Погода на авторынке ясная, возможно падение цен
В 2023 году Китай стал экспортером автомобилей номер один в мире, а РФ — основным их импортером. Но если вчитаться в статистику, то можно заметить интересный казус, который потенциально играет на руку российским покупателям.
Много статистик, хороших и разных
В прошлом году китайские производители, по данным CAAM (China Association of Automobile Manufacturer), отгрузили за рубеж 4,91 млн автомобилей из произведенных ими 30,16 млн. На экспорт шли в основном легковые машины — 4,14 млн (из них 1,16 млн с электроприводом), а также 770 тыс. коммерческих.
По данным китайского таможенного управления, показатели даже выше: экспортировано 5,22 млн автомобилей, из них 4,43 млн легковых. Вероятно, таможенники учли машины, произведенные в 2022 году, но пересекшие границу КНР уже в 2023-м.
Интересный результат получается, если сопоставить данные китайских таможенных органов и статистику компании «Паспорт промышленный консалтинг» (совместное предприятие АО «Электронный паспорт» и агентства «Автостат»), которые с точностью до единицы фиксируют количество автомобилей, поставленных в России на учет. В 2023 году из КНР в РФ было ввезено более 800 тыс. автомобилей. А на учет встали около 530 тыс. легковых и примерно 70 тыс. коммерческих. Разница примерно в 200 тыс. машин слишком существенна, чтобы списать ее на погрешности в подсчетах. Вряд ли они безвозвратно утеряны в пути или внезапно оказались в других странах. Они благополучно добрались до складов российских дилеров.
Объясняется все особенностями нашего рынка. У нас и дилеры, и покупатели привыкли иметь дело с «живым» товаром — за исключением разве что сегмента люкс, где автомобили, как правило, изготавливают по индивидуальному заказу. В Европе даже вполне массовые бренды тоже делают машины под заказ, но в России предпочитают «азиатский» метод формирования гаммы модификаций, когда есть уже фиксированные исполнения и не надо вдумчиво разбираться в списке опций. И все эти модификации должны быть в наличии в автосалонах.
Итог: автомобили, с точки зрения производителей, проданы, но конечному потребителю еще не пришли, оставаясь у дилеров. Это обычное явление, к которому автобизнес и все, кто с ним связан, привыкли во времена до 2020 года, когда дефицит автомобилей на рынке было трудно даже вообразить.
Авторынок «пожелтел»
Есть специальный термин для автомобилей, отправленных производителем или импортером дилерам, но еще не нашедших своего конечного покупателя, их называют «желтыми». В докомпьютерные времена, когда списки печатали на бумаге, такие машины выделяли желтым маркером.
В период стабильно растущего рынка это волновало лишь самих участников этого бизнеса и аналитиков. Представитель компании, чьи показатели отставали от конкурентов, в кулуарах мог ядовито заметить знакомым журналистам, что соперники просто «желтят» и более высокие показатели достигнуты ухищрениями с отчетностью.
В том, чтобы забрать (хотя бы на бумаге) больше автомобилей, были заинтересованы и сами дилеры — за выполнение и перевыполнение плана закупок они получали от поставщиков бонусы и преференции, при этом проданы автомобили или нет, импортера не очень интересовало. Если план не выполнялся, продавцов за это «депремировали». В зависимости от компании и ситуации на рынке форма и размеры «наказания» дилеров варьировались: при недоборе запланированного числа машин дилерскую скидку снижали до символического размера или же уменьшали квоты на наиболее популярные модели и модификации.
Обычно «желтая зона» занимала несколько процентов от общего объема рынка. Но сейчас в РФ в ней оказались те самые 200 тыс. автомобилей, которые из КНР вывезены, а на учет в России не поставлены.
Суммарные планы продаж в России в 2024 году превышают 1,5 млн автомобилей. Глава агентства «Автостат» Сергей Целиков считает этот оптимистичный прогноз вполне реалистичным. В таком случае число «прошлогодних» автомобилей — это примерно 13% потенциальных продаж, доля весьма существенная. А если брать самый пессимистичный прогноз агентства (примерно 1 млн продаж), то «желтым» и вовсе соответствует одна пятая.
