Поехали!
Туристический сезон стартовал. Журналы и газеты пестрят рекламными объявлениями, авиабилеты начинают медленно, но неуклонно дорожать, в магазинах все больше товаров, рассчитанных на отдыхающих. Вот уже пять лет российский туристический рынок растет быстрыми темпами: все больше российских граждан посещают пляжи, оздоровительные курорты, исторические места. Каждая такая поездка позволяет заработать не только турагентству, но также многим фирмам, напрямую не связанным с путешествиями.
Мечтательно листая цветной каталог курортов и отелей, потенциальный отдыхающий редко задумывается о том, сколько компаний заботятся о его достойном отпуске. Агентство, туроператор, хотельер – это лишь вершина айсберга. От туристов и их платежеспособности зависят авиакомпании, страховщики, продавцы спортивных и купальных принадлежностей, пункты по проявке и печати фотографий, создатели путеводителей, операторы мобильной связи, банки, службы денежных переводов и т.д.
Туристический бизнес сам по себе был сверхприбыльным лишь на заре своего существования. Путевки становились доступными для всех, и неизменно понижалась их цена, а турбизнесмены теряли в прибыли с каждого отдельно взятого клиента. Сейчас обороты туристических компаний гораздо скромнее, чем, например, обороты ритейлеров. Самый крупный российский туроператор «Инна Тур» декларирует оборот в $133 млн. Для сравнения: сеть супермаркетов «Пятерочка» говорит о $900 млн. Отдых никогда не был товаром первой или второй необходимости, как продукты питания, и количество туристов не может расти такими же темпами, как количество посетителей супермаркетов. По самым смелым оценкам, за границу сейчас выезжает около 5% населения России (включая бизнесменов, туристов и «челноков»).
Но даже несмотря на скромные обороты и доходы, желающих заработать на туристах немало. По данным за 2003 год, в Москве было выдано почти 5000 лицензий на турагентскую деятельность. «И у всех этих компаний есть собственные офисы с новой мебелью, с несколькими телефонными линиями, с выделенным доступом в Интернет, и за все это они платят, как правило, наличными», – говорит генеральный директор компании UTS Алексей Крылов. К тому же турфирмы всегда выступают активными заказчиками полиграфических компаний: ведь все каталоги, в которых потом клиентам показывают их гостиницы и пляжи, сначала где-то печатают. Помимо этого путешественники тратятся на путеводители, а их пишут, оформляют и печатают, давая работу авторам, фотографам и полиграфическим комбинатам.
В стандартный пакет документов каждого туриста входит бумага, которой обычно уделяют мало внимания, – медицинская страховка. При стандартной недельной или двухнедельной поездке эта услуга стоит относительно недорого – около $1 в день. Все надеются, что о ее существовании на отдыхе вообще не вспомнят, поскольку никаких проблем со здоровьем не будет. Лишь горнолыжники чуть более ответственно относятся к этому пункту. Но сами страховые компании считают работу в туристическом секторе одной из самых рентабельных. Так, например, у Страхового дома ВСК количество сборов в этом сегменте в 2003 году увеличилось почти в два раза. У остальных игроков – «Ингосстраха», «РЕСО-Гарантии» и РОСНО показатели по страхованию выезжающих за рубеж также идут вверх.
Медицинское страхование всегда обязательно, без этого туристу не дадут визу или не впустят в страну. Но компании на этом не останавливаются и с каждым сезоном предлагают туристам различные факультативные услуги. Например, страхование от невыезда или страхование багажа. Туроператоры, ориентированные на массовых потребителей, уже настоятельно рекомендуют клиентам или включают в свои пакеты «невыездную» страховку – на случай если турист из-за форс-мажорных обстоятельств откажется от поездки или просто не получит визу. При отказе менее чем за неделю отдыхающий теряет до 75% стоимости своего тура, многие требуют с турфирмы вернуть все деньги, хотя компания не может этого сделать.
Оплатив поездку и подписав все бумаги, турист отправляется в магазин покупать соответствующую одежду. Зимой большинство раскошеливаются на горнолыжный костюм – в среднем снаряжение обходится в $250. Самые «смелые» тратятся на лыжи с ботинками. Приличный вариант экипировки – еще $700–800. Летом ситуация кажется более простой: для отдыха на море нужен лишь купальник. Однако для многих его выбор и цена вполне сопоставимы с затратами времени и денег на горнолыжный костюм. При этом многим одного пляжного наряда мало, выбирают по два-три, а кто-то обзаводится перед каждым сезоном десятком. По данным компании «Дикая Орхидея», за последние пять лет доля купальников в структуре их продаж увеличилась с 15 до 21%, а доля купальных аксессуаров выросла с 3 до 10%.
Оформив все документы и собрав чемодан, турист отправляется в аэропорт. До курортов большинство добираются по воздуху и, как правило, чартерным рейсом. Несмотря на пренебрежительное отношение и нелюбовь пассажиров к чартерам, для авиакомпаний это неплохой заработок. «Для нас чартер – это гарантированная загрузка и стабильный доход. Ведь все билеты на такие рейсы сразу выкупаются туроператором, мы не думаем о том, как продать их туристам», – говорит пресс-секретарь авиакомпании «Трансаэро» Сергей Быхал. Чартерные перевозки также позволяют расширить географию полетов. «Трансаэро», например, в минувшем зимнем сезоне выполняла прямой перелет в Доминиканскую республику. На регулярных рейсах группы туристов не всегда приветствуются, хотя, по словам Алексея Крылова из UTS, иногда до 30% пассажиров такого самолета – классические туристы.
Формально путешествие заканчивается после того, как турист прошел паспортный контроль и добрался из аэропорта до своего дома. На самом же деле многие, разобрав чемодан, продолжают тратить деньги на поездку: владельцы пленочных фотокамер отправляются в ближайший пункт проявки и печати. По наблюдениям сотрудников турфирм, в путешествиях фотографируют гораздо больше, чем на даче или на семейных праздниках. А спустя некоторое время люди снова начинают мечтать об отдыхе и выбирать страну, отель, турагентство.