Top.Mail.Ru
архив

Поехали!

09.05.200000:00

Все. Пакуем чемоданы и едем отдыхать. Именно такие настроения царят в офисах российских фирм. Для туроператоров и турагентов это означает, что так называемый высокий сезон уже наступил. Телефоны в их офисах раскалились докрасна, а взмыленные менеджеры настойчиво объясняют очередному клиенту: "Хургады на неделю уже нет. Есть Кипр на 11 дней и восьмидневки в Испанию. И визы за два дня до вылета мы тоже не делаем".

Отечественные путешественники ждут от отдыха приятных впечатлений, хорошего сервиса и отсутствия накладок. Насколько оправданны эти ожидания?

После прошлогоднего кризиса российский туристический рынок снова ожил. Количество туристов, намеревающихся выехать на отдых в дальнее зарубежье, выросло по сравнению с 1999 годом на 18%. По мнению экспертов, темпы роста рынка впрямую связаны со стабилизацией общеэкономической ситуации в стране: у людей снова появились деньги, и они хотят потратить их с удовольствием.

Выживают крупнейшие

Эксперты рынка подметили интересную закономерность: выбор российских туристов крайне сегрегирован. То есть, к примеру, если туристические потоки на испанском направлении уменьшаются, то примерно настолько же вырастает число желающих съездить на Кипр. При этом подавляющее большинство любителей Испании никогда не поедут в Турцию.

Зато наш турист в отличие от своих европейских собратьев охотно меняет одну страну на другую. Если, к примеру, немцы, однажды выбрав страну для отдыха, приезжают туда каждый год, то средний российский турист за пять лет успевает посмотреть не меньше трех стран. Многие из них после посещения стран-курортов стремятся съездить по традиционным европейским маршрутам - в Италию, Францию, Португалию и др.

Правда, на пути многих отечественных путешественников непреодолимой стеной стоят консульские службы разных стран. По идее многие туристы прекрасно знают, что визу нужно заказывать заранее, но есть и такие, которые говорят: срочно нужна виза, завтра улетаю... Между тем в отличие от прошлых лет процесс оформления виз на многих направлениях чрезвычайно усложнился.

Визовые скандалы теперь уже не редкость. Например, после организации постоянных автобусных туров во Францию число туристов, не пожелавших возвращаться на родину, увеличилось в два раза. Французы забили тревогу и пытаются возвести мощные барьеры на пути нежданных гостей. Для них 200 - 300 туристов означает 0,01% прироста, но сколько проблем. Испанцы пошли еще дальше - они ввели процедуру интервью, звонят на работу "ун туристо руссо" и открытым текстом спрашивают у ошеломленного менеджера Сидорова, в какую область Испании он собрался и сколько денег с собой возьмет. Тихий ужас у работников консульских служб вызывает массовый выезд на отдых лиц кавказской национальности.

Татьяна Чувилкина считает, что выдача виз в России - хороший способ заработка для мелких туристических фирм. Серьезные же компании делают визы только для своих туристов. Дошло до того, что консул Испании собрал ведущих туроператоров и попросил гарантий с их стороны. Руководители фирм-туроператоров такие гарантии пообещали. В итоге получается, что ужесточение режима въезда на руку крупным операторам рынка. Мелкие же игроки постепенно с рынка вымываются.

Укрупнение рынка просматривается довольно четко. Большая фирма с соответствующим оборотом имеет гораздо больше возможностей для ведения грамотной маркетинговой политики, нежели мелкие конкуренты. Поэтому семейный турбизнес, гнездящийся в подвальных помещениях, вчистую проигрывает лидерам рынка. Александр Синегибский из TEZ-тур считает, что сейчас на рынке просматривается любопытная тенденция. Крупные туроператоры выстраивают торговые сети, работая по системе франчайзинга. К примеру, сеть магазинов по продаже путевок создала компания "Академсервис".

С такой оценкой согласна и генеральный директор компании ВКО Эллада Пискова. По ее словам, рынок будет укрупняться за счет роста больших компаний и ухода с рынка мелких операторов. "В основном укрупнение связано с ценовой политикой, - говорит г-жа Пискова. - У серьезных компаний гораздо больше возможностей влиять на цены, проводить полномасштабные маркетинговые исследований и мониторинг рынка".

