Top.Mail.Ru
архив

Подмосковное братство

Московская область в результате скандалов и резкого ухудшения финансового положения оказалась фактически на грани банкротства. Это может привести к ослаблению позиций губернатора Бориса Громова и его возможной отставке, что, в свою очередь, подстегнет передел сфер влияния в одном из самых привлекательных российских регионов.

Первый крупный скандал, ударивший по имиджу Московской области и ее губернатора Бориса Громова, разразился в августе 2008 года, когда Следственный комитет при Генпрокуратуре РФ возбудил уголовное дело по поводу незаконного выделения нескольких десятков гектаров подмосковной земли. Как выяснили следователи, первый зампредседателя правительства Московской области Алексей Кузнецов в обход закона передал эти участки компании "РИГрупп" (РИГ), принадлежащей его супруге Жанне Буллок. Более того, у зама Бориса Громова оказалось американское гражданство. Новость произвела эффект разорвавшейся бомбы и стала первым звеном в цепи событий, поставивших Подмосковье на грань финансовой несостоятельности.

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ

   Основатель "РИГрупп" Жанна Буллок прославилась тем, что сумела привлечь к реализации крупных жилых проектов в Нью-Йорке известных дизайнеров, а работу в России начала еще в 2001 году. Портфель РИГ состоял из 60 строительных проектов общей площадью более 2 млн кв. м, а стоимость активов эксперты оценивали в $4 млрд. Участники рынка не сомневались, что у компании есть контакты с подмосковными властями, но о том, что они настолько близкие, не догадывался никто. Связи "РИГрупп" с областными чиновниками оказались еще теснее родственных. Так, в 2008 г. выяснилось, что у компании гигантская для такого игрока долговая нагрузка - 29,6 млрд руб., львиная доля которой приходится на принадлежащие подмосковному правительству структуры - "Мособлтрастинвест" (МОИТК), Московское областное ипотечное агентство (МОИА) и Ипотечную корпорацию Московской области (ИКМО). Кроме того, аффилированная с фирмой Жанны Буллок "РИГрупп-Финанс" занималась организацией и размещением выпуска облигационного займа МОИТК на 3 млрд руб. При этом, как заговорили позднее участники долгового рынка, деньги привлекались правительством Подмосковья практически под личные гарантии тогдашнего министра финансов области Алексея Кузнецова. У РИГ и МОИТК были общие инвестиционные проекты, например, строительство административно-делового центра в Мякининской Пойме, рядом с "Крокус Сити" Араса Агаларова. В рамках этого проекта партнеры выступали в качестве соинвесторов. После того как разгорелся скандал вокруг РИГ и Алексея Кузнецова, экс-чиновник спешно покинул Россию. Последний раз его видели на праздновании нового, 2009-го года во французском Куршевеле. По данным очевидцев, на экс-заместителе Бориса Громова была шуба до пят, а сам он выбирал что-то в бутике Hermes. К слову, что супруга Кузнецова владеет тамошней недвижимостью. В начале 2008 года американское подразделение девелопера RIGroup объявило о приобретении двух luxury-отелей в Куршевеле: Alpes Hotel Du Pralong на 52 номера и Crystal на 51 номер. Сумма сделки не разглашается, однако, по мнению экспертов, каждая гостиница обошлась покупателю примерно в $70 млн.

СКАНДАЛЫ, ИНТРИГИ, РАССЛЕДОВАНИЯ!

