помимо изготовления вывесок бизнесмен взялся и за новые проекты. «Тогда в стране не существовало никакой рекламной индустрии, - вспоминает он, - поэтому мы осуществляли еще и поставки оборудования и расходных материалов. Спрос был велик. В 1995 году мы первыми привезли в Россию пятиметровый принтер для широкоформатной печати на виниловых тканях, самоклеющихся пленках, бумаге. Кроме того, мы занимались и занимаемся оформлением казино, развлекательных центров и кинотеатров. Сейчас WeRSigns – это достаточно крупный холдинг». Оборот компании Лангман не раскрывает, но, по оценкам конкурентов, он может достигать $30 млн в год.

Изготовлением «приколов на присосках» создатель WeRSigns подумывал заняться еще на заре своего бизнеса в России. Но в начале 1990-х проект вряд ли ожидал бы успех. «Это сейчас в России около 30 млн автомобилей, - говорит бизнесмен, - тогда их было в два раза меньше. Да и люди не были готовы тратить деньги на такие товары». К старой задумке Лангман вернулся лишь осенью 2002 года, когда появилось достаточно покупателей, готовых приобрести безделицу. «Магия «присоса» в том, что этот незатейливый предмет смягчает суровую среду обитания, - рассуждает предприниматель. - Шутка снимает напряжение, делает жизнь менее монотонной, а окружающие вас люди начинают улыбаться».

 

Интеллектуальный продукт

 

В ноябре 2002 года, когда идея окончательно оформилась, а совет директоров WeRSigns утвердил бизнес-план, Лангман создал в составе холдинга новую компанию, которую так и назвал - «Присос». К проекту бизнесмен подошел серьезно – общий бюджет предприятия составил $600 000.

Около $200 000 из этих средств пошло на покупку нового оборудования и расходных материалов. Ещё $400 000 по бизнес-плану предполагалось потратить на маркетинг. Частьденег уже «съело» телевидение (реклама «присосов» периодически идет на каналах ТНТ, СТС и др). Продукция Лангмана также рекламируется на радио, в автомобильных журналах, на бортах 30 московских троллейбусов и в Интернете.

В отличие от американского прототипа российские «присосы» были тщательно продуманным продуктом. Первые «приколы» Лангман позаимствовал у американцев, покопавшись в памяти и полистав старые журналы. Потом к творческому процессу подключились сотрудники WeRSigns (их в компании более 400 человек) и специально нанятые копирайтеры. Чтобы узнать, понравятся ли шутки потребителям, WeRSigns провела несколько фокус-групп. Как утверждает предприниматель, все участники исследования заявили, что купят «присосы», как только они поступят в продажу. Две трети респондентов готовы были приобрести их для себя, остальные – в подарок.

Поверив в коммерческий успех продукта, Лангман дал старт проекту. Одновременно он решил привлечь к творческому процессу непосредственно потребителей. В мае компания открыла сайт и объявила конкурс на лучший «присос» недели, месяца, полугодия и года. С тех пор посетители сайта стали основными поставщиками остроумных высказываний для «присосов».

Дефицита в шутках и афоризмах теперь нет - в запасе у WeRSigns их уже более 2000, ежедневно появляется около 30 - 40 новых. Но в продажу пока пущено только 140 видов «присосов». Одноименная компания (в ее штате 16 человек) штампует в день по 12 000 - 15 000 табличек. Ее мощности, впрочем, позволяют печатать по 50 000, но выйти на эти объемы «Присосу» пока не удается.

По замыслу Лангмана «присосы» должны продаваться всюду: в супермаркетах, автомобильных и книжных магазинах, на АЗС. Но дело идет не так быстро, как хотелось бы создателям проекта. «Сначала мы пробовали сами наладить сбыт, но потом решили действовать через дистрибуторов», - рассказывает Алексей Сорокин, гендиректор «Присоса». Дистрибуторов у компании сейчас два – продуктовый оптовик «Лига» и поставщик автозапчастей «Автомидо».

Гендиректор «Лиги» Олег Заков в восторге от «присосов». «Нам понравилась идея и сам продукт, - говорит он. - Но продажам «присосов» мешают два обстоятельства: высокая цена и то, что производитель дал рекламу преждевременно». Тем не менее, по свидетельству директора «Лиги», продажи табличек с шутками постепенно растут.

«Присосы» стоят в розницу около 50 руб. и продаются в сетях «Рамстор», «Патэрсон», «Копейка» и «Мульти», а также в автомагазинах – всего в 600 точках. За два с половиной месяца, по словам Лангмана, компания произвела около 800 000 «присосов», из которых в дистрибуции находится примерно 300 000 штук. По данным «Ко», продано из них порядка 100 000. Не так много, если учесть, что предприниматель оценивает потенциал рынка в $5 млн -$10 млн (3 - 6 млн штук).

Впрочем, Лангман не питает иллюзий по поводу отпущенных его изобретению сроков. Своему детищу он отводит от силы два года жизни. Инструкция по применению «присосов» гласит: «Снимать при прохождении техосмотра». Не верит владелец WeRSigns, что у сотрудников ГАИ чувства юмора окажется больше, чем у американской дорожной полиции, запретившей размещать стикеры на заднем стекле автомобиля.