В этом году русские туристы не собираются делать географических открытий - основной их поток поедет, как обычно, в Испанию, на Кипр, в Турцию и Египет. На второй план отойдут Греция и когда-то любимый Тунис. Определенная часть россиян вспомнят о Чехии, Болгарии и других странах-соседях. По словам исполнительного директора ИС "БАНКО" Татьяны Чувилкиной, пик посещаемости курортных мест придется на майские праздники, затем последует резкий спад, а с июня по сентябрь вновь наступит высокий сезон.

В ритмах фламенко

По подсчетам Кристины Себаллос, представителя туристического офиса испанского посольства, в этом году Испанию посетят более 200 тыс. россиян, что на 25% больше, чем в прошлом сезоне. У испанцев были опасения, что недавний конфликт из-за чартерных перевозок уменьшит число желающих побывать в их стране. Но ситуация стабилизировалась уже в течение следующих двух недель. В итоге пострадали сами туроператоры. Сейчас, в преддверии высокого сезона, все места на самых горячих испанских направлениях уже проданы. Половина туристов отправляются на отдых в Каталонию (Коста-Брава, Коста-Дорада). Самые дешевые туры - на Барселону (они стоят на $150 дешевле, чем другие направления). Популярны также Коста-дель-Соль, Валенсия, Аликанте. Оживают Балеарские острова.

При этом резко расширилась география поездок русских туристов. Например, россияне проявили неожиданный интерес к Мальорке, которая ранее никогда не пользовалась особым спросом. Дело в том, что в июне испанские пляжи заполняют англичане. Поэтому, для того чтобы получить небольшой кусочек испанского острова, принять решение о поездке на Мальорку необходимо было до 30 апреля. В этом году так и поступили. Вдобавок Мальорку освоили российские авиакомпании, в результате чего снизились цены на авиабилеты.

Уже появились туристы, которым нужен качественный индивидуальный отдых. По словам г-жи Себаллос, визы делаются за 3 - 4 дня по групповым заявкам и около двух недель по индивидуальным запросам. Увеличения цен на турпакеты в туристическом офисе Испании не прогнозируют. "Скорее наоборот, - считает Себаллос, - туроператоры из страха потерять клиента могут немного снизить цены".

По мнению Эллады Писковой, несмотря на то что владельцы испанских отелей подняли цены на 4%, стоимость путевок не вырастет. "Российские туроператоры делают это совершенно сознательно, - подчеркивает г-жа Пискова. - Им невыгодно уменьшение потоков".

По мнению Татьяны Чувилкиной, большую популярность должны получить курорты Коста-Дорадо - в частности, Бенидорм. Здесь в июне начнет действовать аквапарк "Терра Митика", который, по оценке туристических агентств, привлечет новых отдыхающих. Вообще-то Бенидорм - весьма нестандартный курорт. Это так называемый городской отдых, предоставляющий массу развлечений и позволяющий туристу обойти магазины. Но вид из окон большинства отелей открывается вовсе не на море, а на городские пейзажи. Так что туристам, отдающим предпочтение ленивому отдыху, здесь может не понравиться. По предварительным прогнозам, основная часть русских туристов направится в Коста-Дорадо (примерно 60 - 70%), многие поедут на курорты Коста-Бравы, и совсем немного россиян посетят Балеарские острова.

Турецкий марш

Иная ситуация складывается в Турции - самом освоенном россиянами туристском пространстве. В этом году основной акцент турецкие компании намерены сделать на немцев, скандинавов и французов. Тем не менее, по заверениям турфирм, о русских в Турции тоже стараются не забывать. Турки очень мобильны и чутко реагируют на малейшее изменение конъюнктуры рынка. К примеру, два-три года назад выяснилось, что русским туристам нравится отдыхать по программе "все включено". Турецкие компании сразу же создали подобные программы в двух- и трехзвездочных отелях, хотя традиционно этот вид услуги предлагают пятизвездочные отели. Другой пример: увидев, что русским нравятся водные горки, большинство гостиниц тут же обзавелись ими.

