«Подарок к визиту Блинкена»: что означает ликвидация торгпредства Казахстана в России
Упразднение торгпредства Казахстана в России совпало с визитом в страну госсекретаря США Энтони Блинкена. Последний уже анонсировал укрепление связей с Центральной Азией, а эксперты в разговоре с «Компанией» увидели в этой поездке стремление «открыть второй фронт против РФ». Впрочем, сотрудничеству России и Казахстана вряд ли всерьез что-то угрожает: страна, вероятно, будет искать баланс интересов, и закрытие представительства может оказаться «формальным жестом» без серьезных последствий.
Упразднение торгпредства, делистинг акций и отсутствие визарана
Казахстан упразднил торговое представительство в России. Такая информация следует из постановления, опубликованного в эталонном контрольном банке нормативных правовых актов республики.
«<…> ликвидировать государственное учреждение торговое представительство Республики Казахстан в Российской Федерации Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан», — сказано в документе.
Соглашение между странами об учреждении торгового представительства было заключено в октябре 1992 года, а в 2012-м данный договор был ратифицирован. Данное представительство представляло внешнеэкономические интересы Казахстана, помогало казахстанским экспортерам и дистрибьюторам выйти на рынок России и закрепиться на нем.
В Минторговли Казахстана такое решение связали с оптимизацией работы госорганов. Здесь подчеркнули, что сейчас для казахстанского бизнеса созданы все институциональные условия для работы в российском направлении, передает РИА «Новости». Решение не отразится на работе торгпредства России в Казахстане, как и в целом на развитии двухстороннего торгово-экономического сотрудничества, заверили в ведомстве.
По словам главы Минфина Казахстана Ерулана Жамаубаева, планы Астаны по закрытию тогпредства в России не помешают эффективному сотрудничеству в ходе деятельности Евразийской экономической комиссии. Также он напомнил, что в Москве работает посольство Казахстана с «достаточным количеством работников».
Кроме того, в понедельник стало известно, что биржа Казахстана объявила о делистинге российских акций на фоне санкций. По данным РБК, фондовая биржа страны (KASE) приняла решение об исключении из листинга акций ряда компаний РФ. Названия компаний не приводятся, за исключением «Яндекса». Делистинг акций IT-гиганта будет осуществлен с 15 марта. Председатель правления биржи Алина Алдамберген объяснила это необходимостью соблюдать санкционный режим.
А в конце января Казахстан исключил возможность визарана (практики, позволяющей продлить разрешенный период пребывания в стране, покинув ее пределы лишь на сутки) для иностранцев. Теперь гражданам стран ЕАЭС разрешено находиться в республике не более 90 суток в течение 180 дней. Для продления срока пребывания в Казахстане потребуется придется получить вид на жительство или разрешение на временное проживание (РВП).
Найти баланс между Россией и США
«Компания» спросила экспертов, означают ли перечисленные выше меры курс на ухудшение отношений с Россией, и могут ли у этого быть серьезные экономические последствия.
Попыткой «сделать подарок» к визиту госсекретаря США Энтони Блинкена объясняет закрытие торгпредства доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш. «Блинкен не так давно анонсировал визит в Центральную Азию. Там он, естественно, пытается открыть второй фронт против России. Пока что сильных предложений у него нет, это пока визит разведки», — объяснил он в разговоре с «Компанией».
О том, что Блинкен вылетел в Казахстан, в понедельник сообщил портал nur.kz со ссылкой на пост политика, опубликованный в Twitter. «Сегодня я отправляюсь в путешествие по Казахстану, Узбекистану и Индии. Это будет моя первая поездка в качестве госсекретаря в Казахстан и Узбекистан», — отметил Блинкен. Он добавил, что «с нетерпением» ждет продолжения развития партнерских отношений с Центральной Азией».
