Подпитали госденьгами
Согласно статистическим данным, в пик финансового кризиса, который пришелся на 2009 г., рынок лизинга в России сжался более чем в два раза, а доля лизинга в инвестициях упала до 2%. "К 2011 г. объем нового бизнеса вырос почти в четыре раза по сравнению с 2009 г. Тем не менее потенциал рынка еще значительный: в 2011 г. европейский рынок лизинга по сумме профинансированных средств составил 222 млрд евро, а российский - всего 17,7 млрд евро", - констатирует генеральный директор компании "Трансфин-М" Дмитрий Зотов. При этом доля лизинга в инвестициях в основной капитал в РФ в 2011 г. составила 7,7%, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 17-20%.
Однако все без исключения эксперты, опрошенные "Ко", признали, что рынок лизинга строительной техники в целом, а также дорожной техники в частности не только вернулся на докризисный уровень, но и превысил его. "В последнее время данный сегмент демонстрирует серьезный рост, и основная причина - это существенные госинвестиции в инфраструктуру. Общее оживление экономики в последние два года тоже сыграло свою роль, но без масштабных государственных инвестиций это бы не подняло рынок лизинга техники на такой уровень", - объясняет генеральный директор ООО "МКБ-Лизинг" Александр Кожевников. "Выход из кризиса и некоторое оживление на рынке строительной и дорожной техники положительно сказались на результатах данного сегмента в нашей компании, объемы размещенных денежных ресурсов выросли по сравнению с прошлым годом, и мы демонстрируем динамику выше рыночной", - подтверждает руководитель направления лизинга производственного оборудования и спецтехники ООО "ФБ-Лизинг" Дмитрий Парицкий. По его словам, улучшилась платежная дисциплина клиентов, сократилось до минимума количество преддефолтных и дефолтных сделок. Это позволило ООО "ФБ-Лизинг" включить в свои программы новую технику и расширить деятельность на новые регионы.
Но у экспертов "РЕСО-Лизинг" несколько иной взгляд на причины роста. "Активный рост вызван в основном тем, что за последние годы конкуренция среди строительных компаний привела к повышенным требованиям к качеству строительства, а значит, к надежности и эффективности используемой ими техники", - отмечает Елена Панкратова, начальник управления "ВИП Москва" ООО "РЕСО-Лизинг". Крупные и высокорентабельные подряды с предпочтением отдают компаниям, располагающим современным высокопроизводительным технологическим парком. Лизинг же позволяет предприятию быстро перестроить свою технологию в соответствии с существующей потребностью, обновив и увеличив парк техники без значительных дополнительных разовых инвестиций. Кроме того, меняется и сам рынок строительной техники. Потребность в доступной технике отечественного производства в последние годы так выросла, что производители этой техники стали отставать от спроса, а это неконкурентно увеличило сроки ее поставки. "Возникающий вакуум начали активно заполнять поставщики иностранной техники, бывшей в употреблении. Тем более что объемы нового строительства в западных странах стали уменьшаться, и количество техники, поступающей во вторичную продажу, выросло, причем западные предприятия для успешного функционирования меняют свое оборудование на новое в среднем раз в пять лет", - добавляет Елена Панкратова.
Риск - дело благодатное
Рынок спецтехники неоднороден, существует много различных групп потребителей, а работа с каждой из них имеет свою специфику. "Если обобщать, то можно отметить высокую ликвидность предмета лизинга. Также есть такой важный момент, что залог техники регистрируется в Гостехнадзоре, что существенно при получении кредитов на лизинг техники", - рассказывает Александр Кожевников.
Этот аспект неоднозначен, поскольку, с одной стороны, он снижает риски банков и облегчает кредитование, но, с другой, при этом способен существенно увеличить трудозатраты при реализации проектов с федеральными компаниями с широкой региональной сетью, например, когда техника по одному договору лизинга распределена по 45 регионам. Если регистрацию не удается провести силами лизингополучателя, то в каждый регион должен ехать сотрудник лизинговой компании. "Специальная техника - это более сложное направление деятельности по сравнению с легковым и грузовым транспортом для любой финансовой организации, тем более для лизинговой компании, которая с подписанием акта приемки-передачи приобретает имущество в собственность", - признает Дмитрий Парицкий. Сложность заключается в том, что компания - участник этого рынка должна хорошо разбираться в особенностях самой техники, понимать специфику клиентов, нюансы их финансовой отчетности, учитывать сезонный фактор использования некоторых видов спецтехники.