Как считает Татьяна Чувилкина, в этом году туры в эту страну подорожают процентов на 30. В прошлом сезоне правительство Турции дотировало до 50% топливных расходов и до 35% аэропортового сбора. Однако в этом году все дотации отменены. Впрочем, в повышении цен есть свои плюсы. Вместе с обвальным падением цен в прошлом сезоне ухудшился и сервис, началось сокращение рабочих мест, упала заполняемость отелей. От клиентов поступали жалобы на сервис даже в пятизвездочных отелях, что для нынешних турецких реалий просто нонсенс. "Я уверена, что в этом сезоне сервис останется на том высоком уровне, к какому мы уже привыкли", - говорит Татьяна Чувилкина.

"В прошлом сезоне в Турции было две цены отдыха: контрактная и реальная, - констатирует Александр Синегибский из TEZ-тур. - Реальная цена появилась в результате корректировки контрактных цен турецкой стороной. Все эти демпинговые цены не были заложены в контракты. Они стали реальностью после суда над Оджаланом и серии землетрясений, которые сильно подпортили имидж Турции". В нынешнем сезоне турецкие компании демпинговать не намерены. То есть повышение цен по сравнению с прошлым сезоном - просто восстановление реального уровня стоимости тура. При этом здесь (в отличие, например, от Египта) не имеют привычки повышать или понижать цены без предупреждения.

Строгий остров любви

На Кипре все спокойно. По словам Любови Журавлевой, курирующей кипрское направление в компании "Натали-турс", это направление остается одним из самых популярных у россиян. Основные курорты те же, что и всегда, - Аянапа, Ларнака и Лимасол. Кипр принимает гостей из России круглый год. Летом приезжают любители знойных пляжей и теплого моря, осенью открываются двери конференц-залов для бизнесменов, а весной и зимой на Кипре проводят сборы российские футбольные команды.

Цены на этот сезон не будут подвергаться существенной корректировке, однако реальная стоимость поездки все равно снизится. Дело в том, что кипрский фунт продолжает свое падение относительно доллара, в связи с чем проживание на острове станет несколько дешевле. Кроме того, заметно снизились цены на авиабилеты. Увеличилось и количество крупных туроператоров, работающих с кипрским направлением. Так что если раньше средняя стоимость путевки составляла от $600 до $700, то сейчас цены снизятся примерно до $500.

"Правда, если вы хотите совместить кипрский отдых с экскурсионными поездками в Израиль, - уточняет Любовь Журавлева, - то здесь некоторых туристов могут ждать сюрпризы". В основном это касается женщин до 30 лет, путешествующих в одиночестве. Израильская иммиграционная служба действует очень жестко, не разрешая юным дамам покидать теплоход. А если денег у девушки меньше положенных $50 в день, то немедленная депортация ей обеспечена.

Красная жара

По-прежнему стабильно египетское направление. Красное море, пирамиды, круглогодичный туризм, великолепные экскурсионные программы привлекают все новых путешественников.

Российские туристы теперь предпочитают Египет как страну не только зимнего, но и летнего туризма. Так, в летние месяцы 1999 года Египет посетило на 20% туристов больше, чем в сезоне-98. Примечательно, что Египет стал едва ли не единственной страной, которая в 1999 году приняла туристов из России больше, чем их было в предыдущие годы. Остальные страны существенно снизили свои показатели, и в результате в рейтинге наиболее посещаемых россиянами стран Египет переместился с 12-го места в 1998 году на 6-е в 1999-м.

В туристическом офисе посольства Египта в России считают, что секрет популярности заключается в эффективности программы "Египет - круглый год". Существует стереотип, что лето в Египте не является сезоном активного отдыха. Однако, по уверениям египтян, это представление о стране неверно, и 35-градусная жара не ощущается, поскольку "на египетских курортах сухой климат". Но, как показывает практика, основная часть российских туристов посещают Египет все-таки зимой и весной.

