Под знаком попугая
Этим летом президент РФ Владимир Путин сообщил о планах создания на территории Московской области ландшафтно-рекреационного комплекса "Россия". Проект обещает быть общенациональным - в парке разместятся экспозиции всех регионов страны, посетители смогут ознакомиться с природой и культурными традициями разных народов, а также увидеть уменьшенные копии уникальных памятников архитектуры.
Губернатор Московской области Сергей Шойгу на заседании попечительского совета Русского географического общества заявил о том, что владельцы земли готовы безвозмездно передать под парк "Россия" 1000 га в районе Домодедово. Стоимость проекта эксперты оценивают в 50 млрд руб., но допускают, что может потребоваться и более существенное финансирование.
Однако в этой сфере государственная инициатива отстает от частной. Идею зарабатывать на тематических парках активно осваивают предприниматели. Правда, неясно, превратятся ли частные инициативы в стабильный и доходный бизнес. "Окупаемость таких проектов зависит от стоимости аренды земли, если она не в собственности, и удаленности парка от крупных городов, - пояснили "Ко" аналитики "Лигерион групп". - Однако зарубежный опыт позволяет рассчитывать на успешность бизнеса и окупаемость инвестиционных затрат. Инвесторами в России при выборе подобного вида инвестирования учитывается, что это долгосрочные инвестиции, прибыль по которым можно ожидать не ранее чем через три-семь лет".
Частные парки как бизнес - в мире явление не новое. Некоторые из них даже успели стать семейным делом. Так, например, в Таиланде в 1954 г. мистер Писит и миссис Нонг Нуч Тансака приобрели более 240 га земли в провинции Чонбури. Сначала на этой территории планировалось разбить фруктовые и овощные плантации, но позже было решено создать ботанический парк для туристов. В 1980 г. парк с инфрастуктурой - рестораны, бунгало, бассейны, банкетные залы и т.д. - уже могли посетить все желающие, а в 2001 г. дело продолжил сын предприимчивой четы Кампон Тансака.
На территории Литвы с 2001 г. работает основанный местным бизнесменом Вилюмасом Малинаускасом парк "Грутас". Парк и музей, находящийся при нем, имитируют стиль советских лагерей системы ГУЛАГ. Парк привлекает посетителей большой коллекцией монументов, созданных в советскую эпоху в различных городах Литвы и демонтированных после восстановления независимости.
Российские проекты пока не могут похвастаться десятилетиями истории или сверхоригинальностью, но уже пользуются популярностью у населения и готовы к экстенсивному развитию.
Люди мира
Пока госсектор планирует воссоздать территориальные особенности РФ в пределах парка, бизнесмен Руслан Байрамов строит в Калужской области макеты разных стран и российских регионов. Недалеко от старинного купеческого городка Боровска уже несколько лет действует уникальный культурно-образовательный парк "Этномир". На территории в 260 000 кв м. авторы проекта воссоздали аутентичные этнодворы, на которых размещены этнические постройки, выполняющие функции гостиницы, ремесленной мастерской и ресторана национальной кухни. Типичные северные срубы, южные мазанки, юрты, чумы - в каждом этнодворе живет хранитель традиций, который готов познакомить гостей "Этномира" с мудростью своего народа, переданную через быт и праздники, ремесла, предметы труда, фольклор, народные песни и сказания, оздоровительные процедуры и традиции национальной кухни. Сейчас в "Этномире" 52 двора, пока большая часть из них - это дворы, "представляющие" страны СНГ, однако в планах на обозримое будущее постройка дворов государств всего мира - от Европы до Африки. Кстати, двором Непала уже заинтересовались непальские бизнесмены, они готовы вложить в проект $1,5 млн пополам с владельцами парка.
Кроме "Этномира", Руслан Байрамов, являющийся совладельцем торгового центра "Трамплин" в Москве и сети ресторанов "Нияма", основал благотворительный фонд "София", а также он президент фонда "Диалог культур - единый мир". Собственно, проект "Этномир" и был создан в рамках этого благотворительного фонда. На данный момент фондом куплено 93 га земли и взято в аренду еще 46 га. Тратить время на общение с прессой Руслан Байрамов не любит, равно как и посвящать общественность в бизнес-детали функционирования "Этномира". Однако назвать проект информационно закрытым все же нельзя. Известно, что на конец 2011 г. в "Этномир" было вложено 500 млн руб., а стоимость всего проекта оценивалась в $500 млн. Окупиться проект, по мнению бизнесмена, должен через шесть-восемь лет. Годовой оборот и информацию о прибыли владельцы "Этномира" не раскрывают, но, по оценкам экспертов, она может составлять порядка $1-2 млн в год. В одном интервью Руслан Байрамов признался, что в дальнейшем он хотел бы развивать проект в форме частно-государственного партнерства. Но пока от госсектора никаких предложений о сотрудничестве не поступало.
