Top.Mail.Ru
архив

Подъем переворотом

Fujitsu ищет и находит новые возможности для роста, разворачивая бизнес - от продаж "железа" к предложению решений
Экономический спад - не время для резких преобразований. Но у Fujitsu нет выбора: если она не изменится здесь и сейчас, то и не сохранится. Во всяком случае, в группе лидеров.

Бренд Fujitsu Siemens Computers, который до сих пор на слуху, с некоторых пор не имеет никакого отношения к реальности. Примерно год назад японская Fujitsu Group со штаб-квартирой в Токио выкупила у Siemens весь свой 50-процентный пакет совместного предприятия. Его место заняла полностью контролируемая японцами Fujitsu Technology Solutions (FTS) со штаб-квартирой в Мюнхене, отвечающая за бизнес в Европе, в том числе в России и СНГ, а также на Ближнем Востоке, в Африке и Индии.
   "Развод" с Siemens был для Fujitsu делом принципа, а, если совсем честно, то делом выживания. Ни тогда, ни сейчас в компании не скрывали: в какой-то момент ситуация и в самом деле сложилась критическая. Нынешний президент и генеральный директор FTS Кай Флоре описывает ее слегка романтически, но ярко: "Мы были очень близки к рифам".
   Конечно, в FTS никто не говорит прямо, что в опасной близости к рифам она оказалась во многом из-за партнерства с Siemens. Но, владея компанией лишь наполовину, материнская Fujitsu располагала недостаточными рычагами влияния на стратегию развития Fujitsu Siemens Computers и, хотя и видела необходимость перестройки бизнеса и даже инициировала перемены, не имела возможности действовать достаточно решительно и оперативно. Это не могло не отразиться на конкурентоспособности всего СП и положении Fujitsu.
   Fujitsu наряду с IBM, HP, Dell и Sun Microsystems входит в пятерку мировых производителей серверов. Между тем, по оценкам Gartner, мировые поставки серверов в 2009 году, можно сказать, обвалились - только в во многом критическом для этого рынка II квартале, например, на 28% в денежном выражении и на 29,4%, если считать в штуках. Причем падение продаж наблюдалось по всему миру. Дополнительный отрицательный фактор - волатильность валютного курса. В результате, как фиксирует IDC Worldwide Quarterly Server Tracker, в том же II квартале 2009-го доходы Fujitsu от поставок серверов на мировой рынок сократились на 35%. Справедливости ради отметим, что Sun Microsystems потеряла по этому параметру на 2,2% больше, хотя аналогичные показатели остальных лидеров сегмента были лучше. Fujitsu сумела удержаться на пятом месте в мировом рейтинге с долей доходов, составляющей 3,5%. Но со старой стратегией компания в ногу с рынком не поспевала, а кризис только добавил проблем.
   В IT-сегменте уже несколько лет назад произошел разворот от централизованных хранилищ данных, мейнфреймов, к открытым системам, актуальнейшей тенденцией стала виртуализация, а социальные сети преобразили Интернет. Так что назрела и перезрела необходимость переориентации от продуктов к решениям, привязанным к этим продуктам, что соответствовало бы потребностям клиентов и к тому же обеспечивало бы более высокую маржу. Как говорит директор департамента вычислительных систем компании "КРОК" Владимир Лебедев, "рынок уже давно требует поставки IT-продуктов в рамках тщательно продуманных и обоснованных комплексных решений. И мы наблюдаем усиление спроса на консалтинговые IT-услуги. Слияния крупных IT-компаний - Oracle-Sun, HP-3COM, также говорят о том, что рынку нужны законченные решения, а для этого производителям необходимо укреплять и расширять и продуктовую линейку, и компетенции".
   

