Поделись машиной
Резвая BMW в пятницу, респектабельный Mercedes в понедельник, экономичная Toyota в остальные дни. Рядовой менеджер крупной столичной компании Сергей умудряется менять машины почти как перчатки. По секрету, впрочем, он готов рассказать, что из всего автопарка лично его машина только одна – та самая Toyota. Остальные авто дают взаймы друзья, у которых они простаивают в гаражах.
«Мы давно вписали друг друга в страховки, естественно, каждый берет на себя оплату бензина и ремонт, если случится что-либо непредвиденное. Это проще, чем машину арендовать, даже с учетом расширенной страховки», – объясняет Сергей.
Сегодня, впрочем, взять взаймы автомобиль может практически любой столичный автолюбитель. В Москву пришел каршеринг, или сервис поминутной аренды автомобилей на короткий срок. Достаточно лишь выбрать на карте города оказавшуюся поблизости машину – и можно отправляться в поездку. Забронировать авто, включить двигатель и даже помигать фарами можно дистанционно через мобильное приложение, саму поездку оплатить карточкой или с личного счета (стоимость услуг рассчитывается по минутам), а бензин с мойкой и вовсе будут за счет «принимающей стороны».
Сел в машину и поехал – так можно описать главный принцип работы каршеринга с точки зрения клиента. Предложение весьма заманчивое, тем более, что личный транспорт грозит стать в столице почти непозволительной роскошью – стоит вспомнить хотя бы взлетевшую стоимость услуг страховых компаний, вечно дорожающий бензин, ну и, конечно, расширяющуюся зону платной парковки.
Неужели про владение личным автомобилем скоро можно будет забыть?
Без личных колес
Сегодня услуги каршеринга предлагает несколько компаний – в Москве в этом сегменте четвертый год работает компания Anytime, в Санкт-Петербурге в 2013 г. появилась Street Car, а в нынешнем к ним присоединились YouDrive и «Делимобиль». Как и на Западе, у нас каршеринг стремится стать альтернативой личному автотранспорту.
«Мы не конкуренты такси, мы конкуренты частному транспорту и «африканскому извозу», – говорит партнер компании Anytime Салим Якубов.
«Личный автотранспорт – это наш первый конкурент, – говорит член совета директоров компании «Делимобиль» Артур Меликян. – В Европе и Северной Америке люди отказываются от личных автомобилей в пользу каршеринга».
Главный «пряник», которым адепты каршеринга заманивают автомобилистов в свои сети, это конечно же цены. Представители всех без исключения компаний доказывают, что их сервисы обходятся дешевле, чем передвижение по городу на персональном авто.
В случае с каршерингом стоимость поездки зависит от ее длительности: за каждую минуту при включенном двигателе предусмотрен фиксированный тариф. На рынке, кстати, он разный – у компании Anytime самый бюджетный автомобиль обойдется в 6 руб. за минуту в будни и 7 руб. – в выходные, «Делимобиль» предлагает рекламную цену на период старта в 5 руб. за минуту (затем цена вырастет почти до 9 руб.), а компания YouDrive берет с клиентов 8 руб. за минуту.
Правда, придется заплатить еще и за простой: если машина припаркована, но вы еще планируете ей воспользоваться, плата составит 1,5 руб. в минуту, не считая стоимости самой парковки в городе. За ночную стоянку, кстати, компании тоже могут взимать плату, однако та же Anytime этого не делает.
При этом, что кажется совсем уж инновацией, не нужно платить за бензин, и даже затраты на мойку частично вам компенсируют. Так, в «Делимобиле» машины предлагают в аренду как минимум с наполовину заполненными баками, об этом заботится технический персонал, заправляющий машины у партнера, компании «Лукойл». В Anytime можно пополнить запасы топлива на любой АЗС (правда, при условии, что уровень в бензобаке упал до 20%). Чек на оплату обещают компенсировать по фотографии. Частично компании готовы компенсировать и мойку машины (так делает, к примеру, Anytime).
«Может быть, каршеринг и приживется в России. Зачастую есть необходимость передвигаться по Москве в течение дня, но гнать при этом свою машину из пригорода нет смысла. Это удобно. А если учесть, что это выглядит еще и недорого, это удобно вдвойне», – говорит основатель стартапа GetNewCar Алексей Демин.
В компании «Просто прокат» подсчитали: при стоимости автомобиля в 625 000 руб. через год его цена падает на 125 000 руб., а дальше еще значительнее. При этом для водителя с небольшим стажем стоимость каско может вполне превышать 100 000 руб. в год, к которым стоит приплюсовать регулярные расходы на техобслуживание, зимнюю резину, услуги шиномотажа, транспортный налог, а также возможное обслуживание кредита, не говоря уже о бензине и оплате машиноместа или парковки. В общем сложности в год набегает сумма в пределах 400 000 руб., которая вполне позволяет пользоваться услугами аренды автотранспорта.
