Поддать газу

17.06.201300:00

Рынок сжатого и сжиженного природного газа может дать импульс для повышения эффективности и экологичности транспорта.


Россия - крупнейший производитель природного газа. Альтернативы тотальной газификации отечественного транспорта нет, но база для развития этого сегмента рынка не подготовлена, считают эксперты: нужны смелые первопроходцы. "Роснефть" опережает коллег в отрасли по масштабу замаха.

В России из 44,9 млн транспортных средств только около 1,2 млн используют в качестве моторного топлива газ, свидетельствует "Автостат", а серийное производство техники на газовом топливе осуществляют только КамАЗ и группа "ГАЗ".

Мировой парк газомоторных автомобилей уже превысил 17 млн единиц и к 2020 г. вырастет до 60 млн. В пятерке лидеров развития газомоторного рынка - развивающиеся страны, где таких машин около 50%: Пакистан, Иран, Аргентина, Бразилия и Индия (в среднем 2-3 млн машин в каждом государстве). В РФ средний рост автопарка на газомоторном топливе составляет порядка 5% в год. Наша страна сильно отстает даже от соседей по СНГ: на Украине, например, 72% тракторов и 24% автобусов работают на природном газе.

Хотя РФ контролирует около 20% всех глобальных запасов природного газа, по объему использования "голубого топлива" в транспортной системе она занимает лишь 20-е место в мире. Преимущества применения газа в качестве моторного топлива вместо бензина, солярки и пропана давно известны: сжатый природный газ не только экологичнее, но и дешевле, подчеркнул президент Владимир Путин на одном из совещаний по газомоторному топливу. Он попросил участников совещания форсировать разработку комплексной программы: "Если мы еще полгода будем разрабатывать комплекс мер и согласовывать - я знаю, как это делается, <...> то можем неоправданно затянуть". В начале июня премьер Дмитрий Медведев подписал постановление, расширяющее перечень минимальных услуг, оказываемых на АЗС, заправкой транспортных средств газовым моторным топливом. Реализация этого постановления положительно скажется на экологической ситуации, говорится в сообщении правительства. По расчетам Минэнерго, расширение использования газомоторного топлива обеспечит дополнительные доходы в бюджет в размере $5,3 млрд.

Будущее - за газовыми двигателями, уверен гендиректор КамАЗа Сергей Когогин: "Газомоторное топливо выгодно как по экологии, так и по затратам".

Природный газ - это единственный вид топлива, соответствующий экологическому стандарту Евро-6, его использование в автомобильном транспорте позволит снизить выбросы СО2 на 25%, а выбросы угарного газа на 80%. Стандарт Евро-6 вступает в силу в странах ЕС в 2014 г. По данным "Автостата", 51% парка легковых автомобилей России не удовлетворяет стандарту Евро-2, парк грузовиков отстал еще сильнее - до стандарта Евро-2 недотягивает 78%. Требованиям Евро-4 и выше отвечает лишь 7,2% легковых машин и 4,9% грузовых.

Популярность использования газомоторного топлива в нашей стране растет, но эффективный рост стопорит неразвитость сетей газозаправочных станций. По данным Минтранса, в 58 регионах РФ действует только 246 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, в прошлом году было продано около 390 млн куб. м природного газа (рост на 28,4 млн куб. м). Перевозчики не закупают газовые машины, так как их негде заправлять, поясняют в министерстве.

Популярность перевода автотранспорта на альтернативные виды топлива растет во всем мире и вызвана не только стремлением снивелировать негативный экологический эффект от традиционного топлива, но и желанием снизить его стоимость. Потребители газомоторного топлива получат существенную экономию при эксплуатации автомобилей, отмечал президент "Роснефти" Игорь Сечин. По данным ВНИИЭФ, стоимость топлива на 100 км пробега при использовании газодизеля+синтез-газ составляет 276 руб., газодизеля 348 - руб., дизеля - 600 руб.