Одним из преимуществ направления считается развитая транспортная инфраструктура - в Хургаду только из Москвы летают 17 самолетов. Кроме того, большой поток туристов идет из Новосибирска, Ростова-на-Дону, Красноярска.

В нынешнем сезоне Египет предлагает новый туристический продукт - Александрию. Этот древний город расположен всего в двух часах езды от Каира. Кроме того, Египет продолжает и активную рекламную кампанию.

Тем не менее некоторые туроператоры считают это туристическое направление

весьма сложным. По словам Александра Синегибского из компании TEZ-тур, на египетский рынок вернулись европейцы, и теперь начнется жесткая конкуренция за места в отелях. Российский рынок, построенный на получении "горящих" путевок и мест в гостиницах, не привык к системе жесткого предварительного бронирования мест. А именно так поступают египтяне. Отелям ведь интересна круглогодичная загрузка, а россияне приезжают в эту страну в основном зимой. Именно из-за европейского фактора цены на египетском направлении будут расти. По прогнозам туроператоров, в 2000 году ожидается следующий расклад: диапазон цен составит от $350 до $600. Средняя цена в высокий сезон - $550.

Совсем другое кино

Теперь несколько слов о направлениях-аутсайдерах рынка. Несколько лет назад активная реклама и промоушн Туниса позволили этой стране привлечь немало российских туристов. Однако эта страна явно проигрывает в сравнении со своим основным конкурентом - Египтом. Вдобавок ко всему, цены Туниса гораздо выше египетских. Впрочем, в новом сезоне несколько турфирм заявили о своем желании оживить увядающий Тунис для россиян, поэтому, по прогнозам службы "БАНКО", рейтинг страны повысится с 1,6% до 2%.

Тем временем у Туниса появился еще один конкурент - Марокко. Пока в рейтингах популярности эта страна незаметна, но Марокко - очень интересный рынок. Развитию этого направления (как, впрочем, и многих других) мешает специфическая особенность русских туристов - они очень не любят долгих перелетов. У примеру, по ценам и качеству услуг хороша Куба. Но ведь это больше 10 часов полета. Результат - Куба не входит даже в двадцатку.

Неповоротливость в принятии решений мешает самому старому из зарубежных направлений - Болгарии. Цены здесь соперничают с турецкими, но сервис не идет ни в какое сравнение. Более того, долгое время Болгария стремилась переориентироваться с русских на европейских туристов.

Однако у Болгарии есть и свои преимущества - страна привлекает низкими ценами на питание и приятным климатом. Он гораздо мягче турецкого: в июне - августе здесь не так жарко. К тому же не последнюю роль играет близость языков и обычаев.

Абсолютной страховки от скандала не существует

О ситуации, складывающейся в российском туристическом бизнесе, рассказывает президент Российской ассоциации туристических агентств Сергей Шпилько.

"Ко": За последние годы туристический бизнес стал ассоциироваться в основном с выездом россиян за рубеж. Как вы оцениваете потенциальные возможности России как принимающей страны?

Сергей Шпилько: Прошлый сезон в целом был неплохим. По данным Госкомстата, въезд превысил выезд. И это несмотря на весь антироссийский негатив - балканский кризис, чеченская проблема, экономическая нестабильность. Против нас работало много различных факторов, причем не всегда рыночного характера. Тем не менее число приезжающих туристов выросло, хотя в основном за счет гостей из стран СНГ.

Когда были открыты границы, народ ринулся за рубеж. И пока русские туристы открывали для себя Анталию и Хургаду, в России появилось предложение, не уступающее по цене и качеству иностранным турам. У России свои плюсы: языковая среда, знакомая обстановка. Есть, конечно, и недостатки - прежде всего, к сожалению, сохранилась советская схема планирования курортного сезона. В итоге многие россияне начинают разбивать свой отпуск на несколько частей. Например, отдых в России и плюс к нему отдых за рубежом. Возрождаются подзабытые традиции турпоездок на уик-энд. Помните воскресные поезда и электрички с веселыми толпами туристов?

"Ко": Каковы ваши прогнозы на туристический сезон-2000?