«Если вы пользуетесь автомобилем менее 200 дней в году, вам выгоднее не покупать личный автомобиль, а брать его в аренду или пользоваться такси», – уверен директор «Просто проката» Дмитрий Леухин.
Итальянцы в России
Несмотря на то, что пионером рынка каршеринга стала компания Anytime, о ней в прессе, как и о каршеринге в принципе, говорилось не очень много. Все изменилось после выхода на рынок в сентябре 2015 г. нового игрока – компании «Делимобиль».
Появление нового сервиса транслировали городские телеканалы, а старт проекту дал лично мэр столицы Сергей Собянин, которого в подробностях и под вспышки камер познакомил с работой нового сервиса его совладелец Алексей Градов. Градоначальник проект одобрил, хотя в деталях откровенно путался, объявив, что первые 20 минут поездки будут стоит 8,9 руб. за минуту, а следующие – по 1,5 руб.
Присутствовал при разрезании ленточки и Максим Ликсутов, курирующий в городе транспортную сферу. Для него появление каршеринга в столице как ложка к обеду – чем не замена личному автотранспорту, убрать который с улиц пытаются всеми доступными способами.
Не подвела и компания – она сразу же выпустила на улицы столицы 100 Hyundai Solaris и до конца года планирует увеличить автопарк до 500 машин. Менее чем за две первые недели работы проект собрал 20 000 заявок от потенциальных абонентов, 7500 из которых уже стали официальными клиентами сервиса. Это большая цифра: в парке у Anytime, работающей более трех лет, 120 машин, а в клиентской базе – 6000 клиентов. Компания YouDrive, стартовавшая в начале июня 2015 г., заключила на текущий момент около 1000 договоров, примерно ее 400 клиентов пользуются сервисом регулярно.
Основным акционером новой компании стал западный инвестфонд Concern General Invest под руководством итальянца Винченцо Трани. Неудивительно, что на мероприятие, приуроченное к запуску сервиса, прибыл посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини, само событие освещали итальянские СМИ, а за основу взяли итальянскую модель – компанию Enjoy.
Винченцо Трани – личность более чем известная. Дочерняя компания General Invest, фонд Mikro Capital, активно работает на рынке кредитования малого и среднего бизнеса в России и СНГ, а не так давно принесла на отечественный рынок новую форму кредитования peer-to-peer (проект «Город денег»).
Среди последних инициатив инвестора, сделавших ему неплохой пиар, – предложение бесплатно обшивать российских политиков и бизнесменов, попавших под санкции, в его ателье Sartoria Reale. В прессе даже фигурировали примерные подсчеты, во что акция может обойтись щедрому итальянцу, – примерно 1,2 млн евро. Впрочем, шиковать есть на что: по итогам 2014 г. компания получила 32 млн евро чистой прибыли, общий объем средств под ее управлением сейчас достиг 1,1 млрд евро.
Интересен и другой соучредитель компании – Алексей Градов, занимающий пост руководителя аппарата президента Международной федерации самбо. Возглавляет федерацию депутат Государственной Думы Василий Шестаков, которого часто называют партнером Владимира Путина по татами. Когда-то будущий депутат и будущий президент входили в сборную Ленинграда по дзюдо, затем вместе писали о нем книги. Также Шестаков стоял у истоков создания клуба «Явара-Нева», а его сын сегодня занимает пост главы Росрыболовства.
Представители Concern General Invest не видят ничего особенного в интересе фонда к не самому стандартному проекту. К тому же – финансово емкому: в «Делимобиль» до конца года вложат 600 млн руб., которые затем доведут до 1,5 млрд руб., и это вложения только в московский рынок (в целом на развитие российского каршеринга планируется потратить 6,5 млрд руб.).
«Каршеринг широко используется в западных странах. Мы запускаем множество проектов в России, которые успешны в Европе и которые можно перенести в российскую действительность, – говорит председатель правления Concern General Invest Андрей Никитюк. – Мы поняли, что экономически это выгодно, а поскольку мы инвестиционная компания, то решили это сделать».
«Конкурентов на российском рынке нет, они будут выходить только в ближайшем будущем», – уверен Андрей Никитюк.
Место под солнцем
«Делимобиль» привлекает внимание не только новыми машинами, присутствием мэра при запуске проекта и низкими (по крайней мере, пока) расценками. Новый игрок на рынке каршеринга получил от московского правительства послабления в части парковки на столичных улицах, а это уже серьезно.
