Top.Mail.Ru
архив

Подъем переворотом

В период кризиса вся металлургическая отрасль столкнулась с тем, что в условиях резкого сокращения спроса сильно упала цена на промышленные металлы. За период с июля по декабрь 2008 года мировые цены на алюминий рухнули почти в три раза. В этой ситуации ведущие мировые производители вынуждены были резко сократить производство. Так в 2008-м поступила американская Alcoa, снизившая выпуск алюминия на 600 000 тонн, китайская Chinalco тогда запланировала сокращение своего производства на 700 000 тонн. «Rio Tinto Alcan отказалась от планов по расширению производства на заводах в Исландии и во Франции (почти на 70 000 тонн), кроме того, компания намеревалась уволить в 2009 году 14 000 сотрудников по всему миру и уменьшить инвестиции с $9 до $4 млрд», – вспоминает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Если бы цены на алюминий продержались на минимальных уровнях еще пару месяцев, многие производители были бы вынуждены повесить на своих заводах большие амбарные замки», – добавляет Олег Мухамедшин, директор по рынкам капитала РУСАЛа.
В сложном положении оказался и РУСАЛ. «С падением цен на металл резко сократились денежные потоки компании, а кризис долгового рынка лишил нас возможности оперативно рефинансировать долги. Нужно было срочно искать пути выхода из сложившейся ситуации», – признает Олег Мухамедшин. РУСАЛ решил не «бегать» от кредиторов и сам предложил провести цивилизованную реструктуризацию долгов. Кстати, этому примеру в дальнейшем последовали многие российские компании, задолжавшие иностранным банкам. «Мы вышли с инициативой к нашим кредиторам начать переговоры о реструктуризации кредитов со словами «в существующих условиях выполнять обязательства по имеющимся договорам нам будет крайне сложно. Нам нужно найти решение, которое удовлетворяло бы и вас, но при этом давало бы возможность нам работать и зарабатывать средства, необходимые для нормального обслуживания и постепенного сокращения нашего долгового портфеля», – отмечает Олег Мухамедшин. Так начался процесс реструктуризации, запущенный в конце 2008-го и продлившийся чуть менее года. В декабре 2009-го РУСАЛ подписал соглашение, в соответствии с которым он смог не только реструктурировать долг в размере $16,8 млрд, но и за счет конвертации части задолженности акционеров – группы «Онэксим» сразу уменьшить общий долг компании до $14,9 млрд.
«На наш взгляд, менеджмент РУСАЛа сумел продемонстрировать свою эффективность в сложных условиях», – отмечает аналитик «Арбат Капитала» Артем Бахтигозин. «Наиболее ярким показателем эффективности принятых мер, на наш взгляд, является достижение компанией соглашения с банками-кредиторами о переносе срока погашения основного долга», – добавляет аналитик инвестиционной группы «Олма» Илья Кленин. Однако многие эксперты до сих пор полагают, что компании удалось удержаться на плаву лишь благодаря поддержке государства. Напомним, что осенью 2008 года РУСАЛ получил от Внешэкономбанка (ВЭБ) кредит в размере $4,5 млрд. Данный кредит был предоставлен РУСАЛу, как и целому ряду других крупных российских компаний, в рамках специальной программы, предоставившей заемщикам в условиях кризиса возможность рефинансировать часть кредитов перед западными банками. Кредит Внешэкономбанка был дан на рыночных условиях при наличии первоклассного обеспечения. «С момента выдачи кредита мы уже выплатили по нему в качестве процентов более $500 млн», – отмечает Олег Мухамедшин. Действительно, ставка по кредиту ВЭБа была установлена на уровне LIBOR плюс 5% (то есть 8,78% годовых). Это абсолютно рыночная цифра, признают эксперты.