"Вклад" машин в загрязнение воздуха крупных городов составляет от 50 до 90%, переход на газомоторное топливо сокращает выбросы оксидов азота на 15-20%, диоксида углерода - на 13%. Согласно "Стратегии зеленого роста", в странах ЕС природным газом планируется заправлять до 15% автомобилей к 2025 г. В США намечено перевести на газ до 30% транспорта. В России, согласно концепции Минтранса, на газомоторное топливо планируется перевести не менее 50% общественного транспорта и транспорта дорожно-коммунальных служб в городах численностью свыше 1 млн человек (более 300 000 человек - до 30%, около 100 000 человек - до 10%). Согласно распоряжению правительства, министерства должны представить комплекс соответствующих мер до 2014 г.

Минэнерго рассчитывает, что количество газовых заправок увеличится к 2030 г. в 17 раз, до 3500.

Российский рынок газа стоит на пороге серьезных перемен, уверен президент Российского газового общества Валерий Язев. По его данным, потребление "голубого топлива" вырастет до 10,4 млрд куб. м.

С ростом цен поставки на внутренний рынок становятся экономически более привлекательными. Но конкуренция за эту нишу на внутреннем рынке возрастет, существует серьезный потенциал энергосбережения, который высвободит дополнительные объемы газа.

"Газпром" заинтересован в расширении внутреннего рынка сбыта своей продукции. Но в 2013 г., по данным Минэнерго, на это планируется выделить только 1 млрд руб. и ввести 17 единиц заправок в 10 регионах, на этапе технико-экономического обоснования - 18 заправок. Ранее "Газпром" увязывал инвестиции в газификацию региона с закупками местными администрациями пассажирского и грузового автотранспорта, работающего на компримированном природном газе (КПГ). Развивать газовое направление намерено и ОАО "Газпром нефть" (89 газовых АЗС) с учетом спроса и технологических возможностей, но точных ориентиров в компании не называют. "Роснефть" одной из первых заявила о серьезных амбициях на рынке газомоторного топлива. Как отметил Игорь Сечин, компания намерена инвестировать около 60 млрд руб. в "газомоторную революцию" в России. По его словам, "Роснефть" имеет самую разветвленную сеть автозаправочных станций в РФ - около 2500, которая может быть дооборудована под газ.

К 2015 г. планируется ввести 50 газовых АЗС в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах. Сейчас у компании уже есть 215 АЗС для заправки машин газомоторным топливом (это около 9% от 2442 станций "Роснефти"). К 2020 г. намечено построить до 1000 газовых станций.

"Роснефть" активно наращивает потенциал рынка на уровне конечного потребителя. В рамках соглашения с ОАО "Русские машины" и "Фольксваген Груп Рус" предусмотрен вывод на рынок автомобилей, использующих компримированный природный газ.

"Роснефть" готова превратить свои запасы газа (32% от всех запасов углеводородов компании) в дополнительную стоимость для акционеров. Есть ресурсная база, финансовые возможности, опыт, технологии, понимание рынка, желание руководства монетизировать не полностью используемые сегодня ресурсы, говорит представитель компании. Среди других возможностей монетизации ресурсов газа - увеличение коэффициента использования попутного нефтяного газа, производство продуктов газохимии, мини-СПГ. Главное отличие существующих заправок "Роснефти" от большинства АГЗС в России состоит в том, что реализация газомоторного топлива осуществляется с многотопливных станций, где также продается и традиционное топливо.

Экспансия в газовом сегменте преследует несколько стратегических задач: рост доли на внутреннем рынке и увеличение экспортных продаж. Цена на внутрироссийском рынке давно превысила $100 за 1000 куб. м: при такой планке проекты по добыче "голубого топлива" даже с учетом затрат на транспортировку становятся рентабельными. Потребление сжиженного природного газа растет стремительными темпами во всем мире, и эта тенденция сохранится: в Международном энергетическом агентстве (МЭА) считают спрос на СПГ локомотивом роста глобального спроса на газ.

В активах "Роснефти" - 5,8 трлн куб. м газа, из которых 3,8 трлн куб. м сосредоточено в Западной Сибири и в Ямало-Ненецком автономном округе. Это оптимальное расположение по отношению к газотранспортной системе и российскому потребителю, отмечают в компании. Кроме 5,8 трлн куб. м запасов газа на лицензионных участках "Роснефти" находится впечатляющий объем ресурсов - суммарно более 20 трлн кубов. Эти ресурсы сосредоточены на шельфе, то есть разведанные запасы смогут быть монетизированы путем производства СПГ.

