Подозрительная жизнь

Позвольте мне задать один наивный вопрос: может ли быть, что Усама бен Ладен на самом деле убит? Чем больше проходит времени (уже несколько месяцев), тем сильнее подозрения, что сегодня о бен Ладене нам рассказывают истории, в которые мало верится. Около шести месяцев назад разнеслась весть о том, что Усама погиб во время американской бомбардировки. Эту информацию подтвердил лично пакистанский президент Мушарраф. Но затем по поводу судьбы бен Ладена повсеместно воцарилось молчание.

Мушарраф ошибся? Выдал желаемое за действительное? Возможно. Но, может быть, ему посоветовали не заострять внимания на смерти Усамы. Кто мог бы давать подобные советы лидеру Пакистана? «Друзей-советчиков» можно было бы разделить на две группы. Первая группа – в Вашингтоне. Там могли рассмотреть все «за» и «против» и придти к выводу, что еще некоторое время бен Ладена лучше считать живым. Почему? Ответ прост: Вашингтону так проще представить угрозу исламского терроризма. В этом случае европейские союзники будут вынуждены слепо следовать за Соединенными Штатами в «войне против международного терроризма», которой не видно конца. А поскольку ход этой войны непредсказуем, то может так случиться, что Европе (включая Россию) придется согласиться с проведением американской военной операции против иракского лидера Саддама Хусейна. Существование Усамы бен Ладена является одним из оправданий подобной операции. Не будем забывать и о другом. Рассеять силы талибов оказалось явно недостаточно для победы, как нас уверяли в этом ранее. С тех пор случилось много других событий. Не проходит и недели, чтобы в Вашингтоне не били тревогу по поводу новых террористических актов, в том числе и предположительно в Европе. Это наводит на мысль, что пресловутая «сеть» Аль-Каиды* еще действует во многих регионах планеты, от Малайзии до Марокко и от Алжира до Индонезии. А если дело обстоит именно так, то как объяснить мировому общественному мнению тот факт, что военная операция в Афганистане, довершившая разруху в стране, не привела к желаемому результату? Как быть с заявлениями, что достаточно разгромить талибов, чтобы покончить и с бен Ладеном? Если Усама действительно мертв, то тогда сегодняшняя деятельность Аль-Каиды* доказывает, что разделаться с «международным терроризмом» будет не так просто, с Афганистаном или без него. Выходит, что Вашингтон попал в логическую ловушку, из которой нет выхода. Если раструбить на весь свет, что Усама убит, придется объяснять многое, что не поддается логическому объяснению. Поэтому приходится считать его живым. В общем, живой труп.


* террористическая организация, запрещена в России

Другая группа советчиков Мушаррафа, заинтересованных в том, чтобы Усама считался живым, состоит из бывших друзей – радикальных исламистов. Да, в октябре прошлого года перед началом операции США в Афганистане Мушарраф их «кинул». Но на Востоке все относительно. От некоторых друзей так просто не отделаешься. Можно сделать вид, что ты их покинул, можно расстаться с ними на время, но навсегда уйти от них не получится. А эти «друзья» могут быть заинтересованы в том, чтобы Усаму бен Ладена считали живым, исходя из своих, отличных от американских, соображений. Например, чтобы не деморализовать боевые подразделения террористов-фундаменталистов, разбросанных по всему свету, известием о смерти считавшегося бессмертным и непобедимым лидера. И тем самым держать в напряжении Вашингтон, который ничего другого не ожидает.

Все это наводит на подозрение, что первая группа «друзей» Мушаррафа частично совпадает со второй группой. Подозрение настолько серьезно и тревожно, что заслуживает отдельного большого разговора.

Идем дальше. Если Усама действительно жив, как нас пытаются в этом убедить, то почему он так долго хранит молчание? Можно ли поверить в то, что он не захочет заявить о себе, например, через CNN или Al Jazeera или сняться на видеокассете, чего не было с ноября 2001 года?

Кто-то из журналистов написал о том, что человек с таким гипертрофированным «я», как у Усамы, не может не быть в центре внимания так долго. Это так и одновременно не так. Ведь до массированной террористической атаки 11 сентября Усама в течение ряда лет пребывал в тени. Вполне возможно, что сейчас он готовится к новому рискованному предприятию. А поскольку оно должно быть таким же масштабным, логично предположить, что и подготовка будет длительной и сложной. В этом случае мы не увидим и не услышим бен Ладена несколько лет.

С другой стороны, фантастическая слава, приобретенная в памятном сентябре, не могла не оказать влияния на его сознание. В ходе боевых действий в Афганистане он по меньшей мере четыре раза записывался на видеокассеты. Если бы он сделал то же самое сегодня, ему были бы отведены первые полосы газет и главное время в теленовостях во всем мире. Зачем упускать такую возможность? Живому человеку трудно устоять перед таким искушением.

Так что нельзя исключать, что Мушарраф сказал правду.