Под знаком весов
В погоне за прибылью пищевые компании делают свои продукты все более жирными, солеными и сладкими.
Неудивительно, что Россия, по данным национального исследовательского центра «Здоровое питание», занимает четвертое место по ожирению в мире. В нашей стране уже 54% мужчин и 59% женщин имеют лишний вес. Как еще можно на этом заработать? В противовес фастфуду открыть центр диетологии.
Академия похудения
Шесть лет назад Мирон Шакира весил 120 кг. Сотни попыток похудеть провалились — он то скидывал вес, то снова набирал его. В 38 лет на медицинском обследовании у Мирона обнаружили диабет II типа, высокий уровень холестерина, низкий тестостерон, повышенное давление и сужение сонных артерий. Вместо защитного механизма сработала обратная реакция — Мирон принялся еще больше вредить себе. Все изменило неожиданное знакомство с иностранцем, который, по словам Мирона, в свои 60 выглядел на 40. Работа над собой быстро переросла в увлечение: Шакира скинул 30 кг и получил сертификат ISSA USA.
Первое время знакомые не узнавали похудевшего Мирона. Сначала его совета просили приятели, затем друзья друзей, вскоре посыпались сообщения от незнакомых людей. «Моя мать в свои 72 года перестала колоть себе инсулин при диабете II типа, а ведь я всего лишь настроил ей питание. В один момент я понял, что действительно могу помогать людям находить себя настоящих», — вспоминает он. Но до того как менять чужие жизни, он занимался строительством.
В 1994 г. физкультурник по образованию Мирон Шакира переехал из Донецка в Санкт-Петербург. Сначала он зарабатывал на жизнь отделкой квартир и тем, что привозил на питерские стройки дешевую рабочую силу из Украины. Нужные связи и растущее количество заказов помогли ему наладить в Северной столице строительный бизнес. В 2002 г. Шакира переехал в Москву. Возглавляемая им компания «Поток» успела построить башню «Федерация» в «Москва-Сити» и через год прекратила свое существование.
К тому моменту бывший строитель узнал, какие чудеса творит правильное питание, и предложил своему партнеру из «Потока» Павлу Горюку сделать на этом бизнес. Но не в офлайне, где слишком высоки затраты, а в онлайне — здесь меньше расходов, а спрос на диетологию уже сформирован. «Наше приложение позволяет экономить время подопечных и эффективнее взаимодействовать, чем в офлайне. Пусть древнее остается в прошлом — в ближайшие годы все перейдет в онлайн», — считает предприниматель. На запуск Академии снижения веса 1FitСhat у партнеров ушло 20 млн руб. Самым сложным для них было перестроить принципы ведения бизнеса — в строительстве свои законы и способы продвижении. «Пришлось заново учиться позиционироваться, — поясняет Мирон. — Поэтому главным полем нашей эволюции был маркетинг, потому что сама методика работает отлично».
Сегодня в штате 1FitСhat 12 человек. Помимо них, в проекте на договорной основе участвуют около 20 консультантов и экспертов из разных стран, восемь из которых профессора и доктора наук, например, член Нью-Йоркской академии наук Олег Беличенко и академик РАЕН Андрей Смоленский. В перечне предложений ресурса всего один пакет — «8 недель» за 25 000 руб. Первые четыре недели 1FitСhat пытается сформировать новые привычки в питании и двигательной активности клиентов. В ежедневном режиме специалисты контролируют все, что влияет на процесс снижения веса, — сон, питание, спорт или его отсутствие, домашние тренировки... При этом человеку не нужно считать калории и вести пищевой дневник — все делает закрепленный за ним сотрудник 1FitСhat.
Мы принципиально не ведем в группах — только индивидуальный подход.
— поясняет Мирон Шакира
Последние четыре недели клиент проходит психологическую обработку: по мнению Шакиры, 80% проблем лишнего веса — в голове. «Можно знать, что делать, но не делать», — добавляет он. По истечении десяти недель 1FitСhat дает гарантийную поддержку на следующие 10 месяцев. «Многие достигают своей цели по весу именно за этот период. Для нас эти 10 месяцев — главный этап, когда человек самостоятельно эксплуатирует полученные знания и опыт на практике. Только привычки могут изменить все раз и навсегда, а не жесткий спорт и диеты, к которым невозможно привыкнуть, а стоит прекратить — вес вернется», — объясняет основатель проекта. За год работы с 1FitСhat похудели или попытались скинуть лишний вес более 1000 человек. Заявки поступают сотнями каждый месяц, но индивидуальный формат и ограниченные кадровые ресурсы не позволяют обрабатывать все запросы.