Ресурсная база "Роснефти" позволяет активно наращивать добычу "голубого топлива": планируется, что основной прирост обеспечат Харампурское, Ново-Уренгойское, Восточно-Уренгойское и Ванкорское месторождения, ощутимый эффект также даст рост утилизации попутного нефтяного газа. Суммарная добыча по компании может достигнуть 100 млрд куб. м к 2020 г. Согласно стратегии "Роснефти", основным рынком сбыта до 2020 г. должен стать внутренний, в 2013 г. его доля составит чуть менее 10%.

Суммарный законтрактованный объем поставок "Роснефти" достигает 72 млрд куб. м, стратегическая задача - удвоить долю и добиться уровня в 20% от суммарных объемов продаж в стране. В качестве основных клиентов на внутреннем рынке "Роснефть" рассматривает крупных потребителей, прежде всего компании энергетического сектора и химической промышленности, при этом одним из самых гибких и динамичных секторов считается электроэнергетика.

Стратегическая задача для "Роснефти" - выход на рынок СПГ: увеличение продаж внутри страны (в первую очередь для предприятий транспорта) и на внешних рынках.

Поставки охватят железнодорожный, речной, морской транспорт, большегрузные автомобили и общественный транспорт. Компания рассматривает возможность строительства завода СПГ на Сахалинской ресурсной базе. Первые объемы топлива могут быть поставлены в страны АТР уже в 2018-2019 гг.

При принятии решений по развитию газового бизнеса главной целью является рост стоимости компании для акционеров: это основополагающий критерий при принятии решений и выборе проектов.

"Роснефть" ведет несколько проектов в сфере газомоторного топлива. Компанией подписан меморандум с ООО "Русские машины" о производстве и реализации газомоторного топлива на территории страны, в частности в Московской и Ленинградской областях, Краснодарском крае и на основных автомагистралях европейского направления.

По условиям меморандума "Роснефть" и "Русские машины" осуществят комплексные меры для развития рынка газомоторного топлива в России. Планируется рассмотреть возможность предоставления мест на АЗС "Роснефти" для размещения газовых заправочных модулей и обеспечить подключение заправочных модулей к газопроводам и поставкам природного газа.

"Русские машины", в свою очередь, рассмотрят возможность предоставления технических решений по модулям компримированного природного газа для "Роснефти" и ее дочерних обществ в рамках программы развития автотранспорта, работающего на газовом топливе.

В ближайшее время компании сформируют рабочую группу, которая обсудит варианты сотрудничества, в их числе - создание совместной компании-оператора по обеспечению развития заправочной инфраструктуры для газомоторного топлива. Решения являются передовыми, основные технологические партнеры - крупнейшие автоконцерны Европы и Северной Америки, отметил Игорь Сечин, подчеркнув: "Сроки очень сжатые. Предстоит много работы. Проект инновационный, экологически ориентированный. Проектов такого масштаба на российском рынке еще не было".

Еще один проект "Роснефть" реализует с КамАЗом: уже заключено соглашение о научно-техническом сотрудничестве для увеличения использования природного газа в качестве моторного топлива. Планируется организовать опытно-конструкторские работы по созданию колесной техники с работающими на газе двигателями, развивать инфраструктуру заправок и сервиса и осуществлять производство и перевод на компримированный природный газ и сжиженный природный газ транспорта и специальной и сельскохозяйственной техники. Соглашением предусмотрены обучение и повышение квалификации инженерно-технического персонала, механиков и водителей по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту работающей на газе техники. Сейчас компании также создают рабочую группу для выработки подходов и реализации пилотных проектов. Реализация соглашения позволит внести существенный вклад в развитие рынка экологичного газомоторного топлива.