38 попугаев
И снова Калужская область. С 2005 г. здесь работает парк птиц "Воробьи", где собраны экзотические и местные пернатые. Инфраструктура проекта включает в себя гостиничный комплекс, кафе и мини-ферму. Сейчас у парка две территории. Площадь первой - собственно парка птиц - 11,5 га, в том числе 2 га составляет служебная территория и примерно 1 га занимает гостиница "Иволга". Площадь второй территории - это парк камней, страусиная ферма, ландшафтный парк - 12,5 га. Развитие второй территории идет постепенно, так что площадь парка, доступная для посетителей, тоже потихоньку увеличивается. А начиналось все с частной коллекции попугаев семьи инженеров Александра и Татьяны Белявских. Коллекция разрасталась, получала известность у любителей и знатоков, и московской квартиры стало явно не хватать. Семья продала квартиру и переехала в дом под Наро-Фоминском. Переезд совпал с распадом СССР, и работа в НИИ авиационной промышленности, где тогда трудился Александр Белявский, кормить прекратила. Как и многие в то время, инженер подался в бизнес. Тоже авиационный: созданная Белявским фирма "ТЦ "Авиаагрегат" специализировалась на экспорте-импорте авиационных комплектующих. Коллекция попугаев тем временем продолжала увеличиваться, и силами семьи управиться с ней стало невозможно. Тогда и появилась идея превратить хобби в бизнес. В 2001 г. семья Белявских смогла купить участок в Калужской области, который всем был хорош, но к нему прилагался "довесок" в виде заброшенного совхоза "Победа". Чтобы получить участок под парк площадью всего лишь 11,5 га, супругам пришлось приобрести около 1000 га сельхозугодий и взять на себя ответственность за судьбы сотрудников умирающего совхоза. За шесть лет он был выведен на самоокупаемость и продан как непрофильное предприятие. "Все строительство на территории парка птиц шло на собственные деньги семьи Белявских, - пояснили "Ко" в пресс-службе парка. - На самоокупаемость проект вышел на третий год существования, а в настоящее время приносит прибыль, что позволяет учредителям постепенно возвращать вложения". По мнению аналитиков из "Группы Присяжнюка. Управление инвестициями", рыночная стоимость проекта не превышает $3,5 млн с учетом находящейся в собственности земли и строений и отсутствия стабильной и ясной цены на рынке на некоторые виды числящихся в коллекции пернатых. "Как коллекция парк птиц стоит больше, - комментирует генеральный директор Алексей Присяжнюк. - Но на такие проекты нет спроса - вся выручка уходит на текущие необходимые расходы, прибыли как таковой нет. А нет спроса - нет цены".
Владельцы парка птиц признают, что основная прибыль идет с продажи билетов, впрочем, очень недорогих - порядка 300 руб., и работы инфраструктуры - гостиницы, кафе, сувенирных лавок и т.д. Полезному развлекательно-образовательному проекту оказывает некоторую помощь администрация. Например, при участии Калужской области была отремонтирована подъездная дорога к парку. О частно-государственном партнерстве говорить, конечно, не приходится, но в целом для коллекции попугаев семьи Белявских все сложилось более чем удачно.
Каждой твари по паре
Один из немногих в России частных зоопарков появился в Краснодарском крае из-за попугая ара, подаренного на день рождения нынешнему директору организации Марио Алиевичу Абурмаилеху. С этого попугая и началась коллекция зверей, птиц и рыб, в 2006 г. превратившаяся в зоопарк под названием "Сафари-парк". "На первом этапе, просто чтобы стартовать, зоопарку надо примерно 50-60 млн руб., - поясняет Марио Абурмаилех. - Это с учетом аренды не меньше 5 га земли, строительства необходимых сооружений, подведения коммуникаций и т.д. А дальше надо понимать, что зоопарк - это живой организм, который будет расти, развиваться и даже может болеть. Но на самоокупаемость он выйдет лишь в том случае, если будущий зоопарк выберет широкий спектр предоставляемых услуг и развлечений на своей территории". В Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов (ЕАРАЗА) отмечают, что выживаемость частных зоопарков зависит от деловой хватки руководителя. "Частный зоопарк в Анапе финансируется за счет дельфинариума, зоопарк "Лимпопо" в Нижнем Новгороде обеспечивает ресторанный бизнес", - сказали "Ко" в пресс-службе ЕАРАЗА.
Кроме содержания зоопарка, Марио Абурмаилех занимается ввозом животных на территорию РФ и является единственным в нашей стране дилером специализированных кормов для животных Mazury.
Помимо обычных проблем, связанных со становлением бизнеса, владелец краснодарского "Сафари-парка" столкнулся с трудностями психологического характера. "Люди не привыкли к зоопаркам, - поделился наблюдениями с "Ко" Марио Абурмаилех. - К сожалению, в России думают, что зоопарк - это животные в клетках, которые вызывают жалость, а это не самая приятная эмоция, чтобы за нее еще и деньги платить. Поэтому привлечь посетителей и показать им, что хороший зоопарк - это большие, красивые, современные вольеры не с решетками, а стеклянные, со рвами и ландшафтом, ухоженные животные и продуманная программа, - поначалу было сложно". Кстати, элемент шоу в зоопарке владелец "Сафари-парка" считает необходимым условием рентабельности. "Зоопарк - это культурно-образовательное и развлекательное учреждение, - подчеркивает Марио Абурмаилех. - Именно развлекательного элемента зоопаркам, как правило, и не хватает. По данным разных исследований, на выходе из зоопарка люди помнят не более 13-15 видов животных. Так что успех заведения только отчасти связан с разнообразием видов. Людям нужны впечатления. Поэтому, к примеру, в нашем зоопарке в стоимость билета входит посещение театра ластоногих, а каждые 30 минут проводится кормление одного из животных, которое комментирует экскурсовод. И такие кормления - не просто приход зоотехника с кормом, это имитация естественного процесса питания животного в условиях дикой природы".