Советское наследие
Когда речь заходит о долгах РУСАЛа, у многих возникает вопрос: откуда появились столь значительные суммы? Для того чтобы это понять, нужно провести небольшой экскурс в историю компании. За десять лет существования она прошла путь, на который западным металлургическим фирмам требовалось от 50 до 120 лет. Речь идет как о темпах роста, так и о достигнутых результатах. Компания росла как органически, то есть за счет строительства новых предприятий, расширения уже существующих мощностей, так и за счет неорганического роста, покупая заводы. «Почему мы избрали именно такой путь развития? К активным приобретениям за рубежом нас подтолкнули реалии, с которыми столкнулась компания с первых дней своего существования», – поясняет Олег Мухамедшин. Речь идет об особенностях отечественной алюминиевой отрасли. При наличии столь значительных алюминиевых мощностей, коими являются крупнейший в мире Братский и второй по величине Красноярский алюминиевые заводы, в России практически нет сырья – бокситов. Эта проблема остро встала после развала СССР, когда в Казахстане и на Украине остались практически все имевшиеся месторождения данного сырья. Ранее союзные республики закрывали потребности сибирских алюминиевых заводов, но с развалом СССР все месторождения оказались за границей. Ситуация обострилась настолько, что крупнейшие российские заводы фактически находились на грани остановки. Первое, во что начал вкладывать деньги РУСАЛ, – это обеспечение загрузки предприятий сырьем. Для этого необходимо было покупать зарубежные добывающие активы. Сначала были приобретены предприятия в Гвинее, затем пакет акций крупнейшего в мире глиноземного предприятия в Австралии, далее была Гайана, потом Италия. За первые шесть лет существования РУСАЛу удалось решить историческую проблему алюминиевой отрасли, сбалансировав работу предприятия с точки зрения поставок сырья и перерабатывающих мощностей. Следующей задачей было наращивание объемов производства алюминия с замещением при этом устаревающих мощностей. Их либо полностью модернизировали, повышая эффективность, как это произошло с КрАЗом, либо рядом с уже существующими заводами возводили новые, замещая выбывающие мощности, как в случае с пуском пятой серии ИркАЗа, либо расширяли мощности за счет строительства новых заводов, как это произошло с Хакасским алюминиевым заводом.
В результате за 10 лет удалось практически в десять раз увеличить производство алюминия. Напомним, что на момент создания РУСАЛа компания выпускала порядка 400 000 тонн металла, а по результатам 2008 года она произвела уже 4,4 млн тонн. А еще компания заложила основу для диверсификации бизнеса, приобретя 25% акций «Норильского никеля». Все это требовало привлечения капитала. Инвестиции шли как от существующих акционеров, так и за счет прибыли компании. Но этих денег было явно недостаточно для столь активного роста, который РУСАЛ демонстрировал в последнее десятилетие. «Поэтому, безусловно, нам пришлось прибегать к заимствованиям. В связи с тем, что в России достаточно сложно получить деньги в виде проектного финансирования, долгосрочного кредитования, единственным источником заимствований для нас стали зарубежные кредиты», – резюмирует Олег Мухамедшин.

Как оптимизировали затраты
Реструктурировать столь большую задолженность РУСАЛу было бы невозможно, если бы наряду с переговорами компания не проводила изменения в структуре и не меняла операционную деятельность. Ключевым моментом здесь является себестоимость: чем дешевле вы производите продукцию, тем больше у вас маржа от продажи. «Мы почувствовали приближение кризиса еще в 2008 году, поэтому более двух лет назад, проанализировав структуру затрат, мы поняли, что хотя и находимся в тройке мировых производителей с самой низкой себестоимостью продукции, но есть еще резервы, чтобы эти позиции укрепить», – отметил Олег Мухамедшин. Так родилась программа с амбициозным названием «Быть первым», ее цель – достичь лучших в отрасли показателей по себестоимости производства, при этом обеспечив лидерство в области экологии, охраны труда и промышленной безопасности. Был подготовлен четкий план действий по каждому направлению бизнеса, где и насколько компания может снизить издержки за счет инновационного подхода, внедрения производственной системы, использования энергосберегающих технологий. Основной фокус программы был направлен на то, чтобы бороться с издержками и потерями всем и на каждом отдельно взятом участке – от электролизника до мастера цеха, директора завода и далее до генерального директора компании. «Программа позволила обеспечить впечатляющий результат с точки зрения бизнес-эффекта. По итогам 2009 года нам удалось снизить среднюю себестоимость производства алюминия на 23%, эта цифра составила $1471 за тонну», – продолжает Олег Мухамедшин. Учитывая, что средняя цена на алюминий в 2009-м была на уровне $1700, РУСАЛ смог чувствовать себя вполне уверенно.
«При этом вертикальная интеграция компании позволила ей сохранить в своей структуре все предприятия и не прибегать к радикальным мерам по продаже активов, а также к консервации значимых и рентабельных предприятий», – добавляет аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Олег Петропавловский. Хотя часть производств все же пришлось приостановить. Сделано это было на самых экономически нерентабельных предприятиях, а также на зарубежных боксито-глиноземных активах, продукция которых в основном шла на рынок. «Мы остановили заводы на Ямайке, кстати, в апреле текущего года уже принято решение о восстановлении производства на одном из них, – отмечает Олег Мухамедшин. – Мы вынуждены были также в 2009 году закрыть предприятие, находящееся на Сардинии, существенно было сокращено производство глинозема в Ирландии». Единственный зарубежный актив, которого никак не коснулись сокращения объемов производства, – это Гвинея. «Такое решение совершенно логично. Приостановка деятельности позволила сократить расходы, а замороженные инвестиции были направлены на погашение долгов компании и текущую деятельность», – комментирует действия менеджмента РУСАЛа Дмитрий Баранов.

