Подметные письма с запасом
Руководители «Газпрома» и «Роснефти» обратились к Владимиру Путину с предложением выставить на торги основные нефтегазовые месторождения Восточной Сибири и Якутии. Главы госкомпаний предложили слить в единый проект и продать право на разработку самых богатых из еще неосвоенных нефтегазовых месторождений нашей страны – Чаяндинского, Ковыктинского, Верхнечонского, Талаканского и Средне-Ботуобинского.
Алексей Миллер и Сергей Богданчиков ссылаются на «мировой опыт освоения крупных нефтегазовых регионов, который показывает целесообразность объединения нескольких месторождений для наиболее эффективного их использования». Правда, в письме они не сообщили президенту о том, что часть предлагаемых к объединению месторождений уже имеют своих недропользователей. Лицензии на Ковыктинское и Верхнечонское месторождения принадлежат компании «РУСИА Петролеум», основными акционерами которой являются ВР, ТНК и «Интеррос». А права на разработку Средне-Ботуобинского месторождения принадлежат компании «Таас-Юрях-нефть».
Впрочем, рассмотрев предложение «Газпрома» и «Роснефти», президент поставил на нем свою резолюцию: «М.М. Касьянову*. Предложение заслуживает внимания и поддержки. Прошу рассмотреть. Доложить предложения».
Представители «Газпрома» утверждают, что никто не собирается отнимать права на разработку месторождений у их законных владельцев. Компании просто предлагают их осваивать вместе. В свою очередь, представители «Интерроса» и ВР дипломатично выразили надежду на то, что государство будет защищать права инвесторов. В противном случае это может заблокировать разработку месторождений в Восточной Сибири и Якутии.
Появление письма в очередной раз продемонстрировало, что интересы государства очень часто воспринимаются как интересы конкретных лиц или компаний. «Известные своими лоббистскими возможностями «Газпром» и «Роснефть» не могут похвастать высоким уровнем корпоративного управления, – говорит ведущий аналитик инвестиционного агентства «Пролог» Андрей Гадасин. – Письмо «Роснефти» и «Газпрома» на имя Владимира Путина – классический пример того, как государственные компании пытаются «капитализировать» административный ресурс в запасы, поскольку другим ресурсом по объективным причинам попросту не располагают». В этом альянсе наиболее заинтересованной стороной является «Роснефть», которая без интенсивного роста добычи может быть поглощена вслед за «Славнефтью» какой-нибудь более агрессивной компанией. Снижению этого риска способствует присоединение к «большой государственной» программе. «Интерес же «Газпрома» заключается в диверсификации экспортных рынков сбыта и в росте запасов (основное экспортное направление для месторождений Восточной Сибири – Китай)», – утверждает начальник аналитического отдела финансовой компании «Интерфин трейд» Халиль Шехмаметьев.
С учетом увеличения объемов потребления газа внутри России, роста запасов и возможностей по добыче на старых месторождениях и темпов освоения новых месторождений «Газпром» уже через несколько лет может столкнуться с нехваткой сырья. «Роснефть» изначально – в момент создания в начале 1990-х годов вертикально интегрированных нефтяных компаний – была поставлена в невыгодное положение, так как все лучшие месторождения достались другим, и теперь пытается отыграться. Кроме того, обе компании в настоящее время уже участвуют в большом количестве капиталоемких проектов, а их финансовое положение, мягко говоря, нельзя назвать блестящим: у них большие задолженности. Поэтому аналитики ставят под сомнение целесообразность их участия в проектах.
Впрочем, большинство экспертов сходятся во мнении, что при освоении крупных нефтегазовых регионов действительно целесообразно объединение нескольких месторождений для наиболее эффективной разработки природных ресурсов. Однако в любой стране, где нефтегазовая индустрия не является исключительно государственной, вопросы возможного объединения усилий по освоению каких-либо месторождений решаются самими компаниями – путем переговоров и без силового вмешательства государства. Поэтому «Газпрому» и «Роснефти» вместо того, чтобы писать письма президенту, следовало бы обратиться с предложением о сотрудничестве по освоению месторождений к законным держателям лицензий на их освоение – компаниям «РУСИА Петролеум» и «Таас-Юрях-нефть».
Обнародование столь странного письма может означать попытку руководителей госкомпаний надавить на правительство и заставить его внести в Думу проект закона, предусматривающего более лояльный порядок лицензирования для государственных предприятий. Возможен также вариант, что государство само использует заявление «Газпрома» и «Роснефти» для оказания давления на нефтяные компании, опасаясь усиления их влияния, особенно сейчас, в период высоких цен на нефть и приближающихся выборов. «Таким образом, государство может показать, что рычаги влияния находятся в его руках и что оно в случае необходимости может прибегнуть к самым серьезным мерам», – заключает Андрей Гадасин. Однако психологическая атака вряд ли перейдет в реальный передел месторождений. Особенно с учетом того, что речь, в частности, идет об ущемлении интересов компании BP, совместный проект которой с «Альфа-групп» и Access/Renova получил одобрение на самом высоком уровне. В этой связи характерно, что фондовый рынок практически никак не отреагировал на предложения «Газпрома» и «Роснефти», посчитав, что они никогда не будут реализованы.
** признан в России иноагентом