Именно поэтому в ООО "ФБ-Лизинг" лизинг специальной техники и оборудования появился на позднем этапе, когда компания уже приобрела опыт работы в сегментах легкового и грузового транспорта. "Перед нами стояла задача - найти сбалансированный подход к работе с разными видами техники, которые сильно отличаются по свойствам ликвидности. Например, некоторые экскаваторы-погрузчики продаются на вторичном рынке быстрее, чем легковые автомобили С-класса, некоторые виды техники используются сезонно, и зимой реализовать их не представляется возможным", - делится опытом Дмитрий Парицкий. Также лизинговой компании необходимо принимать во внимание стоимость потенциального изъятия имущества и транспортировки его в случае дефолта.
В зависимости от этих факторов участники рынка строят финансовые программы и подходы к анализу финансовой отчетности потенциальных лизингополучателей. "При работе со специализированной техникой у лизинговых компаний возникает ряд трудностей в случае наступления обстоятельств, при которых лизинговый контракт может быть расторгнут", - добавляет Дмитрий Зотов. Во-первых, спецтехника работает зачастую в условиях трудной доступности, что увеличивает сложности с ее изъятием. Во-вторых, рынок потенциальных покупателей спецтехники достаточно узок, что может привести либо к значительным финансовым потерям, либо к увеличению времени экспонирования на рынке. "Соответственно при лизинге спецтехники все эти риски должны быть приняты во внимание: необходимо очень тщательно подходить к оценке лизингового имущества и установлению аванса для лизингополучателя, поскольку в данном случае размер аванса будет выступать в качестве одного из механизмов снижения риска потерь лизинговой компании при изъятии и реализации имущества", - заключает Дмитрий Зотов.
Возврат к конфискату
В случае наступления нового кризиса, о котором в последнее время все чаще рассуждают эксперты, сектор лизинга опять, как это было и в прошлый раз, попадет под удар одним из первых. "Я думаю, что да, поскольку часто приходится сталкиваться с достаточно рискованной политикой многих наших коллег в лизинговой отрасли, - рассуждает Александр Кожевников. - Модель "даем в лизинг всем, но только ликвидную технику и под высокую ставку" нормально работает лишь при спокойной экономике, если изъятую технику легко продать". Когда изъятия приобретают массовый характер, обычно эта модель приводит к банкротству лизинговых компаний.
Эта ситуация не может не волновать участников рынка. Если лизинговая компания банкротится, то наряду с проблемными клиентами страдают нормальные плательщики, а после того, как переживают этот период, они бегают от лизинга как от огня, поскольку с банкротством лизингодателя его клиенты получают многократные не снятые залоги в различных банках, и оставить у себя технику, выплатив все лизинговые платежи, становится нетривиальной задачей. "Здесь лизингополучателям можно только посоветовать осторожнее выбирать лизинговые компании и не ограничивать критерии выбора только минимальным авансом и скоростью получения финансирования", - рекомендует Александр Кожевников.
Дмитрий Зотов не так пессимистичен в своих прогнозах. "Лизинговый рынок формируют компании, имеющие опыт прохождения кризиса. Слабые игроки, так или иначе, покинули рынок. Даже если кризис повторится с такой же силой, последствия для лизинговых компаний, надо полагать, будут мягче", - рассуждает эксперт. Но полностью исключать в этом случае волну изъятий было бы наивно. Возможно и возрождение площадок по реализации лизингового конфиската. "В случае начала новой волны кризиса площадки лизингового конфиската, вероятнее всего, возродятся, некоторые площадки готовы к приему техники уже сейчас, - рассказывает Дмитрий Парицкий. - Это обусловлено тем, что площадки - удобный и надежный способ реализации и хранения лизингового имущества, правила уже сформировались, известны и понятны всем участникам этого рынка. В основном это будут те же площадки, что использовались после кризиса 2008 г.".
В то же время нужно понимать, что не стоит ждать широкого выбора техники на данных площадках, так как некоторые сегменты дорожно-строительной техники потенциальный кризис затронет, скорее всего, незначительно. Например, эксперты не ожидают большого спада в сегментах габаритной техники, экскаваторов-погрузчиков, легкой и средней гусеничной техники. Возможен спад в секторе тяжелой гусеничной техники, а также в сегменте тяжелых экскаваторов, тяжелых погрузчиков и бульдозеров. "Площадки конфиската обязательно возродятся в первые же месяцы кризиса, поскольку при должном подходе это выгодный, активно растущий бизнес при условии, что многие остальные направления бизнес-активности в кризис в лучшем случае стагнируют", - резюмирует Александр Кожевников.