Какой эффект даст эта аномальная ситуация?
Снова рынок покупателя
Очевидно, что избыток товара на рынке должен балансироваться снижением цен. Они в последние годы росли совершенно невероятными темпами — такими, что даже подержанные машины (стоимость которых связана с ценами на новые) иной раз можно было продать дороже их изначальной стоимости. Средневзвешенная цена нового автомобиля в конце прошлого года достигла трех миллионов рублей, то есть почти вдвое больше, чем в ставшем для нас теперь точкой отсчета благополучном 2019-м.
И скидки уже появились. Это обычное явление для начала года — автомобили, выпущенные в 2023-м, в новогоднюю ночь превратились в прошлогодние, и несколько сотен тысяч рублей скидки должны это «старение» компенсировать.
На цены будут давить и другие факторы. Взлетевшая в прошлом году ключевая ставка Банка России (с 7,5% в июле до 16% в декабре) привела к существенному удорожанию кредитов, в том числе на новые и подержанные автомобили. Объемы кредитования и по числу выданных, и по сумме стабилизировались и даже снижаются. Это означает, что потенциальные покупатели либо отказываются от приобретения, либо выбирают модели подешевле.
При этом дилеры заинтересованы в выдаче кредитов — они получают за это комиссию от банков. Поэтому зачастую скидки и особые условия предлагаются именно в случае приобретения автомобиля в кредит.
Еще одним инструментом для привлечения покупателей становится трейд-ин — прием машины клиента в счет оплаты стоимости новой. Хотя клиенты часто жалуются на то, что дилер предлагает за их автомобили цену заметно ниже, чем можно получить при самостоятельной продаже, трейд-ин позволяет сэкономить силы и время. Продавать подержанный автомобиль — не самая простая задача, это вам подтвердит любой сотрудник дилера. Ну а упомянутая скидка на новый может частично компенсировать потери.
Отечественный авторынок в этом году, если не произойдет каких-то существенных катаклизмов, должен вернуться в самое правильное его состояние: из «рынка продавца» он станет «рынком покупателя». От этого выиграют все: дилеры смогут продать больше машин, в том числе тех самых прошлогодних, покупатели за те же деньги получат больше автомобилей. В минусе могут оказаться те, кто рассчитывает на сохранение высокого уровня цен на вторичном рынке. При появлении большого количества новых автомобилей спрос на подержанные снижается и цены на них — тоже.
Профессионалы уже готовятся к усложнению работы: глава Российской ассоциации автомобильных дилеров (РоАД) Алексей Подщеколдин говорит, что в 2024 году в РФ «должен заработать реальный цивилизованный оптовый автомобильный рынок», а на сайте ассоциации уже появляются статьи с рекомендациями, как привлекать и удерживать клиента в условиях усиления конкуренции.
Не только «желтеет», но и «белеет»
Против снижения цен сработает ограничение параллельного импорта. Он и так уступает место официальному: если в самом провальном для российского авторынка 2022 году доля альтернативного импорта была 11%, что несущественно ниже доли официального (14%), то в 2023-м выросли именно продажи через дилеров — до 42%, тогда как альтернативный остался практически на прежнем уровне — 12%. В основном он интересен покупателям автомобилей, не поставляющихся в РФ официально. При этом он позволял порой сэкономить на растаможке — за счет ввоза через государства — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в первую очередь Казахстан, Кыргызстан и Белоруссию.
Но теперь эти возможности перекрывает подписанное 13 февраля постановление правительства России № 152: с 1 апреля сэкономить на пошлинах не удастся. «Если коротко, то суть проста: все, что было сэкономлено при растаможке автомобилей в Киргизии, Казахстане или Белоруссии, придется доплатить», — объяснил главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Он отметил, что технически у таможенников есть право применить эти правила и задним числом, но неизвестно, захотят ли они это делать.
В любом случае сокращение возможностей для ввоза и таможенной очистки автомобилей, помимо стандартных каналов, приведет к усилению влияния на рынок официальных дилеров. Учитывая давление «лишних» 200 тыс. машин прошлого года, цены вряд ли вырастут. Но и падение их будет не стремительным, а скорее точечным — у некоторых марок и моделей в отдельно взятые периоды.