По словам Коктыша, проблемой и для Казахстана, и для Токаева сегодня становятся казахстанские элиты, которые «в значимой степени» хранят капиталы на Западе. В связи с этим Казахстан пытается балансировать между США и Россией, и будет стараться балансировать до предела, полагает эксперт.
Закрытие представительства вряд ли повлечет за собой серьезные последствия, поскольку РФ заинтересована в Казахстане как в партнере, отмечает политолог и президент Фонда «Центр развития региональной политики» Илья Гращенков. «России из-за санкций приходится импортировать много товаров из соседних стран, и Казахстан тоже в этом участвует», — напоминает он. По этой причине на страну могут оказывать давление западные партнеры, ведь Казахстан сегодня идет по пути интеграции в западный мир и активно развивает связи с Евросоюзом, Великобританией и США.
«Поэтому, я думаю, политики и торговые партнеры Казахстана действительно каким-то образом пытаются давить. Но Казахстан остается свободной страной, и пытается найти золотую середину. Конечно, закрытие — негативный жест, но высока вероятность того, что за формальным жестом не последует серьезных ухудшений», — подчеркнул политолог.
Комментируя срок ограничения пребывания в стране 90 днями, Гращенков видит в этом стремление навести порядок во внутренних процессах: «Казахстан пытается организовать свое трудовое законодательство таким образом, чтобы не ущемлять интересы местных, или тех иностранных работников, которые приехали по долгосрочным визам и имеют длительные контракты. Из России туда релоцировались действительно много людей, и это стало создавать конкуренцию, так что многие напряглись».
Взять «временную паузу в оценках» предложил экономист и политолог, руководитель направления финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников. «Казахские коллеги объясняли это своими административными реформами, изменениями полномочий в соответствующем министерстве, курирующем внешнеэкономические связи. Поэтому здесь, я думаю, логика политической реформы в самом Казахстане», — сказал эксперт «Компании». Российские регуляторы были предупреждены обо всех изменениях заранее, поэтому у них была возможность выстроить механизмы, позволяющие российскому бизнесу продолжить сотрудничество с казахским, уверен он.
А вот работа казахстанских компаний в РФ — проблема уже не российская, подчеркивает Маслеников: «Если они считают, что эти новации, вся эта реформа не мешает, а наоборот, стимулирует работать по Евразийскому треку — остается только посмотреть, насколько этот замысел окажется успешным. Хотя, конечно, нельзя исключить, что определенная часть казахстанских компаний несколько притормозит свою активность в России. Имею в виду, что они будут наращивать свои усилия на всех направлениях Евразийского сотрудничества».
Экономист не исключает, что примеру Казахстана могут последовать и другие участники ЕАЭС. В будущем он предлагает «внимательно мониторить» реакцию российского бизнеса на эти изменения и возникающий баланс выгод и потерь: «Аппарату бизнес-омбудсмена и ведущим бизнес-объединениям стоило бы через какое-то время провести опросное исследование: как решение отразилось действительно на интересах российских компаний. Где здесь плюсы, где здесь минусы».
Проведение делистинга бумаг «Яндекса» эксперт объясняет рисками попадания казахстанской биржи под вторичные санкции. Астане много раз предупреждала, что не станет ничего делать в ущерб национальной экономике, напоминает Масленников. Для российской компании текущее положение дел — не лучший сценарий, но может простимулировать ее к более плотной и интенсивной реструктуризации процессов. «Как только компания станет полностью российской, бумаги, вероятно, снова смогут вернуться на биржу», — полагает он.
Приток рабочих из других стран создает напряжение на внутреннем рынке, а это оборачивается довольно серьезным инфляционным давлением, добавил экономист, комментируя ужесточение миграционных правил в Казахстане. «С одной стороны выигрыш с точки зрения экономического роста, с другой — очень сильное инфляционное давление. И поскольку это так, то впереди — некоторое притормаживание», — спрогнозировал он. «Эффект роста», по словам экономиста, в дальнейшем будет постепенно замедляться, и где-то даже сходить на нет.