Столичные власти предусмотрели для сервисов каршеринга льготы – об этом говорится в соответствующем постановлении правительства Москвы, также оь этом публично заявлял Сергей Собянин. Стоимость льготного абонемента – 60 000 руб. на три года для одного автомобиля.
Именно этими тарифами пользуется с начала своей работы в городе принадлежащая иностранному инвестору компания «Делимобиль». А вот другие игроки рынка, включая старейшую Anytime и YouDrive, опцией пока воспользоваться не смогли, хотя и ведут переговоры по поводу парковки с московскими чиновниками.
В итоге им и их клиентам город предлагает оплачивать парковку, исходя из единой тарифной сетки. За парковочный час придется выложить 40–80 руб., в зависимости от места расположения, а годовой абонемент на парковку, к примеру, внутри Третьего транспортного кольца обойдется в 250 000 руб. То есть вместо 25 млн руб. в год «Делимобиль» платит городу 6 млн руб. за три года.
«Не удивлюсь, если кто-то задаст резонный вопрос федеральной антимонопольной службе: почему у Anytime или YouDrive нет привилегий по парковке, а у компании «Делимобиль» есть?» – говорит стартапер Станислав Тэо.
О непрозрачности ситуации вокруг льготной парковки еще летом говорил зампред комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов, он же отмечал, что городу неплохо было бы провести конкурс по этому вопросу.
«Парковки строятся за счет бюджета города Москвы, земля находится на балансе правительства Москвы, это в любом случае требует государственного подхода», – говорит Дмитрий Горовцов. – Все очень непрозрачно, информации минимум».
В блогосфере вещи своими именами называют более конкретно: по Сети гуляют копии протокола с совещания в мэрии от 2014 г. с участием представителей транспортного департамента. Помимо вопросов, связанных с организацией системы паркинга в городе, в них также упоминается и каршеринг. Согласно копиям протоколов, вопрос организации каршеринга в городе тогда поручили проработать (в том числе представить предложения потенциальных партнеров и разработать систему биллинга) компании «Нау! Инновейшнс». Последняя, утверждают блогеры, аффилирована с эстонской компанией NOW! Innovations OU (ее представитель Юллар Яакссо участвовал в совещании), которую, в свою очередь, связывают с Максимом Ликсутовым.
Запрос «Ко» в столичный департамент транспорта по поводу ситуации вокруг льготной парковки остался без ответа.
Зато интересные подробности рассказали на условиях анонимности близкие к данному сегменту бизнеса собеседники «Ко». Получить право на льготную парковку, говорят они, не так просто. Например, к машинам предъявляются цветофотографические требования – в расцветке якобы обязательно должен быть использован оранжевый цвет. Совпадение или нет, но именно на машинах «Делимобиля» он есть, а вот его конкуренты остановились на других цветовых гаммах, и теперь, похоже, их ждут в лучшем случае расходы на перекраску.
Также, говорят они, на машинах должен быть значок «Московский каршеринг», который практически неотличим от знака «Делимобиля». А блогеры предлагают присмотреться к самому логотипу «Делимобиля», который многим напомнил логотип департамента столичного транспорта.
«Удивительно, насколько все нагло и без всякого прикрытия делается», – говорит близкий к каршерингу бизнесмен, не захотевший назвать себя.
Креативная аренда
В то, что делиться машинами можно и нужно, верит и Станислав Тэо, развивающий на отечественном рынке сервис aNetCar, появившийся буквально в сентябре. Однако от поминутного каршеринга он отказался и делает ставку на посуточную аренду, но, в отличие от классического проката, сдаваемые в аренду машины ему не принадлежат. При этом свой выбор он подкрепляет мировым опытом и приводит в пример компанию с американскими корнями – RelayRides.
«Компания начинала с почасовой аренды, но в итоге 90% прибыли ей приносят поездки длительностью более суток», – говорит Станислав Тэо.
aNetCar – это p2p-площадка, на которой встречаются собственники машин и желающие их арендовать, а сервис лишь помогает сделать это цивилизованно и безопасно.
Гарантией является залог, который владелец автомобиля устанавливает самостоятельно (обычно речь идет о сумме в пределах 10 000 руб.). Он же определяет сумму, за которую готов отдать машину в пользование.
«Мы предоставляем на своей площадке возможность арбитража, залог остается у нас еще некоторое время после завершения аренды. Если, к примеру, что-то произошло с машиной или на арендатора пришел штраф, эти вопросы можно решить», – поясняет Станислав Тэо.
Сегодня, по его словам, в базе aNetCar можно найти предложения по аренде автомобиля от 1000 руб. в сутки. Максимальная цена, за которую на сайте предлагают автомобиль в аренду, пока составляет 9000 руб. в сутки, за которые можно погонять на почти новой Toyota GT86.