   После вынужденного отъезда бывшего подмосковного министра финансов за границу пошатнулись позиции МОИТК. Чтобы понять, насколько это глобальная структура, нужно посмотреть на ее историю и перечень активов. Компания основана в декабре 2000 г., когда областные власти задумали реализацию масштабных инвестиционных проектов, но ощутили дефицит необходимых финансовых ресурсов. Было решено для привлечения внебюджетного финансирования создать структуру, на 100% принадлежащую правительству региона. По большей части источником новых поступлений являлись заемные, прежде всего банковские средства, а крупнейшими кредиторами МОИТК стали ВТБ, Сбербанк, банки "УралСиб" и "Возрождение". Гарантом по кредитам выступало подмосковное правительство, а на полученные деньги компания намеревалась развивать собственный бизнес. После этого МОИТК должна была 50% прибыли возвращать бюджету, а еще 50% инвестировать в новые проекты. "Бюджет Московской области ограничен в способах привлечения кредитных ресурсов и может взять под собственные гарантии не более 50% от общих доходов. Поэтому в рамках одного финансового года областной бюджет просто не в состоянии найти необходимые средства. Трастовая компания как раз позволяет распределять ресурсы в соответствии с финансовыми потребностями проектов", - объяснял корреспонденту "Ко" в 2006 г. гендиректор МОИТК Владислав Телепнев. В итоге МОИТК получила такие активы, как 66,9% акций Ипотечной корпорации Московской области, 51% "Мособлгаза", 75% минус одна акция "Мособлсвета" и только в 2005-м по поручению областного Минфина (то есть вышеупомянутого Алексея Кузнецова) реструктурировала долги муниципалитетов за электроэнергию и газ. В активе МОИТК также 26 оздоровительных комплексов, 23 спортивных объекта и 31 объект культуры.
   После того как Алексей Кузнецов оставил свой пост, финансовое положение МОИТК кардинально изменилось. "С областью активно работала "РИГрупп", которая была только частью цепочки, одной из аффилированных структур. Истории таких фирм стали следствием тотального доверия инвесторов к госструктурам", - говорит начальник отдела анализа облигационного рынка компании "Велес Капитал" Иван Манаенко. По его словам, "в период расцвета долгового рынка в России инвесторы закрывали глаза на вопросы участия Московской области в разных сомнительных проектах, но кризис показал, что государство не всегда отвечает по долгам своим дочерних структур, в частности, это касается МОИТК". "Инвесторы перестали "вестись" на такие обещания еще до разгара кризиса 2008 г., а теперь и подавно смотрят на каждую компанию с сомнением. Одного факта аффилированности уже недостаточно, поскольку инвесторы на практике столкнулись с юридическими аспектами взыскания просроченных долгов", - добавляет Манаенко. В октябре 2008-го в МОИТК начались "чистки". Сменилось руководство - вместо 27-летнего Владислава Телепнева гендиректором был назначен Борис Липкин. Более того, в декабре 2008-го Пушкинский суд арестовал Телепнева. Ему были предъявлены обвинения по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Однако ни смена руководства, ни расследование уголовных дел не спасло финансовое положение МОИТК. В том же декабре 2008-го агентство Standard & Poor's понизило кредитные рейтинги МОИТК до SD (выборочного дефолта), так как компания не погасила два банковских кредита на 4 млрд руб. С учетом того, что гарантом по займам выступало правительство Московской области, рейтинг региона был также понижен до того же уровня. Более того, власти Подмосковья объявили, что не будут погашать облигации Московского областного ипотечного агентства на сумму около 5 млрд руб., поскольку на них был наложен арест в связи с расследованием дела "РИГрупп-Финанс". В рамках этого дела была арестована генеральный директор "РИГрупп-Финанс" Людмила Бездель. Она также входила в ревизионную комиссию Московского залогового банка (МЗБ), членом совета директоров которого был Владислав Телепнев.
   Именно МЗБ стал третьим звеном цепочки, разорванной в августе 2008-го в связи с делом Алексея Кузнецова. Это кредитное учреждение, по данным участников рынка, являлось финансовым центром РИГ, владевшей напрямую 18,79% акций. Еще 22,95% акций через аффилированных лиц контролировала МОИТК. Остальные бумаги принадлежали компаниям "Сигмаплекс", "Росвеб", "Хладосервис" и "Скиф Сервис", бенефициаров которых участники рынка затруднились назвать. Однако негласно эксперты и потребители именовали МЗБ "банком подмосковного правительства". Примерно в то же время, когда начались финансовые проблемы у МОИТК, сложности появились и у банка. В сентябре 2008-го МЗБ стал закрывать свои дополнительные офисы, затем начал требовать 20% за выдачу депозитов, а в ноябре прекратил выдачу депозитов вовсе. Уже в феврале 2009-го Центробанк отозвал у кредитного учреждения лицензию, а его обязательства перед физлицами по результатам тендера, проведенного Агентством по страхованию вкладов, получил Банк Москвы.