Сейчас "Сафари-парк" занимает территорию в 16 га, а для будущего расширения директор зоопарка ведет переговоры с муниципальной властью о разрешении на строительство на 7 га одного из парков зоосада "Планета обезьян", где будут собраны разные виды приматов. Впрочем, про государственную поддержку Марио Абурмаилех шутит, что "лучшая помощь - это невмешательство". Но признается, что определенную помощь госсектор может оказать. "Очень хочу, чтобы в каждом зоопарке была станция юннатов, - говорит Марио Абурмаилех. - У нас огромная нехватка квалифицированных кадров, их можно было бы растить с детского возраста. Кроме того, дети, которые постоянно общаются с животными, вырастут более чуткими и добрыми. Для старта необходима государственная инициатива. И еще на госуровне должны быть прописаны условия содержания животных, нормативные акты, касающиеся быта зоопарков. Последний раз это делали еще в Советском Союзе, и, конечно, почти все нормативы бесконечно устарели". В этом смысле куда проще заниматься растениями. Ведь ботанический сад не менее интересен, чем зоосад. И заработать на красоте растений тоже можно.
Владелец денежных деревьев
Единственный в России частный ботанический сад функционирует в городе Новочеркасске Ростовской области с 2001 г. и до сих пор занимает всего 0,5 га. Владелец сада, который уже стал местной достопримечательностью, Александр Толоконников - психотерапевт и ландшафтный архитектор. Ландшафтная мастерская Толоконникова работает с 1995 г. в сфере проектирования садов и хорошо известна среди коллег по цеху и просто ценителей продуманного оформления внешнего пространства. Но творческой личности работы на заказ всегда мало, поэтому Толоконников вознамерился создать свой сад, а, будучи бизнесменом, решил сделать так, чтобы частный сад приносил прибыль. Участок Александру Толоконникову удалось купить дешево, поскольку других претендентов на пустое и замусоренное место с глинистой почвой не обнаружилось. Потом появился проект будущего сада, и бизнесмен принялся вывозить тонны мусора, а взамен насыпать плодородную почву. "На благоустройство сада требуется от 700 000 руб. на 100 кв. м", - рассказал "Ко" об инвестициях в подобные проекты господин Толоконников. Как только земля слегка облагородилась, цена на нее тут же подскочила, но предприниматель успел выкупить еще несколько участков. Правда, за 11 лет расширить сад так и не удалось - участки по соседству с садом быстро разобрали, зато удалось существенно пополнить коллекцию растений, буквально на зависть соседям, ведь крупнейший на юге России Ростовский ботанический сад свои экспонаты только теряет. Зимой растения гибнут от мороза - система отопления и хлипкая крыша не справляются с погодными условиями. По словам сотрудников государственного сада, все упирается в финансирование - на ремонт денег нет. Понимая, что государству не до деревьев и цветов, Александр Толоконников на содержание своего сада зарабатывает самостоятельно. Кроме платных мероприятий в частном саду, ландшафтный дизайнер проводит по всей стране мастер-классы по садоводству и семинары по ландшафтному дизайну, читает лекции. Сейчас в саду уже работают несколько человек. И, по всей видимости, предприимчивый бизнесмен от ботаники на достигнутом останавливаться не собирается - частный сад Толоконникова активно рекламируется в социальных сетях. "Одна из самых эффективных для такого продукта стратегий - это создание программы лояльности в социальных сетях, - одобряет метод "раскрутки" глава Лаборатории социальных медиа Влад Титов. - Именно здесь можно стимулировать "сарафанное радио". Спрос на группу продуктов практически не существует, то есть люди еще не привыкли к тому, что есть частные ботанические сады, и сами их в "Яндексе" не ищут, и у друзей не спрашивают". Однако, по мнению эксперта, в ближайшее время нужно подумать о приеме на работу комьюнити-PR-менеджера. "Без ежедневной кропотливой работы по формированию лояльного сообщества компания не сможет использовать потенциал социальных сетей и на 20%", - указывает Влад Титов.
Серьезную прибыль подобные проекты своим владельцам, может, и не принесут, зато точно принесут удовлетворение собственной деятельностью и радость гостям частных садов, парков и зоопарков. Государство постоянно говорит о поддержке малого бизнеса, однако пример этих проектов наглядно демонстрирует, что помощь если и нужна, то минимальная. Главное, чтобы не мешали заниматься любимым делом, а остальное - решаемо.
Иллюстрации Олег Бородин