Top.Mail.Ru
архив

Подъем с переворотом

Если верить мнению дюжины самых влиятельных банкиров мира, которых собрал у себя за круглым столом журнал Economist, то 2002 год не ознаменуется подъемом мировой экономики. А если и случится какой-то подъем, то он будет настолько незначительным, что его разглядишь разве что под микроскопом. А может, и такого не будет.

Поразительно, как быстро – в течение нескольких дней, а порой и в считанные часы – меняются суждения и прогнозы. Еще в августе прошлого года многие говорили, что к концу 2001-го произойдет внушительный рост экономики. Потом наступило 11 сентября, и все изменилось. Уже в ноябре всему миру было официально объявлено, что США вступили в полосу спада. Короче говоря – поворот на 180 градусов, резкий тормоз, кирпич на голову, землетрясение. А вот к концу года уже целая армия экспертов предсказывала скорый конец рецессии и начало подъема во втором квартале 2002 года. Торопятся перевернуть страницу и вернуться к старым добрым временам экономической эйфории. Вполне понятное желание. К сожалению, вовсе не желания заставляют вращаться маховик истории и бизнеса.

 Американская экономика замерла на отметке роста в 0,7%. И пока не видно предпосылок к тому, чтобы этот показатель вырос в 2002 году. Столь же мрачны и предсказания относительно Европы: упомянутые выше финансисты полагают, что окончательным показателем 2001 года будет рост в 1,5%. Неутешителен прогноз и на 2002 год: 1,4 – 1,5% роста. Мало поводов для веселья. Последствия аргентинского кризиса пока не дали о себе знать, но, очевидно, они будут достаточно болезненными для некоторых европейских стран – в первую очередь для Испании и Италии, а отчасти и для Германии.

 В то же время крупнейшие биржи мира похожи на несущегося во весь опор бешеного быка. После катастрофического падения 11 сентября – черного дня для всех мировых бирж – индекс Dow Jones поднялся на 25%, вновь превысив пресловутую планку в 10 000 пунктов, привычную скорее для поколения, «которое обогащалось во сне» во времена Клинтона. Индекс NASDAQ скакнул даже на 45%. Ненамного отстал и франкфуртский Dax, который вырос на 40%.

 Что происходит? Экономика идет вниз, а биржевые котировки растут?! В чем секрет? Может быть, кому-то все-таки удалось отыскать философский камень, который превращает бумагу в золото? Или, как сказал несколько лет назад в разгар спекулятивной активности в США Джон Кеннет Гелбрайт, в мире гораздо больше инвесторов, чем здравого смысла?

 Я склоняюсь к последней точке зрения. В 2001 году уровень прибыли в Америке был самым низким за последние 30 лет. А из-за этого сложилось очень неблагоприятное соотношение цена/дивиденды. Если рассматривать это соотношение по критериям Standard & Poors 500, то мы увидим, что показатель равен примерно 40 единицам, а это слишком высокий уровень, чтобы считать его благополучным. Ведь в лучшие годы экономического роста этот показатель был равен 8 единицам, а в день обрушения башен Всемирного торгового центра соотношение было равно 12. Все это говорит о том, что цены на акции летят вверх словно на воздушном шаре. Но это не шар, а скорее новый спекулятивный пузырь. И не секрет, кто его надувает. Это маг и чародей из федеральной резервной системы США Алан Гринспен, который обеспечил рынки таким запасом ликвидности, которая позволяет инвесторам делать сказочные приобретения. Тот, кому удается заполучить такие легкие деньги, тратит их немедленно. Даже когда на горизонте не видно прибыли.

 Но все знают, что рано или поздно пузырь лопнет. А когда лопнет – будет много шума и много пострадавших. Уже сейчас раздаются голоса, предупреждающие американцев: нынешняя рецессия может оказаться не конъюнктурной, а системной – слишком многое не вписывается в этот странный ажиотаж на рынке ценных бумаг. Например, безработица, какой в США не было последние 15 лет. Компания Ford увольняет 35 тыс. работников, а средний американец продолжает потреблять так же, как и последние полтора десятка лет. Не отмечается роста инвестиций. Промышленные предприятия используют меньше 70% своего производственного потенциала. В учебниках по экономике никогда не увидишь одновременного сочетания таких факторов. По теории увеличение потребления говорит о том, что потребители обладают гарантированными доходами или уверены в том, что в скором времени их доходы таковыми станут. Но сегодня в мире никто ни в чем не уверен. Что же заставляет американского потребителя вести себя так, словно ничего не изменилось? Может, победа в войне, которая внушила всем оптимизм? Поражение вражеской армии Аль-Каиды?* А может быть, то, что за 300 дней в бою погиб только один американский солдат? Кто знает... На бирже подъем, который, быть может, принесет новые прибыли. В Афганистане же, глядишь, женщины освободятся от чадры, а мужчины сбреют бороды. 


* террористическая организация, запрещена в России

Еще по теме