СЕРПОМ ПО РЕЙТИНГАМ

   Все вышеперечисленные скандалы не могли не отразиться на финансовом состоянии Подмосковья, в том числе выступавшего гарантом по кредитам МОИТК. В апреле 2009-го
   Standard & Poor's вовсе отозвало кредитные рейтинги Московской области в связи с недостатком информации. По словам заместителя директора группы региональных и муниципальных финансов "Standard & Poor's Россия" Феликса Эйгеля, в настоящий момент у S&P нет доступа к оперативной информации по управлению финансами области, потому агентство не может поддерживать уровень рейтинга. В частности, S&P перестало получать необходимые данные из компетентных органов. В свою очередь в конце апреля международное рейтинговое агентство Moody's подтвердило рейтинг области в иностранной и местной валюте на уровне B3, прогноз "негативный". "В настоящий момент я не вижу угрозы банкротства Московской области, хотя причин снижения инвестиционного рейтинга региона было много - от политической напряженности в окружении губернатора Бориса Громова до участия области в ряде компаний с высокой долговой нагрузкой и не самой лучшей кредитной историей", - говорит Иван Манаенко. По его словам, "надо четко разделять кредитные показатели самой Московской области и компаний, учредителем или соучредителем которых она является. Займы самой области достаточно стабильны, а вот по компаниям, связанным с нею, есть случаи технических дефолтов". В марте 2009-го МОИТК допустила технический дефолт и не исполнила оферту по выкупу своих облигаций серии 02. При этом предъявленный эмитенту объем требований составил 3 553 079 облигаций, что соответствовало 89% объема выпуска. В результате Standard & Poor's понизило рейтинги МОИТК до дефолтных. Однако вслед за этим к маю 2009-го новому руководству компании удалось реструктурировать задолженность. В результате S&P повысило ее рейтинги с SD/SD до СС/ruCC. Половина держателей облигаций, требовавших исполнения оферты, согласились получить 10% причитающихся выплат немедленно. Остальные 90% будут выплачены тремя траншами - в сентябре 2009 г., марте и сентябре 2010 г. Другая половина держателей конвертировала облигации МОИТК в облигации Московской области или получила 100% причитающихся выплат. "Мы вывели рейтинги МОИТК из дефолта, так как компания успешно завершила реструктуризацию облигаций, по которым был допущен дефолт. В настоящий момент рейтинг МОИТК может быть как повышен, так и понижен, в зависимости от того, насколько области удастся синхронизировать график предоставления средств из областного бюджета и график погашения обязательств компании", - констатирует Эйгель. По его словам, рейтинг МОИТК связан с рейтингом Московской области. "Для таких компаний мы используем особую методологию, основанную на трех факторах: рейтинге компании, определяемом ее собственной кредитоспособностью, рейтинге собственника и вероятности предоставления своевременной поддержки от владельца", - объясняет эксперт. На первом этапе анализа S&P определяет рейтинг собственника и "собственный" рейтинг компании. Финальный рейтинг компании может отличаться от рейтинга, определяемого собственной кредитоспособностью, в зависимости от вероятности поддержки. "В данном случае мы полагаем, что вероятность предоставления своевременной поддержки МОИТК со стороны области невелика, а потому финальный рейтинг компании равен ее рейтингу, определяемому собственной кредитоспособностью", - говорит Феликс Эйгель. Если поддержка со стороны Подмосковья станет более вероятной или кредитоспособность области повысится, это может позитивно сказаться на рейтинге МОИТК. "Финансовые трудности существуют и у самого региона, например, есть проблемы роста дефицита бюджета. Однако публичной информации довольно мало, а та, что есть, довольно противоречива. С этой точки зрения было ожидаемо, что Standard & Poor's отзовет рейтинги области", - полагает Манаенко.