Кстати, сотрудничать в aNetCar преполагают не только с физическими лицами, но и с небольшими прокатами, от которых в принципе планируют выгодно отличаться ценой.
Пока в разработку сервиса основатели вкладывают собственные средства (несколько миллионов рублей), к марту 2016 г. предполагают увеличить базу машин до 1000 и выйти на самоокупаемость.
На посуточную аренду сделал ставку – по крайней мере, пока – основатель сервиса Darenta Олег Грибанов (правда, в одной из интернет-дискуссий он заявил, что не исключает и поминутной аренды авто). Его компания работает на рынке более года, сегодня, по официальным данным, в ее базе успели зарегистрироваться более 2000 пользователей, а количество предлагаемых в аренду машин приближается к 450. В его сервис уже инвестировано 600 000 рублей.
«Мы работаем с частными автомобилями простых граждан, желающих заработать, – поясняет Олег Грибанов. – Наша целевая аудитория – люди, которые уже сдавали личные машины в аренду, к примеру, туристам или молодоженам. С появлением нашей площадки у них отпала проблема поиска арендаторов».
Комиссия, которую берет сервис за организацию сделки, – 20% от суммы. Залог за аренду не предусмотрен.
Список автомобилей, готовых к аренде, на сайте и правда впечатляет – он растянулся на многие страницы. Однако фотографии заканчиваются уже на седьмой машине. Еще более странно выглядит Darenta в мобильном приложении – на запрос любых дат аренды предлагается стандартный перечень из тех же семи машин с фотографиями.
Впрочем, сервисом воспользоваться в рамках подготовки материала не удалось – владелец выбранного для аренды автомобиля на связь с «Ко» не вышел.
Быть или не быть
Есть ли будущее у каршеринга в столице, а тем более – в России? Похоже, что да. Только в Москве потенциальная емкость рынка составляет около 10 000 машин, подсчитали в «Делимобиле», услугами каршеринга готовы воспользоваться 800 000 москвичей.
Вместе с тем, развитие сегмента не обещает быть ни быстрым, ни простым. Желающим поучаствовать в нем стоит приготовиться к немалым затратам, которые, к тому же, быстро не окупятся.
Выгода при этом не очевидна. К примеру, в Anytime сегодня одна машина приносит 2200 руб. выручки в день. В YouDrive подсчетов пока не производили – слишком недолго работает сервис, – как, впрочем, и в «Делимобиле».
Инвестиции в Anytime уже превысили 100 млн руб., около 70 млн руб. потратили на свой проект основатели YouDrive. За три года работы Anytime не вышла на окупаемость, во многом потому, что у нее небольшой парк – чуть больше сотни машин. Доход появляется с масштабированием бизнеса – не просто так «Делимобиль» намерен уже в этом году расширить парк до 500 автомобилей и выйти на окупаемость к 2016 г.
Расширять автопарк предполагает и Anytime – сервис запустил программу соинвестирования. Каждый желающий может сегодня приобрести автомобиль и сдать его компании в обмен на проценты дохода. К примеру, из выручки в 2200 руб. на долю соинвестора приходится 50%, 20% составляет роялти компании, 30% – это расходы на бензин, мойку, оплату технического персонала.
Программа соинвестирования стартовала в ноябре 2014 г. и сегодня, по оценке собственников, работает успешно. Пока в программе нет порога входа, принять в ней участие может соинвестор даже с одним автомобилем.
«В апреле пошел народ, а сейчас мы не успеваем обрабатывать клиентов. Если подсчитать прибыль, выходит даже больше, чем 25%», – говорит Салим Якубов. Впрочем, объем ежемесячного роялти с парка в 120 машин оказывается не таким уж и большим – речь идет о цифре в пределах 1,5 млн руб.
Anytime готова предложить клиентам новый вид услуг – вскоре заработает проект Anytime cargo, где машины будут больше по размеру, и использовать их можно будет для перевозки крупногабаритных грузов.
Сегодня игроки с почасовой арендой, к тому же владеющие сдаваемыми в аренду автомобилями, предлагают арендатору принцип франшизы – суммы, которой он лишается в случае незначительных повреждений автомобиля.
В компании Anytime франшиза составляет 15 000 руб. – такую сумму клиент теряет в случае ремонта в пределах 70 000 руб. Также он обязан компенсировать компании четверть стоимости ремонта, превышающего данную сумму.
Ну и, конечно, пионерам каршеринга придется доказать избалованным москвичам, что пользоваться их услугой выгоднее, чем ездить на такси, а это пока не вполне очевидно.
Еще по теме