Договор "Роснефти" с "Фольксваген Груп Рус" по развитию в России сбыта компримированного природного газа, а также рынка автомобилей, двигатели которых работают на КПГ, предусматривает развитие инфраструктуры для заправки КПГ, оснащение заправочных комплексов "Роснефти" соответствующим технологическим оборудованием, а также выведение на рынок машин марок Volkswagen, Audi, Škoda, использующих в качестве топлива КПГ. Компании планируют развивать сервисную инфраструктуру для обслуживания автомобилей, работающих на компримированном природном газе, осуществлять снабжение сервисных станций специальным оборудованием и обучать персонал.

Среди перспективных проектов по развитию инфраструктуры рынка "Роснефти" - соглашения с Самарской областью и Краснодарским краем, а также меморандум с ОАО "Российские железные дороги". "Мы обменялись такими же предложениями со столицей. Мэр Москвы заинтересован в развитии газового транспорта и применении газомоторного топлива. Санкт-Петербург и Ленинградская область - тоже основные потребители, экология для которых является основным элементом поддержания жизнедеятельности города. Потребители газомоторного топлива получат существенную экономию при эксплуатации этих автомобилей", - отметил Игорь Сечин.

Региональные власти выражают заинтересованность в строительстве заправочных станций, реализующих газомоторное топливо на территории регионов, подчеркивает представитель "Роснефти".

Но ведение газомоторного бизнеса предъявляет дополнительные требования к безопасности: установки требуют дополнительных мер противопожарной безопасности, для соблюдения которых зачастую нужно расширение земельного участка под действующей АЗС, подключения дополнительных мощностей электроэнергии и наличия специального квалифицированного персонала.

Расширение инфраструктуры рынка увеличивает затраты компаний. По данным Совета газомоторной отрасли России, стоимость оборудования для одной АЗС под СУГ составит $0,6-1 млн, для КПГ - от $1,5 млн.

Битва за ниши использования газомоторного топлива на российском рынке будет разгораться в условиях конкуренции на внешних рынках сбыта для крупнейших игроков, считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Но "Газпром" больше сфокусирован на масштабных геополитических проектах, а не на эффективных точках роста внутреннего рынка.

Для развития рынка газомоторного топлива правительство РФ рассматривает возможность снижения или обнуления ввозных пошлин на импорт компонентов для производства автомобилей, работающих на газомоторном топливе. Такая мера может быть предпринята в отношении оборудования для газозаправочных станций, следует из стенограммы майского совещания кабинета. Компании станут охотнее инвестировать в инфраструктуру, если правительство решит проблему ввозных пошлин на компоненты и оборудование для газозаправочных станций, считает исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов. Развитие инфраструктуры простимулирует и ускоренный перевод на газ общественного транспорта. Но первоначальные планы правительства в прошлом году выполнить не удалось. Минтрансом были заключены соглашения с 35 субъектами о субсидиях на закупку 619 автобусов на газомоторном топливе. Размер субсидии составляет 2,5 млн руб. на один автобус. Но в конечном итоге лишь четыре субъекта использовали средства по целевому назначению - Московская область, Республика Татарстан, Пензенская область и Республика Ингушетия. Соглашения с министерством были заключены поздно, реальное финансирование регионы получили только в декабре 2012 г. и не успели воспользоваться средствами по назначению.

Развитие рынка газомоторного топлива "требует комплексной поддержки", в частности, "применения стимулирующих режимов и выделения земельных участков в регионах под заправочные станции", считает Игорь Сечин. По его словам, "Роснефть" обратилась к президенту с просьбой предоставить доступ к газотранспортной системе, чтобы подключить газозаправочные станции. Речь идет о возможности подключения газозаправочных станций, газозаправочных комплексов и оборудования по производству газомоторного топлива к системе магистральных газопроводов. По мнению президента "Роснефти", ни у одной из компаний не получается должным образом организовывать эту работу: из 230 заправок реально работает только 20%, в Москве - лишь 4 коммерческие заправки. "Если мы хотим, чтобы была конкуренция, чтобы этот рынок развивался, нужно, чтобы была возможность поставки на мобильные газозаправочные станции необходимого количества топлива", - отметил Сечин. В конечном итоге это повлияет и на цены, резюмировал он.