Сейчас проект вышел на операционный ноль. К весне следующего года, по расчетам Мирона Шакиры, окупятся вложенные в академию 20 млн руб. После закрепления на российском рынке он намерен осваивать США и Германию. В ближайшие пять лет 1FitСhat может появится во всех развитых странах мира, добавляет он. Из более приземленных планов — к концу года довести число клиентов до 1000 человек в месяц, в перерасчете на деньги — это среднегодовой оборот в 300 млн руб. «У меня счастье не ассоциируется с деньгами, — добавляет основатель академии. — Я отец пятерых детей, семьянин, и ценности в связи с этим другие. Но не буду лукавить — без финансовой независимости сложно представить себя счастливым человеком».
Диета доктора Гаврилова
Михаил Гаврилов сыграл решающую роль на отечественном рынке диетологии. Семь лет он был совладельцем компании «Доктор Борменталь». В 2010 г., оставив позади старый бренд, доктор запустил собственный проект — «Центр снижения веса доктора Гаврилова». Ниша в тот момент была почти пустой — за исключением пары клиник, никто ничего подобного не делал. Вложенные инвестиции окупились за рекордно короткие полмесяца. Сегодня среднегодовой оборот бизнес-империи Гаврилова достигает сотен миллионов рублей.
Михаил Гаврилов родом из Сибири. В 1992 г. он окончил интернатуру СибГМУ по специальности «Психиатрия». К тому времени, когда Михаил стал соучредителем «Доктора Борменталя», у него был опыт работы врачом-психотерапевтом в Институте здоровья при СибГМУ и первый патент на психологический тренинг коррекции нарушений пищевого поведения в ночное время. Позднее он сделал эти тренинги вечерними. «Считалось, что депривация сна могла привести к снятию тревожно-депрессивного синдрома у людей с лишним весом», — поясняет доктор. С 2003 г. вместе с Ириной Мальцевой и Виталием Шустиным он развивал свой метод в Краснодаре, а в 2007 г. с ними же открыл клинику в Москве.
Снятое в центре столицы помещение стало тесным через пару месяцев. «Отдача превзошла все ожидания. Мы собирали по четыре тренинга в неделю, на каждом из которых присутствовали около 30 человек», — вспоминает он. Партнеры опирались на собственные ресурсы — около 400 000 руб., решив, что, по крайней мере, на первоначальном этапе справятся без кредитов. Каково же было их удивление, когда инвестиции окупились за полмесяца. В тот момент цена одного тренинга составляла 17 000 руб., позже ее подняли до 27 000 руб. «Тогда у нас практически не было конкуренции, и отлично сработала ТВ‑реклама», — объясняет причину успеха Михаил Гаврилов.
«Центр снижения веса доктора Гаврилова» разогнался за полгода — сегодня в московском филиале клиники около 60 сотрудников. В 2012 г. здесь, помимо собственных разработок, были внедрены методология американского Института функциональной медицины (IFM) и методика клиники доктора Амена, согласно которой вся наша личность основывается на строении мозга и зависит от функциональности его зон — «измените мозг, изменится тело». Совмещая онлайн- и офлайн-формат, Гаврилов продает годовые программы. Социальная стандартная программа стоит 27 000 руб., базовый пакет — около 50 000 руб. В последний вариант входит весь спектр услуг — первичная диагностика, включая анализы крови, мочи и УЗИ, тренинги, консультации медиков‑специалистов и посещение врача раз в два месяца, а также индивидуальная психофизиологическая консультация. Годовую VIP-программу стоимостью 125 000 руб. Михаил ведет лично. Его центр также проводит индивидуальные тренинги — например, для людей, больных сахарным диабетом I типа.