ВОЗМОЖНОСТЬ БАНКРОТСТВА

   Падение рейтингов стимулировало разговоры о возможном банкротстве Подмосковья. Строго говоря, для этого есть некторые основания. По обнародованным в апреле данным Минфина РФ, из общей долговой нагрузки российских регионов (654,5 млрд руб.) почти четверть (160,62 млрд руб.) приходится на Московскую область. Кроме того, ее бюджет в этом году реализуется с дефицитом. Тем временем учрежденные областным правительством структуры осаждают многочисленные кредиторы. В частности, 19 июня Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск Альфа-банка о взыскании с МОИТК 473 млн руб. долга по кредиту. В марте банк досрочно истребовал погашение займа в связи с тем, что по другим кредитным договорам МОИТК не исполнила своих обязательств. В свою очередь МДМ-банк требует с МОИТК, МОИА и ИКМО 652,3 млн руб. Связь-банк пытается взыскать с МОИТК 450 млн руб., а банк "Петрокоммерц" - 330 млн руб. В числе кредиторов есть и национальный банк "Траст". По состоянию на 1 июня 2009 года, долг МОИТК равнялся примерно 34,6 млрд руб. Для сравнения: задолженность "РИГрупп" подмосковным компаниям, преимущественно МОИТК, составляет 22,86 млрд руб. Таким образом, можно предположить, что если бы фирма Жанны Буллок исполнила свои обязательства, финансовое положение МОИТК (а вместе с ним и самой области) было бы намного лучше. По данным главного экономиста УК "Финам Менеджмент" Александра Осина, совокупный объем долговых обязательств области, с учетом займов аффилированных с областным правительством структур, превышает 130 млрд руб. "Эти факторы создают негативное давление на рыночные показатели стоимости займов Московской области, ставки по которым сейчас находятся на уровне порядка 19%, вблизи верхней границы среднего диапазона доходности по рублевым муниципальным бондам", - говорит эксперт. По его словам, резкое увеличение притока инвестиций в данный регион в финальный период кредитного бума, очевидно, не сопровождалось адекватным повышением качества риск-менеджмента областного руководства, в том числе сказался недостаток контроля за местными финансами со стороны федерального центра.

ИГРА НА ВЫБЫВАНИЕ

   То, что властям Подмосковья пришлось обратиться к федеральному центру за финансовой помощью, не могло не сказаться на политической обстановке в регионе. С той же настойчивостью, с какой экономисты заговорили о возможном банкротстве области, политологи стали утверждать, что отставка Громова не за горами. "Разговоры об отставке Громова идут уже давно. Более того, некоторые считают, что Лужкова и Громова будут "снимать парой", что их политическая карьера подходит к концу, но, насколько этот процесс растянется, неизвестно", - отмечает заместитель гендиректора Центра политических технологий Сергей Михеев. На практике Борис Громов уже понес существенные потери. В частности, в начале июня 2009 г. ушел в отставку первый вице-губернатор Алексей Пантелеев. А уже через три недели он был назначен сенатором от Ненецкого автономного округа. Не исключено, что бессменный соратник Громова покидал свой пост, получив гарантии трудоустройства, а это означает, что в область он уже не вернется. Более того, по мнению экспертов, сам губернатор отпустил своего заместителя под давлением. На его место был назначен "варяг" - замглавы Федеральной налоговой службы Константин Седов. "Федеральный центр готов дать субъектам Федерации финансовую дотацию, но при этом может десантировать своего представителя в аппарат губернатора. Как правило, такой представитель занимает должность первого заместителя губернатора. Понятное дело, что в последнее время Громов теряет позиции, ему приходится отказываться от своих людей, против него развернулась информационная кампания", - говорит Дмитрий Абзалов, эксперт Центра политической конъюнктуры России. По мнению аналититков, именно таким "агентом" центра, который будет контролировать распределение финансовых ресурсов, должен стать новый вице-губернатор. Однако, как отмечают специалисты, на практике назначение такого наблюдателя далеко не всегда означает уход самого губернатора. "В последнее время появился ряд информационных вбросов на предмет отставки Громова. На фоне финансовых сложностей региона это можно рассматривать как определенный информационный удар. Однако Громов может выстоять, вернуть своих людей и получить назад контроль над регионом", - полагает Абзалов. Можно вспомнить, что в столичном правительстве такой "варяг" появился еще в декабре 2006 г., когда Александр Рябинин был назначен председателем московского комитета по контролю и регулированию инвестиционных программ города. В июле 2007 г. он стал заместителем мэра. По мнению экспертов, новый член московской команды является представителем федерального центра, однако никакой отставки Юрия Лужкова после этого назначения не произошло. Такой сценарий может повториться и в Подмосковье.
   От политического ослабления Бориса Громова, по мнению экспертов, может выиграть Юрий Лужков, который давно уже ратует за объединение Москвы и области. Согласно одному из последних высказываний мэра на эту тему, задача объединения регионов "должна уже не только дискутироваться, но и практически решаться в самой ближайшей перспективе". Ярым противником такого слияния как раз выступает Борис Громов. "В объединении двух субъектов заинтересована больше всего Москва, потому что получает большую новую территорию, а Московская область не заинтересована в этом, так как в таком случае полностью растворится в столице", - говорит Дмитрий Абзалов. Похожим образом развивается идея "консолидации" Санкт-Петербурга с Ленинградской областью. В то время как губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко активно лоббирует эту инициативу, ее областной коллега Валерий Сердюков выступает безоговорочно против.
   Однако эксперты не верят в перспективы скорого объединения Москвы и области, в первую очередь за счет ослабления позиций самого Юрия Лужкова. В октябре 2009-го должны пройти выборы в Мосгордуму, и если градоначальник не сможет обеспечить себе большинство в местном парламенте, то с большой долей вероятности он может лишиться и цепи мэра. "В любом случае объединение Москвы и области сейчас вряд ли возможно. Слишком различные интересы у разных групп - и политические, экономические", - считает заместитель гендиректора ЦПТ Сергей Михеев. По его словам, "эти разговоры идут 15 лет, но ни к чему не привели".