НЕИЗБЕЖНОСТЬ ПЕРЕМЕН

   Открывая в ноябре прошлого года в мюнхенском конгресс-центре ежегодную панъевропейскую конференцию Fujitsu VISIT09, глава Fujitsu Technology Solutions Кай Флоре предстал перед собравшимися не просто усталым, а совершенно вымотанным. В его выступлении не было и следа оптимизма и даже, можно сказать, этакого бодрячества, которые вообще-то нередко отличают публичные выступления западных топ-менеджеров. Руководители Fujitsu, насколько можно судить по официальным заявлениям и неофициальным разговорам, трезво оценивают положение дел и видят только один вариант действий - перестройку на ходу, не дожидаясь более комфортной ситуации. "Думаю, время для реформирования компании самое что ни на есть подходящее, - заявил "Ко" исполнительный вице-председатель совета директоров FTS Сатору Хаяши. - От кризиса страдают все, в том числе и наши конкуренты. Но мы, завершив преобразования, будем готовы во всеоружии встретить момент подъема мировой экономики, который ожидаем в 2011 году. Экономический спад - подходящее время, чтобы подготовиться к будущему".
   Многие могли бы поспорить с Сатору Хаяши, доказывая, что именно в кризис делать резкие движения не надо, целесообразнее затаиться, заняться исключительно выживанием. Какая из этих тактик продуктивнее, покажет время, но особенность положения Fujitsu в том, что у нее нет выбора: если компания не перестроится, то вряд ли выживет. По крайней мере, в группе лидеров.
   

НЕ ОБЪЕМОМ ЕДИНЫМ

   Чем необычна стратегия реформирования Fujitsu? Она воплощается в крайне неблагоприятных условиях и сочетает не только традиционные элементы, вроде сокращения персонала и снижения издержек, но и специфические, отражающие особенности отрасли, и свои ноу-хау.
   В Fujitsu признают, что теряют долю рынка, например, персональных компьютеров. Кая Флоре и Сатору Хаяши это, конечно, беспокоит, но не очень сильно. Как, кстати, и снижение доходов от продажи серверов. Ведь компания переориентирует бизнес на предоставление не "железных ящиков", а решений. Сатору Хаяши сообщил "Ко", что за счет "железа" компания получает ныне около 30% доходов, тогда как примерно 50% генерируется сервисами, а остальное - благодаря другим видам бизнеса. Любопытно, что примерно такое же соотношение сервисов и продуктов неофициально назвал "Ко" и один из российских инженеров Fujitsu, добавив, что еще недавно пропорция была, по его оценке, 20% к 80%.
   Лозунг "Объем, объем и еще раз объем!" (имеется в виду объем продаж) больше не срабатывает, решили в Fujitsu и сделали акцент на продукты с более высокой маржей и добавочной стоимостью. Отсюда - сонм представленных в последнее время новинок и ставка на то, что решили назвать динамическими инфраструктурами, для разъяснения концепции и технологической сущности которых широкой публике понадобится дополнительно не одна полоса в нашем журнале.
   О динамических инфраструктурах нынче гооврят много, и чем дальше, тем очевиднее, что суть новой концепции пока от многих не то чтобы ускользает, но ясна не до конца. Вероятно, и в самой Fujitsu владельцами сокровенного знания являются пока далеко не все. Поэтому, рассказывают топ-менеджеры, начала работать программа переобучения сотрудников, не только технических и инженерных кадров, но и полевого персонала, тех, кто непосредственно общается с клиентами.
   В Fujitsu говорят о многоуровневой клиентоцентричности. Это значит, что, предлагая сервис или решение, надо иметь в виду потребности не только заказчика, но и его клиентов, потому что, только представляя их потребности, можно предложить оптимальное решение.
   Помочь делу должна и единая стратегия с одновременным предоставлением свободы региональным офисам, но в определенных рамках, поясняет Сатору Хаяши. Он называет это транснациональной моделью Think Global, Act Local. То есть общие принципы работы применяй с учетом местной специфики. Надо сказать, что это не новация Fujitsu. Такой комбинированный подход используют, например, банки. HSBC даже имеет слоган The World's Local Bank - мировой местный банк.
   Однако в случае с кредитными учреждениями речь идет, прежде всего, о розничных клиентах, а сама глобально-локальная модель служит в большей степени целям продвижения бренда. Fujitsu же пытается реализовать комбинацию централизации и децентрализации в рамках реальной бизнес-стратегии и корпоративного управления, да еще работая с компаниями, которые сами зачастую имеют глобальный характер. "Некоторые наши конкуренты в США более централизованы. Все решения принимаются в штаб-квартире, а региональным подразделениям остается только их выполнять и подчиняться", - говорит исполнительный зампредседателя правления FTS Сатору Хаяши. "Ко" отсылал запросы о комментарии в пресс-структуры, обслуживающие, например, IBM и EMC, но ответа не получил.
   