С.Ш.: Сезон ожидается неплохим. Это видно по итогам выставок. Спрос на путевки - ажиотажный. С колес уходит все, что предлагается внутри страны. При этом пока не заметно особого повышения цен.

Расширилась и география поездок. Недавно, например, отправился первый чартер из Новосибирска в Ханъань, скоро отправятся первые чартеры в Марокко и Хорватию. Хочу обратить внимание и на расширение географии внутрироссийских поездок. В лучшую сторону меняется облик городов, становится больше мест для туристических поездок. Например, подъезжаешь к Чебоксарам и видишь буквально лубочную картинку. Чудо-городок на берегу великой реки. Больше стали строить церквей, появляются новые монастыри. Другой пример - Тюменская область. На что там смотреть, кроме нефтяных вышек на фоне суровой северной природы? На самом деле в Тюменской области расположен Тобольск - столица Ермака Тимофеевича. Там и деревянное зодчество, и единственный в Сибири Кремль. И - что не менее важно для полноценного отдыха - четырехзвездочная гостиница. Наша страна полна настоящих туристских сенсаций.

"Ко": Российские туристы часто жалуются на неадекватное поведение зарубежных консульств. Как РАТА собирается с этим бороться?

C.Ш.: Вы правы, с 1993 года не было ни одного сезона без скандалов и коллизий. Такова жизнь туристского рынка. Абсолютной страховки от скандала не существует. Надо постоянно работать с консульствами, чтобы добиться адекватного режима выдачи виз. Но и тут трудно выделить определенные закономерности. Многое зависит от того, насколько эффективно налажен механизм работы консульства. Испанцы, например, в зимние праздники работали до 31 декабря. Греки в свое время отказались от выдачи групповых виз. Чехия и другие страны Восточной Европы вводят визовый режим отнюдь не из желания уменьшить поток туристов из России. Просто им надо вступать в Европейский союз, а там своя политика. Понятны резоны отдельных стран, которые хотят бороться с нелегальной миграцией. Но и они должны понимать, что дополнительные бюрократические барьеры неэффективны. От драконовских мер в итоге страдают простые туристы. Те же, кто хочет эмигрировать, все равно находят лазейки и уезжают.

Рейтинг популярности направлений

СтранаПрогноз на сезон"Лето-99", %Итоги сезона"Лето-99", %Прогноз на сезон"Лето-2000", %
Турция14,326,718,7
Испания17,717,313,6
Кипр10,66,89,9
Италия6,45,46,3
Греция7,46,06,1
Египет6,12,65,9
Россия6,78,05,9
Франция4,74,74,8
Болгария3,82,83,3
Чехия3,02,42,9
Тунис3,61,62,0
Мальта2,11,51,8
Финляндия1,31,41,6
Австрия0,90,71,2
Израиль1,10,91,2
Португалия1,00,81,0
Великобритания0,81,11,0
Украина0,90,91,0
Источник: ИС "БАНКО"

Въездной туризм

Десять стран, лидирующих по числу туристических поездок в Россию (тыс. поездок)

РангСтраны1998199999/98 Изменения в %
1Польша586,0687,7+17,4
2Финляндия366,5316,0-13,8
3Китай198,6178,8-10,0
4Германия117,6107,4-8,7
5США79,666,7-16,2
6Литва52,062,1+19,4
7Латвия36,149,2+36,3
8Великобритания48,045,0-6,2
9Франция59,644,5-25,3
10Италия52,644,4-15,6
Источник: РАТА

Выездной туризм

Десять стран, лидирующих по числу посещений российскими туристами (тыс. поездок)

РангСтраны1998199999/98 Изменения в %
1Китай536,0590,8+10,2
2Турция463,4357,3-22,9
3Польша356,7309,5-13,2
4Финляндия285,4176,8-38,1
5Испания210,4160,5-23,7
6Египет73,3112,9+54,0
7Кипр108,792,3-15,1
8ОАЭ130,282,5-36,6
9Италия110,581,9-25,9
10Германия127,172,5-43,0
Источник: РАТА

Еще по теме