БОЕВОЙ ПРИЕМ

   В сегменте бизнеса от ослабления положения Бориса Громова в первую очередь пострадают связанные с ним предприниматели, среди которых эксперты выделяют прежде всего бывших "афганцев". "Дело в том, что Громов сильно укрепил свои позиции за счет гигантского "афганского" братства и имел собственные интересы в регионе", - говорит Дмитрий Абзалов. Известно, что Борис Всеволодович является основателем и бессменным лидером созданного в 1997 г. "Боевого братства". По словам Абзалова, "в случае ослабления Громова будут расшатываться позиции структур, связанных с этой организацией". Среди росийских бизнесменов довольно много воеваших в Афганистане, участники рынка называют гендиректора Рособоронэкспорта Анатолия Исайкина, главу корпорации "Уралсиб" Николая Цветкова, гендиректора Шереметьево Михаил Василенко, главу "Московского речного пароходства" Константина Анисимова, председателя совета директоров "Уралхима" Дмитрия Мазепина и других. Кто из них может пострадать от пертурбаций среди областных чиновников, сказать сложно, так как личные и деловые связи ветеранов Афаганистана - одна из самых закрытых тем российского бизнеса. Впрочем, кое-какие подвижки уже есть. С 1 июня 2009 г. остановлена работа принадлежащих Мазепину "Воскресенских минеральных удобрений". Более того, обострилось его противостояние с президентом Ассоциации производителей удобрений Андреем Гурьевым. Злопыхатели утверждают, что если владелец "Уралхима", общий долг которого превышает $1,2 млрд, не повлияет на ситуацию, то Воскресенск ждет судьба Пикалево. По мнению экспертов, социальная напряженность в подмосковном городе может стать еще одним козырем в руках противников Бориса Громова.
   Однако подобный передел сфер влияния вряд ли отразится на представителях менее крупного частного бизнеса. Опрошенные "Ко" предприниматели не видят каких-то существенных изменений для себя в связи с ослаблением позиций Бориса Громова и возможным объединением Москвы и области. "От области мы мало зависим, - полагает гендиректор Малаховского мясокомбината Алексей Семин. - Если только плата за электроэнергию возрастет до московского уровня, то это будет большой проблемой". "Мы никогда не зависели от каких-либо областных субсидий, поэтому влияние области на наш бизнес под Москвой ничтожно. Область вообще не слишком интересовалась сельским хозяйством, для нее были приоритетны склады, распределительные центры, другая застройка, это более доходный вид деятельности", - считает президент компании "Русские фермы" Андрей Даниленко.
   Единственно возможные изменения предприниматели связывают с решением инфраструктурных проблем в регионе. "После кризиса инвестиционный потенциал области практически сошел на нет, и это означает, что о ГЧП можно даже и не мечтать. После объединения в один субъект могут открыться новые возможности и перспективы для реализации различных проектов с участием государства и частного бизнеса", - говорит заместитель генерального директора Amdex Group Сергей Бозриков. В частности, речь может идти как раз о прокладке дорог. Второе, негативное изменение связывают с возможной централизацией аппарата. По словам президента ФСК "Лидер" Владимира Воронина, в Московской области проще получить все необходимые согласования, а оформить разрешение на строительство можно в более короткие сроки. "Трудно представить, сколько времени (Прим. "Ко": в случае объединения Москвы и области) способен занять переход на новую систему, форму учета и утверждение налоговых форм. Эти процедуры могут длиться десятилетиями", - предупреждает руководитель аналитического центра корпорации "ИНКОМ" Дмитрий Таганов.
   В свою очередь возможное "банкротство" области, по мнению экспертов, не отразилось бы напрямую на частном бизнесе, однако повлияло бы на котировки государственных бумаг. "На практике это означало бы продажу активов, принадлежащих области, и, по крайней мере, временную приостановку ее кредитования частными банками. Соответственно потери понес бы федеральный бюджет, который вынужден был бы переложить на себя рефинансирование деятельности областных госструктур", - говорит Александр Осин. Кроме того, по его словам, возможно, в 1,5 - 2 раза или более возросла бы стоимость новых публичных заимствований для всех российских регионов. Но даже разговоров об организации нового долгового финансирования пока нет.

