Поднявшиеся на олигархах

30.09.200200:00

Россия в моде – этот факт имеет отныне двоякий смысл. О том, что про Россию и русских сейчас модно писать на Западе, читатели Ко знают хорошо: за последнее время фотографии российских олигархов украсили собой обложки ведущих западных деловых изданий. С прошлой же недели – с выходом посвященного моде приложения к американскому журналу Time – Россия стала полноправным участником мирового fashion-бизнеса. Нет, речь идет не о запоздалом признании Славы Зайцева или Валентина Юдашкина; еженедельник просто отдал должное отечественным традициям потребления товаров класса люкс. В список 25 самых влиятельных людей мира моды журнал включил двух представителей России – руководителей компании Mercury Леонида Струнина и Леонида Фридлянда. Они соседствуют с такими всемирно известными персонажами, как модельеры Карл Лагерфельд, Александр Маккуин, Джон Гальяно и Том Форд. Творческие личности представлены также редакторами влиятельнейших мировых fashion-изданий, одним фотографом и бывшей супермоделью Кейт Мосс. Деловая часть списка состоит из пары руководителей французского гиганта LVMH, СEO компаний Inditex (владелец испанского брэнда Zara) и L’Oreal, владельца итальянской фабрики элитных мокасин Tod’s Диего Делла Валле и двух замечательных в своей узкопрофильности (вот что значит развитый рынок!) дам – парижского рекрутера, специализирующегося на подборе дизайнеров в модные дома, и аналитика мирового рынка роскоши из лондонского инвестбанка Morgan Stanley. 

Собственно ритейлеров в списке, кроме двух отечественных Леонидов и CEO лондонского универмага Selfridges, нет. За что такая честь? В сопроводительной статье Time объясняет: российский рынок предметов роскоши находится в противофазе к мировому – у них все падает, а у нас растет (прямо как индекс РТС!); кроме того, на таком рынке, как Россия, преодолеть путы местной бюрократии европейским производителям без опытного проводника трудно. Mercury как раз и выполняет такие функции, за что и заслужила признание ведущих европейских домов моды и статус их российского эксклюзивного представителя (на развитых рынках они легко обходятся без местных партнеров).

Своей публикацией Time подтвердил и даже, можно сказать, освятил то, о чем мы давно подозревали. Признан факт наличия в России не только нефтяных (газовых, алюминиевых, никелевых) олигархов, но и олигархов ювелирно-швейных. Их основное отличие от первых заключается в том, что они как бы олигархи наоборот: богатеют не на экспорте, а на импорте. Забавно, что влиятельность Mercury и ее руководителей в мировой индустрии моды зависит от покупательской способности тех самых первых олигархов и их прислужников, ошибочно принимаемых социологами за российский средний класс. Грустно, что в общем и целом такое разделение олигархического труда отражает объективное состояние российской экономики и торгового баланса: сырье – туда, шмотки и «брюлики» – сюда. Характерно при этом, что Mercury торгует не дешевым ширпотребом, закупаемым на вес (в таком случае Time писал бы про основателей российского аналога С&A, однако такой компании не существует даже в проекте), а совсем наоборот – сплошь изделиями дизайнерских домов с мировыми именами. В ближайшем будущем Mercury планирует открыть торговый комплекс, как пишет Time, «in Moscow’s Bel-Air suburb» (не иначе, как в Жуковке), так что благосостояние первичных олигархов будет подтачиваться в непосредственной близости от места их постоянной дислокации. Итак, перераспределение продолжается.