Рост сети клиник Гаврилова можно назвать стремительным. Сейчас под его брендом работают около 60 учреждений по всей России. Центральным считается московское отделение, к услугам которого прибегают 50–70 человек в месяц. Еще четыре клиники действуют в Санкт-Петербурге, Самаре, Новосибирске и Ростове. Остальные региональные центры открыты по франшизе — в них поток клиентов исчисляется 500–1000 в месяц. Дистанционно с Гавриловым похудели около 10 000 человек. С франчайзи центр берет паушальный взнос и роялти. В первом случае сумма зависит от того, в каком городе открывается клиника: для миллионников это 6000 евро, для городов с меньшим населением — от 2000 евро. Во втором — франчайзи платят 8% от выручки. Чтобы работать по методике Гаврилова, на старте нужно минимум 1–2 млн руб. с учетом аренды помещения на первые 3–4 месяца, рекламного продвижения, мебели и оборудования.
Экономический кризис ударил в первую очередь по регионам, Москву не задело, считает Михаил Гаврилов. «Востребованность услуг в области диетологии циклична, — поясняет он. — Первый пиковый период длится с середины января до конца апреля — люди худеют после праздников, готовятся к отпуску, а второй — с сентября до середины декабря. Все хотят в хорошей форме встретить Новый год». В 2016‑м у Гаврилова нет цели масштабировать бизнес: в планах — открытие максимум пяти новых отделений. Все свободные силы и время доктор намерен направить на улучшение качества работы персонала.
Сегодня среднегодовой оборот его компании составляет сотни миллионов рублей. Гаврилов сравнивает свой центр со станцией техобслуживания. «Машина отлично служит, если вовремя проходить ТО, менять масло, заливать тормозную жидкость, — говорит он. — То же самое с людьми. Снизив свой вес, любой может столкнуться с рецидивами — это свойство человеческого организма». Если повторная консультация не нужна, его клинике есть что предложить. «Может, после похудения пациент захочет подтянуть кожу или воспользоваться помощью врача функциональной медицины, чтобы снизить риски развития возрастных заболеваний», — перечисляет Михаил Гаврилов. За годы работы в этой сфере он научился мастерски предугадывать желания клиентов.
Во имя Риммы
Диетолог, кардиолог, дерматокосметолог и физиотерапевт Римма Мойсенко работает на рынке диетологии с 1989 г. Вместе с сестрой-двойняшкой она запустила клинику «Риммарита». Спустя два года сестры разделились. «Тогда появилась возможность купить сразу два помещения», — поясняет Римма. Сейчас Маргарита Королева более раскручена, чем сестра: на ее диете худеет пол-Останкино. Круг пациентов Мойсенко — это чиновники, менеджеры высшего эшелона и среднего звена, педагоги и журналисты. «Как и любой настоящий врач, я лечу людей в первую очередь ради результата, а не ради бизнеса», — добавляет она.
Eсли бы на школьницу Римму Мойсенко написали неофициальную характеристику, в ней наверняка встретились бы слова «спортсменка, отличница и просто красавица». В школе у нее было две мечты — в начальных классах она хотела стать врачом, а в старших — прокурором. Родители никогда не настаивали на медицинском образовании, просто говорили, что были бы рады «семейному» врачу — поскольку «мама часто болела и перенесла несколько операций». После 10‑го класса нужно было куда-то поступать, и жребий пал на лечебный факультет Первого Московского медицинского института имени И. М. Сеченова. «Большинство профессий привязывает к стулу и четырем стенам, а это убийственно скучно — вот чем я руководствовалась, сделав выбор в пользу профессии врача. Для меня важны динамика, творчество, движение», — говорит Римма Мойсенко. После окончания университета она работала на кафедре факультетской терапии и в отделении интенсивной терапии и реанимации профессора В.И. Маколкина и профессора А.Л. Сыркина.
Развитие карьеры диетолога Римма объясняет чередой случайностей. Она вышла замуж, и с разницей в полтора года родила двоих сыновей. Мойсенко сидела в декрете и писала кандидатскую диссертацию по кардиореанимации, когда к ней обратилась давняя подруга, мастер спорта по гимнастике и старший тренер Международной федерации шейпинга с предложением поработать спортивным врачом. В задачи входило — обследовать женщин, приходящих на тренировки, оценивать состояние их фигуры и составлять программы по диетологии. После окончания курсов повышения квалификации Римма настолько увлеклась новой работой, что, выйдя из декретного отпуска, отказалась от должности ассистента на кафедре в МГМУ им. И.М. Сеченова. Через полтора года, к тому времени Мойсенко доросла до позиции главного спортивного врача, она устроила в Федерацию шейпинга сестру Риту, которая только вышла из декрета.