ТЯГА К СЛИЯНИЮ

   Разойдясь с Siemens, Fujitsu не нажила идиосинкразии к альянсам и расширяет стратегическое партнерство с калифорнийской NetApp - крупнейшим игроком на рынке систем и решений для хранения данных. Кстати, ноябрьское объявление об этом произвело немалый ажиотаж среди сотрудников Fujitsu, поскольку так сразу невозможно было понять, как это будет выглядеть на практике: кто в этом альянсе становится старшим партнером, если таковой будет вообще, и как распределяются роли. Тем более что Fujitsu и NetApp и без того взаимодействовали достаточно тесно. Как выяснилось позднее, речь не идет о создании новой структуры, которая за счет укрупнения могла бы увеличить оборот и расширить рынок. Имеются в виду системные совместные усилия по продаже продуктов друг друга и сотрудничество в разработке. "Стратегическое партнерство Fujitsu и NetApp - это в принципе ожидаемое решение в рамках укрепления позиций обеих компаний на рынке. Решение взвешенное и своевременное, которое, безусловно, усилит продуктовую линейку Fujitsu", - уверен Владимир Лебедев из КРОКа.
   Рассказывая о планах реформирования, перечисляя все, что, как считают в компании, должно стать ее козырем, Кай Флоре не раз повторил: "Надеюсь, это будет так уже не только на слайдах презентации". Получится ли у Fujitsu не только нарисовать разворот и рост, но и добиться этого? Ждать осталось немного: результат или его отсутствие проявится за пару лет.

 

Таблица 1 Рейтинг по объемам доходов (2008 год)


1 HP
2 IBM
3 Dell
4 Fujitsu
5 Accenture

   

   FUJITSU GROUP
   ШТАБ-КВАРТИРА: Токио (Япония)
   Представлена в 70 странах
   СОТРУДНИКОВ: 186 тыс.
   ЗАРЕГИСТРИРОВАНА
   НА БИРЖАХ: Токио, Лондон, Франкфурт, Цюрих
   БЮДЖЕТ НИОКР: $2,6 млрд*
   ИССЛ. ЦЕНТРЫ: Япония, США, Канада, Китай
   ПРОИЗВОДСТВО: Япония, Азия, Европа, Северная Америка
   *фин. год, завершившийся 31 марта 2009 г.

   

   FUJITSU TECHNOLOGY SOLUTIONS
   ШТАБ-КВАРТИРА: Мюнхен
(Германия)
   СОТРУДНИКОВ: 14 900
   НИОКР И ПРОИЗВОДСТВО: Аугсбург,
Мюнхен, Падерборн (все - Германия)
   ЦЕНТРЫ ПОСТАВОК: Лиссабон (Португалия),
Лодзь (Польша), Казань (Россия)
   СЕРВИС-ДЕСКИ: Берлин (Германия),
Йоханнесбург (ЮАР), Маарссен (Голландия), Париж (Франция)
   ДАТА-ЦЕНТРЫ:
Госсау, Некарсульм, Падерборн (Германия), Йоханнесбург (ЮАР), Маарссен
(Голландия), Мадрид (Испания), Цюрих (Швейцария)