Окно в Азию
Одновременно с работой по сокращению издержек и повышением рентабельности производства РУСАЛ очень внимательно следил за тем, что происходит на финансовых рынках, ожидая, когда откроется то самое «окно», которое позволит компании привлечь капитал и еще больше сократить размер задолженности. В августе прошлого года стало понятно, что первая волна кризиса схлынула, рынки понемногу оживают, причем первыми начали приходить в себя именно азиатские рынки, менее всего пострадавшие в результате влияния кризиса. Интерес РУСАЛа к азиатским рынкам не случаен. Это одно из самых перспективных направлений сбыта его продукции, так как модель потребления в регионе ориентирована на активный импорт иностранного сырья, в том числе алюминия. В частности, Китай до кризиса демонстрировал по-настоящему фантастические темпы роста потребления алюминия – от 20 до 25% в год. «Тот, кто первый подберет ключик к китайскому рынку, откроет перед собой дверь на ключевой для металлургии рынок», – уверен Олег Мухамедшин. На сегодняшний день у РУСАЛа на Азию приходится порядка 20% сбыта, цель на конец текущего года – 30%.
Помимо повышенного спроса на металлы, Азия славится также весьма специфичной, но при этом на сегодняшний день самой сильной инвестиционной базой. Долгое время пальму первенства держал за собой Лондон, он был наиболее привлекателен для металлургов с точки зрения проведения размещения ценных бумаг. Но настроения инвесторов переменчивы, и вот уже как два года наибольший интерес и наибольший объем капитала на себя оттягивают азиатские рынки в целом и Гонконг в частности. В 2009-м Гонконгу удалось выйти на первое место как по объему заключенных сделок по первичным размещениям, так и по объему средств, привлеченных в ходе IPO. Поэтому в 2008 году РУСАЛ впервые обратил внимание на быстрорастущий финансовый рынок Гонконга. «Наш главный акционер рекомендовал повнимательнее присмотреться к этой площадке. Мы вначале отнеслись к этому рынку достаточно скептически, так как были уверены, что лучшей площадки, чем Лондон, нам не найти. Но достаточно быстро поняли, что Гонконг обладает целым рядом преимуществ», – вспоминает Олег Мухамедшин. Оказалось, что инвесторы в Гонконге гораздо лучше понимали конкурентные преимущества РУСАЛа и выгоды долгосрочного инвестирования в бумаги этой компании. Кроме того, размещаясь в Гонконге, компания выполняла еще и очень важную задачу для своего бизнеса, приближаясь к потребителям в азиатском регионе. «На наш взгляд, достигнутый результат по цене размещения (10,8 гонконгских долларов), которая соответствует середине изначального ценового диапазона (9,1 – 12,5), можно считать достаточно успешным для РУСАЛа, – отмечает Артем Бахтигозин. – К тому же стоит принимать в расчет, что полученная в ходе IPO оценка общей капитализации холдинга ($21 млрд) оказалась даже выше американской Alcoa по сравнительным коэффициентам и в большей степени соответствовала мультипликаторам китайской Chinalco».
«Мы были первой российской и первой международной компанией, которая решила попробовать свои силы в привлечении капитала на азиатском рынке. Поэтому опыт первопроходцев был достаточно сложным. Тем не менее мы считаем этот проект успешным, так как нам удалось привлечь более $2 млрд», – говорит Олег Мухамедшин. По итогам размещения РУСАЛ перечислил своим кредиторам порядка $2 млрд, тем самым уменьшив долг компании до $12 млрд. Это полностью развеяло сомнения и скепсис, все еще присутствовавший у некоторых экспертов относительно способности РУСАЛа обслуживать свои долги и расплачиваться с кредиторами.
 
Задел на будущее
Этап реструктуризации кредитов и оптимизации расходов позади, получены деньги в результате первичного размещения на бирже Гонконга. Теперь важно понимать, что делать дальше, после окончания кризиса. Готов ли будет РУСАЛ выйти на рынок с новыми мощностями и усилить свои позиции? До начала кризиса у компании в стадии активной реализации находилось два строительных проекта: Богучанский и Тайшетский алюминиевые заводы. Возведение обоих компания вынуждена была приостановить в середине 2008-го, однако от планов их достройки РУСАЛ не отказался. С конца прошлого года компания активно занимается поиском проектного финансирования, которое позволило бы завершить строительство Богучанского завода. То же самое касается и Тайшетского алюминиевого завода, переговоры по выделению финансирования на его достройку сейчас ведутся с Внешэкономбанком. Эти два предприятия уникальны не только тем, что будут выдавать порядка 1 млн тонн алюминия в год, но и тем, что они позволят компании еще больше снизить среднюю себестоимость продукции, так как там реализованы новые энергосберегающие технологии производства. «Они строятся по последнему слову техники, – звучит гордость в голосе Олега Мухамедшина. – Мы рассчитываем запустить первые очереди этих заводов уже к концу 2011 года». «Естественно, что по мере восстановления рынка алюминия и увеличения спроса на него финансовые результаты РУСАЛа будут улучшаться. Алюминию как материалу пока еще нет достойной замены, – резюмирует Дмитрий Баранов. – РУСАЛ способен удовлетворить спрос как на первичный алюминий, так и на различные сплавы. Компания будет стремиться увеличить долю рынка, предлагая клиентам и традиционные продукты, и новые разработки, а также активно внедрять новые, более экологичные и современные технологии производства».