Под знаком KPI
В 2015 г. приоритет развития у многих компаний сместился с расширения и роста на повышение эффективности, удержание основных показателей.
В 2016 г. продолжится оптимизация численности персонала, но не в таком объеме, как в 2015-м. Компании будут выводить из штата сотрудников с низкими показателями эффективности либо неспособных взять на себя дополнительные обязанности. Развитие бизнеса будет происходить не столько за счет найма новых специалистов, сколько за счет четкого планирования и анализа, активизации внутренних резервов, развития и расширения функционала сотрудников компании.
Работодателям придется действовать более избирательно, удерживать и подбирать лучших, отсекать неэффективных. Для этого нужно будет обращать больше внимания на показатели эффективности в сферах подбора персонала, текучки кадров и т.д., не забывать о мотивации сотрудников.
В 2016 г. большинство компаний не будет проводить индексацию зарплат, по крайней мере, для всего штата. Это связано с общим трендом на сокращение HR-бюджета, который включает в себя и фонд оплаты труда: 77% компаний признали, что HR-бюджет в следующем году будет уменьшен либо останется на уровне 2015 г. Снижения зарплатных предложений для новых сотрудников в номинальном выражении не произойдет, возможен небольшой рост на уровне 3–5% в годовом выражении. Но по ряду позиций возможны и более высокие показатели, в основном это касается дефицитных специалистов.
Рост заработной платы, скорее всего, произойдет исключительно для сотрудников ключевых позиций, непосредственно влияющих на прибыль компании. Доля компаний, которые проведут индексацию, не превысит 15–18%. Речь идет именно о штатном персонале, популярность хэдхантинга снизится. Сохранится рост спроса и конкуренции за персонал на таких рынках, как:
- IT (программисты, разработчики, аналитики);
- высокотехнологичная фармацевтика (микробиологи, химики, медицинские представители с профильным образованием);
- отдельные виды производства (инженеры в легкой промышленности, ракетно-космической, химической отраслях);
- сельское хозяйство (особенно растениеводство);
- продажи (особенно менеджеры по поддержке лояльности клиентов).
В зоне риска снижения спроса находятся:
- маркетологи, менеджеры по развитию;
- розничный персонал в ритейле (особенно в сегменте luxury);
- штатные менеджеры по подбору персонала (возможен рост востребованности удаленных рекрутеров на проектные работы);
- работники туристической отрасли;
- работники розницы в банковском секторе.
— По материалам Superjob