До того как открыть свою клинику, сестры работали в физкультурно-оздоровительном центре на «Автозаводской», где снимали помещение площадью 20 кв. м. Одними из первых в Москве они начали делать массаж, проводить консультации по питанию и физиотерапевтические процедуры. Первые клиенты пришли из физкультурно-оздоровительного центра. «Сарафанное радио» заработало в полную силу, когда сестры стали привозить в столицу новые технологии из Франции, Италии, Испании, Японии, Южной Кореи, США. Их телефон передавали в актерских и предпринимательских кругах. «Мы с Ритой работали с семи утра до полуночи, почти без выходных, — вспоминает Мойсенко. — Поскольку были единственными на рынке». Все заработанные деньги они вкладывали в профессиональное развитие — у обеих накопилось более 50 дипломов и сертификатов в различных областях эстетической медицины.
Четыре года сестры арендовали площадь у департамента городского имущества города Москвы, а с 2003‑го, согласно новому законодательству, можно было выкупить помещения по цене БТИ в рассрочку в течение года. Девушки воспользовались шансом. Оба помещения, у метро «Автозаводская» и «Аэропорт», стоили одинаково, и в 2004 г. сестры разделились. «У меня не было долгов, и новый открытый центр начал давать прибыль с первой минуты своей работы», — рассказывает Римма Мойсенко. «Сегодня у меня есть возможность осваивать новые направления. В работе Маргариты Королевой больше бизнеса, можно пользоваться только гарантированно рентабельными методами — у клиники есть кредиты», — добавляет она.
Сейчас в штате центра «Риммарита» 30 сотрудников. Раньше сюда обращались клиенты с ожирением или анорексией. Сейчас аудиторию больше интересует вопрос долголетия.
Люди приходят семьями — за знаниями и формированием здоровых привычек. Сегодня возраст моих пациентов — от 0 до 83 лет.
— отмечает Римма
На первичном приеме, который длится около трех часов, клиент проходит полную скрининговую диагностику на аппарате КМЭ, рассказывает о своих пищевых привычках и совершенных ошибках. После заключения клиенту дается первое домашнее задание на психологическую тему, конкретная программа питания и назначаются дополнительные исследования и анализы. Главная задача врача, поясняет владелица клиники, дать пациенту возможность увидеть свои ошибки и наметить план их исправления. Через 10 дней — контрольный прием.
Пару лет назад консультация в клинике «Риммарита» стоила 10 000 руб. Дополнительные 2000 пациент платил за проведение обязательного исследования — биоимпедансометрии (измерение состава тела). С кризисом цены пришлось снизить в два раза. Размеры среднегодового оборота владелица центра не раскрывает. Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в стране, Мойсенко не хочет ставить пациентов на поток. В день, по ее распоряжению, диетологи принимают не более 2–3 первичных клиентов, столько же — повторно пришедших.
В представлении Риммы бизнес должен развиваться в разных направлениях. Первым в ее планах идет открытие сервиса по доставке диетического питания и внедрение диетического меню в сети кафе, работающих в бизнес-центрах премиум-класса. Но перед тем как приступить к поиску инвестора (для запуска нужно 30 млн руб.), она разрабатывает методическую часть проекта. «Сегодня ни один поставщик здорового питания не может похвастаться массовой доступностью — свежие диетические обеды можно заказать по телефону домой или на работу, но нельзя купить в обычной офисной столовой», — считает она.
Параллельно Мойсенко занимается развитием оздоровительных туров «Обмани свой вес!». Своих клиентов она вывозит на отечественные курорты и в санатории. Предложения клиники рассчитаны на разный кошелек — стоимость тура может варьироваться от 50 000 до 350 000 руб. с человека. «В поездку приглашаются врачи — диетолог и психотерапевт, а также тренеры по дыхательным техникам, скандинавской ходьбе, цигун-терапии и другим спортивным дисциплинам, — говорит она. — По восемь часов в сутки отводится на сон, а все остальное время каждый участник поездки живет по программе, расписанной до минуты. На фоне детоксикации и всех составляющих программы в целом, пациент превосходно сбрасывать лишний вес». Создательница проекта особенное внимание обращает на психологический аспект: человеку, зачастую измученному безрезультатной борьбой с лишним весом, такой тур дает понять, что он не одинок.