Под знаком виртуализации
– Российский IT-рынок в своем развитии всегда шел за мировым. Сейчас ситуация развивается по-другому?
– В России к использованию технологий виртуализации для бизнес-критичных приложений до последнего времени относились весьма настороженно, ограничивая их применение тестовыми средами, разработкой и т.д. И это притом что на Западе виртуальные среды применяются для всего спектра решений. Просто нам требовалось время, чтобы убедиться: виртуализация обеспечивает безопасную работу с данными, повышает доступность ресурсов, значительно сокращает издержки и экономит время. Получив тому подтверждение на примере реальных проектов, компании стали активно внедрять технологию у себя. Стоит отметить, что кризис заметно подстегнул интерес к ней. Так что можно сказать: сегодня у нас в стране развитие идет в соответствии со всеми мировыми тенденциями. Виртуализация стала частью предложений всех участников российского IT-рынка. И в 2010 году мы наблюдали стремительный рост этого направления на своем примере, реализовав более 20 комплексных проектов по виртуализации.
– Кем из участников рынка наиболее востребованы такие решения?
– Практически любая крупная или средняя отечественная компания в настоящее время использует технологии виртуализации в том или ином виде. Правда, сектор среднего бизнеса в меньшей степени: такие проекты требуют серьезных капитальных вложений на начальном этапе. Но производители и поставщики совершенствуют предложения и делают их более доступными, некоторые продукты со временем становятся и вовсе бесплатными. Компании, являющиеся традиционно IT-новаторами, то есть первыми потребителями новейших технологий, и здесь выступают главными заказчиками. Это банки, инвестиционно-финансовые и страховые учреждения, телеком-операторы, интернет-фирмы и, конечно, госструктуры.
– Какого рода проекты по виртуализации пользуются популярностью у российских заказчиков?
– Наиболее популярны сегодня на нашем рынке серверная виртуализация и виртуализация рабочих мест. Обычно этим у отечественных заказчиков и ограничивается представление о возможностях технологии. А вот виртуализация сетевой и инженерной инфраструктуры, в общем все то, что активно используется на Западе, для нас сегодня является перспективным технологическим направлением. «Ай-Теко» в этом году начала реализовывать первые проекты в этой области. Но первые два вида составляют сегодня общемировой тренд, и наши заказчики развивают корпоративные IT-системы в соответствии с ним.
Например, в 2010 году мы реализовали крупные проекты в Страховой группе «Уралсиб» по виртуализации серверов рабочих мест на аппаратной платформе, включающей в себя блейд-серверы HP и системы хранения данных HP Storage Works EVA. В СК «ВТБ Страхование» мы в рамках начатого еще в 2009 г. проекта по виртуализации серверов произвели модернизацию аппаратной платформы центрального офиса компании и установили блейд-системы того же вендора. Использование виртуальных машин позволило почти вдвое уменьшить количество физических серверов без ухудшения показателей надежности, притом что в целом нагрузка в несколько раз выросла. Одно только сокращение объемов физического оборудования позволяет экономить на электрических мощностях и снизить совокупную стоимость владения.
Подобные проекты мы реализуем в целом ряде отечественных компаний: Росбанке, аэропорту Норильска, Транскредитбанке и др.
– Рынок решений по виртуализации сегодня насыщен. Какими критериями стоит руководствоваться компаниям в первую очередь при выборе поставщика?
– Ключевыми факторами при выборе поставщика являются его репутация и реализованные проекты. Это, как говорится, прописная истина. Помимо этого, необходимо учитывать, что оптимальное решение по виртуализации может предложить только компания, имеющая в своем портфеле широкий спектр продуктов разных поколений, располагающая собственной исследовательской базой, ресурсами для проведения интеграционных работ и тестирования решений. Виртуализация поднимает вопросы безопасности и надежности, то есть фирма-подрядчик должна обладать компетенциями в этих сферах. Одним из главных критериев, которым компаниям стоит руководствоваться при выборе поставщика, является его готовность предоставить серьезное технико-экономическое обоснование возвратности инвестиций в проект виртуализации (у нас, например, именно с этого этапа началось сотрудничество с аэропортом в Норильске). Соответственно, поставщик должен не просто уметь ставить серверы, но и разбираться в вопросах безопасности, доступности приложений и быть фактически бизнес-консультантом. Таких компаний на рынке, безусловно, немного. Поэтому неспроста комплексные задачи по виртуализации, особенно если затрагиваются бизнес-критичные решения, должны решать серьезные компании – лидеры рынка.
– Что ждет IT-рынок в дальнейшем, на ваш взгляд? IT-инфраструктуры предприятий полностью перейдут в виртуальную среду?
– В этом направлении все, собственно, и развивается. Виртуализация постепенно становится комплексной, охватывает все новые сферы применения. Сегодня она является ключевой технологией для развития аутсорсинга сервисов, «облачных» вычислений. Компании – мировые лидеры IT-индустрии – разрабатывают принципиально новые концепции построения IT-инфраструктуры предприятия на основе таких технологий, которые в корне меняют ситуацию. Например, конвергентная инфраструктура, предлагаемая HP, соединяет в себе не только виртуализированные серверные ресурсы и рабочие места, но и виртуализированные системы хранения данных, сетевые ресурсы, возможность управления инфраструктурой электропитания, охлаждения и т.д. Объединенные в управляемую централизованную среду, эти элементы могут быть перестроены и оптимизированы для самого широкого спектра задач. То есть от виртуализации частной мы сегодня переходим к виртуализации комплексной.
Еще по теме
В 1831 году фермер Сайрус Маккормик показал соседям придуманную в его семье жатку. Со временем это изобретение стало заметным фактором развития экономики страны в целом. Понятно, впрочем, что ни о каких столь высоких целях сам Маккормик и не думал. История этого изобретателя лишний раз доказывает: целеустремленность частных предпринимателей и честная конкуренция – естественный двигатель модернизации.
На российский рынок мелкой бытовой и климатической техники выходит швейцарская дизайнерская марка Stadler Form. Планы компании весьма амбициозны – занять 7% сегмента электрических чайников и 5–7% – климатической техники. Для этого новому игроку придется как минимум потеснить Bosch.