 

БАНКРОТСТВО - ЭТО ЖАРГОН

   Феликс Эйгель, "Standard & Poor's Россия":
   Сейчас многие говорят о возможном банкротстве области, но этот термин здесь неприменим, это жаргон. Может быть введено внешнее управление, если просроченная кредиторская задолженность превысит определенный уровень - на сегодняшний момент это 30% собственных доходов. Но в действительности непонятно, что будет, если произойдет дефолт по долговым обязательствам. Нет процедуры реального банкротства региона, можно идти в суд, излагать претензии, добиваться того, чтобы область включила в свой бюджет средства для погашения обязательств, но не более. Регион отличается от любой компании тем, что он не может быть ликвидирован, даже если произойдет его слияние с другим регионом, в таком случае происходит реструктуризация, но средства получить можно, хоть и не в полном объеме. При этом у Российской Федерации сложная позиция, потому что она не отвечает по обязательствам региона, но как гарант стабильности всей системы общественного сектора, возможно, в какой-то момент будет вынуждена предоставить дополнительные финансовые средства.

 

ДЫРКА ОТ БУБЛИКА

   В июне Мособлдума внесла корректировки в бюджет, согласно которым доходы уменьшились на 13,5 млрд руб., до 261,5 млрд руб., а расходы выросли на 1 млрд руб., до 284,9 млрд руб., то есть дефицит бюджета увеличился до 23,3 млрд руб. При этом местные власти не скрывают, как они намерены "латать" образовавшуюся "дыру". "Источником покрытия дефицита мы предполагаем получение долгосрочного кредита из федерального бюджета", - сказала журналистам министр финансов Подмосковья Татьяна Крикунова на пресс-конференции 4 июня 2009 г. Более того, по ее словам, "ни о какой критической ситуации не может быть и речи. Первоочередные расходы бюджета выплачиваются, социальные льготы оплачиваются и более того погашается долг в установленные сроки и объемы".

   Долги похожи на всякую другую западню: попасть в них весьма легко, но выбраться довольно трудно.
   БЕРНАРД ШОУ

   В период расцвета долгового рынка в России инвесторы закрывали глаза на вопросы участия Московской области в разных сомнительных проектах, но кризис показал, что государство не всегда отвечает по долгам своих дочерних структур

   Получить из первоисточника более подробную информацию о выходе Московской области из кризиса "Ко" не удалось из-за отсутствия связи с пресс-секретарем губернатора Московской области Андреем Барковским. В подмосковном Министерстве печати и информации не смогли прокомментировать этот вопрос